Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Ворсиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" к Министерству тарифной политики Красноярского края об оспаривании нормативного правового акта с апелляционной жалобой Министерства тарифной политики Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 07 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя Министерства тарифной политики Красноярского края ФИО5, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" ФИО6, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 16 ноября 2022 года N 764-в "О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 25 марта 2020 года N 63-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" ("адрес", ИНН N) (далее - Приказ N 764-в) произведена корректировка тарифов, установленных на 2023 год приложением N 2 к Приказу от 25 марта 2020 года N 63-в.
Указанный нормативный правовой акт опубликован 22 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, 18 ноября 2022 года в краевой государственной газете "Наш Красноярский край", N 86/1.
Общество с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (далее - ООО "СВР", Общество) обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 764-в со дня его принятия.
В обоснование требований указано, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта органом регулирования необоснованно уменьшены (не включены) административные расходы на 2023 год, расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, а также необоснованно исключены из расчета тарифов для ООО "СВР", установленных на 2023 год, расходы прошлых периодов регулирования, не учтенных в тарифах на питьевую воду на 2019-2023 годы, которые признаны судом экономически обоснованными, в частности административные расходы за 2019 год, расходы по арендной плате за 2019 год, расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации за 2019 год, а также иные.
Поскольку приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 25 марта 2020 года N 63-в, является базовым тарифным решением, в ходе утверждения которого были установлены долгосрочные параметры регулирования и показатели расходов включенных в состав необходимой валовой выручки ООО "СВР" на 2019 год, то утрата юридической силы данного приказа влечет недействительность тарифов на последующие периоды регулирования.
В этой связи административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает законные права и интересы Общества, как коммерческой организации, и препятствует достижению основной цели - извлечению прибыли.
Решением Красноярского краевого суда от 07 ноября 2023 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерство тарифной политики Красноярского края просит постановленный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов указано, что в обжалуемом решении суда в нарушении подпункта 3 пункта 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не приведено выводов относительно несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом первой инстанции не дана оценка доводам органа регулирования, указанным в возражениях от 25 октября 2023 года относительно заявленных ООО "СВР" административных исковых требований.
По мнению апеллянта, при вынесении обжалуемого судебного акта судом допущены нарушения, предусмотренные пунктами 1-4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В письменных возражениях прокурор, участвовавший в деле, общество с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" выражают мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации положений Закона о водоснабжении и водоотведении в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с положениями статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Красноярском крае установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к компетенции Министерства тарифной политики Красноярского края, соответствующее полномочие которого закреплено в пунктах 1.1, 3.15 Положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03 июля 2018 года N 380-п "Об утверждении положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края".
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка опубликования и правил введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктами 30, 33 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования (долгосрочные тарифы).
Данные тарифы ежегодно корректируются с учетом отклонений фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункт 80 Основ ценообразования).
Из пункта 29 Основ ценообразования следует, что тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг, который определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "СВР" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к основному виду деятельности которого, относится забор, очистка и распределение воды.
Общество оказывает услуги водоснабжения потребителям двух муниципальных образований Красноярского края: г. Шарыпово и Шарыповский муниципальный округ, в состав которого входят Родниковский и Холмогорский сельсоветы Шарыповского района Красноярского края.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 25 марта 2020 года N 63-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (далее - Приказ N 63-в) для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года установлены тарифы на питьевую воду, согласно приложению N2. Также, данным приказом установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО "СВР" на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы для формирования тарифов на питьевую воду с использованием метода индексации согласно приложению N 1.
Приказ N 63-в принят в качестве заменяющего нормативного правового акта, признанного решением Красноярского краевого суда от 16 сентября 2019 года недействующим приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 18 декабря 2018 года N 800-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (г. Шарыпово, ИНН N)".
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 21 мая 2020 года N 94-в "О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 25 марта 2020 года N 63-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (далее - Приказ N 94-в) произведена корректировка тарифов, установленных на 2020 год приложением N 2 к Приказу N 63-в, приложение N 2 изложено в новой редакции.
Приказ N 94-в признан недействующим решением Красноярского краевого суда от 03 декабря 2020 года.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 17 декабря 2020 года N 924-в "О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 25 марта 2020 года N 63-в "Об установлении долгосрочных тарифов па питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (далее - Приказ N 924-в) произведена корректировка тарифов, установленных на 2021 год приложением N 2 к Приказу N 63-в, приложение N 2 изложено в новой редакции.
Приказ N 924-в признан недействующим решением Красноярского краевого суда от 19 октября 2021 года.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 14 декабря 2021 года N 758-в "О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 25 марта 2020 года N 63-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (далее - Приказ N 758-в) произведена корректировка тарифов, установленных на 2022 год приложением N 2 к Приказу N 63-в, приложение N 2 изложено в новой редакции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 года, по административному делу N N, признаны не действующими со дня принятия приказы министерства тарифной политики Красноярского края от 25 марта 2020 года N 63-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (г. Шарыпово, ИНН N) в части базового уровня операционных расходов Приложения N 1 и Приложения N 2 и от 14 декабря 2021 года N 758-в "О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 25 марта 2020 года N 63-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (г. Шарыпово, ИНН N).
В апелляционном определении указано, что на базовый период были неверно определены административные расходы, и как следствие подлежала перерасчету расчетная предпринимательская прибыль Общества. Также судом апелляционной инстанции признан экономически необоснованным расчет арендной платы с учетом ежегодной индексации.
В силу требований части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При таком положении является верным вывод Красноярского краевого суда о том, что поскольку апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 года Приказ N 63-в признан недействующим, в части базового уровня операционных расходов Приложения N 1 и Приложения N 2 (тарифы на питьевую воду для потребителей ООО "СВР"), то и оспариваемый Приказ N 764-в является также недействующим, поскольку является производным от Приказа N 63-в.
При этом, доводы апеллянта, что судом первой инстанции не дана оценка позиции органа тарифного регулирования в части обоснованности установленного оспариваемым нормативным правовом актом тарифа, на законность принятого судебного акта не влияют.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы Красноярского краевого суда, они аналогичны позиции стороны административного ответчика в суде первой инстанции, которой суд дал необходимую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 07 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифной политики Красноярского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.