Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Денисова Ю.А, судей Репиной Е.В, Корпачевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Управления Росреестра по г. Москве по доверенности Карпова А.Д. на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 21 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суд от 31 августа 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-0293/2023 по административному иску Куликова А.М. к Управлению Росреестра по г. Москве о признании решения незаконным, обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Денисова Ю.А, объяснения представителя Управления Росреестра по г. Москве по доверенности Карпова А.Д, Куликова А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с названным административным исковым заявлением в котором просил:
о признании незаконным приостановления государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ;
о признании внесенных в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером N, смежных с принадлежащим истцу земельным участком реестровой ошибкой;
об обязании внести изменения в ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером N согласно межевому плану;
об обязании внести описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, в том числе с соседними участками, согласно представленному межевому плану.
В обоснование заявленных требований ФИО2 утверждал, что в ходе проведения кадастровых работ выяснилось, что границы смежного земельного участка с кадастровым номером N накладываются на границы земельного участка истца.
С учетом проведенного согласования кадастровым инженером ООО "Геомер Групп" подготовлен межевой план, исправляющий, в том числе реестровую ошибку.
Поскольку в данном случае исправление реестровой ошибки не изменяет прохождение сложившихся межевых границ земельного участка с кадастровым номером N, он обратился к ответчику с заявлением о проведение действий по государственному кадастровому учету.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ действия по государственному кадастровому учету приостановлены в связи с тем, что на уточняемый земельный участок с кадастровым номером N наложены обеспечительные меры в виде ареста.
Решением Никулинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суд от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление удовлетворено.
Суд постановилпризнать незаконным решение о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ N N, обязав повторно рассмотреть заявление ФИО2 по государственному кадастровому учету в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером N.
В кассационной жалобе, поступившей ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции (в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 по "адрес" по доверенности ФИО7 ставится вопрос об отмене названных судебных актов, состоявшихся по настоящему делу, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов судом материалам дела.
Заявитель полагает, что судебными инстанциями при рассмотрении дела не было учтено, что регистрирующий орган не вправе самостоятельно отменить арест на совершение регистрационных действий, наложенный судом.
По его мнению, межевой план земельного участка, составленный кадастровым инженером, имел недочеты, которые делали не возможным совершение регистрационных действий.
Кроме того, он считает, что у ФИО2 имелась возможность самостоятельно обратится в суд с заявлением о снятии ареста и разрешить данный спор во внесудебном порядке.
ФИО1 по "адрес" по доверенности ФИО7 в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационную жалобу поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в ней, просил ее удовлетворить.
ФИО2 возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оснований для отмены состоявшегося по делу определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия не усматривает.
Конституция Российской Федерации (статья 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2).
Данные положения Конституции Российской Федерации нашли отражение и в статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим кодексом и другими федеральными законами (часть 1).
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного ФИО1, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1 поименованного Кодекса).
Производство по указанной категории дел урегулировано положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ).
Как предусмотрено частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" кадастр недвижимости представляет собой составную часть Единого государственного реестра недвижимости.
Как определено в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений). В кадастр недвижимости вносятся среди прочих такие сведения об объекте недвижимости как его кадастровый номер и дата его присвоения, сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии со статьей 13 названного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия ФИО1 заявителя (если с заявлением обращается его ФИО1);
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно статье 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Положениями статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судебными инстанциями установлено, что ФИО2, является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", СНТ "Ветеран", уч.39 (л.д. 26).
ФИО8 и ФИО10 являются долевыми сособственниками смежного земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно заключению кадастрового инженера, представленного в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении кадастровых работ на земельный участок выяснилось, что фактическая граница смежного земельного участка с кадастровым номером N не совпадает с границей, сведения о которой содержаться в ЕГРН, так как сведения о местоположении границы земельного участка с кадастром номером N вносились в ЕГРН картометрическим способом, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В настоящем межевом плане представлено фактическое местоположение части границы земельного участка N, являющейся общей с уточняемым земельным участком и огражденной объектом искусственного происхождения, существующей более 15 лет на местности (л.д. 18-25).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ФИО1 по "адрес" с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", СНТ "Ветеран", уч. 39 на основании межевого плана.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета приостановлено в связи с наложением обеспечительных мер в отношении смежного земельного участка с кадастровым номером N.
Оспариваемым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N N истцу сообщено о не устранении причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий.
Кроме того, было указано, что на уточняемый земельный участок с кадастровым номером N наложены обеспечительные меры в виде ареста, процессуальные документы об отмене указанных арестов в ФИО1 не поступали.
Также регистратором указано на несоответствие представленного межевого плана требованиям законодательства (л.д. 9-10).
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о том, что наличие записи об аресте не препятствовало в совершении регистрационных действий, а ФИО2 было представлено достаточно документов для совершения таких действий.
С таким выводом районного суда согласился и суд апелляционной инстанции, оставив вынесенное им решение без изменения.
Доводы жалобы о том, что наличие определения суда о наложении ареста и недостатки межевого плана препятствовали совершению регистрационных действий, судом апелляционной инстанции проверены и не подтвердились.
В ответ на запрос ФИО1 по "адрес" председатель Чертановского районного суда "адрес" не подтвердил наличие определения о наложении ареста по той информации, которая ему была предоставлена регистратором (л.д. 129).
Судебными инстанциями также было учтено, что представленный административным истцом межевой план полностью соответствует предъявляемым требованиям, утвержденным Приказом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N N "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
При этом в межевом плане границы определены исходя из фактического расположения на местности в границе существующего искусственного ограждения - забор, посредством определения характерных точек границ забора, закрепленных металлическими столбами; наличие запрета на осуществление регистрационных записей в отношении земельного участка с кадастром номером N не препятствует внесению изменений в сведения государственных реестров.
Таким образом, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
При рассмотрении дела судебными инстанциями правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного, принятые по данному делу судебные акты следует признать законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Никулинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суд от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1 по "адрес" по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.