Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Денисова Ю.А, судей Репиной Е.В, Корпачевой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Афанасьева Андрея Андреевича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 3 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 октября 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-1857/2022 по административному иску Афанасьева Андрея Андреевича к Министерству юстиции Российской Федерации (далее также Минюст РФ) о признании незаконным и отмене решения о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить данные сведения из реестра.
Заслушав доклад судьи Денисова Ю.А, объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Колоскова Е.О, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с названным административным исковым заявлением.
В обоснование своих требований административный истец указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ Минюстом России принято распоряжение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента ФИО1
По мнению ФИО1 распоряжением ограничиваются его права, а само распоряжение не мотивировано защитой каких-либо конституционно охраняемых ценностей и интересов.
Данным распоряжением на него не законно возлагаются обязанности, предусмотренные Федеральным законом N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в том числе по предоставлению отчета о доходах и расходах, он принуждается к осуществлению экономической деятельности, что является несоразмерным вмешательством в его право на уважение частной жизни.
Решением Замоскворецкого районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции (в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с нарушением норм материального права и процессуального права.
Заявитель утверждает, что, названными судебными постановлениями нарушены его права, а именно право на свободу слова, выражения мнения, на "данные изъяты" частной жизни, права не подвергаться дискриминации.
По его мнению, т.к. он является российским журналистом, то наложение на него обязанности маркировать размещенные им сообщения и материалы с пометкой "иностранный агент" приведет к негативным последствиям в его профессиональной деятельности.
Он полагает, что действиями административного ответчика были нарушены его права, закрепленные в Конституции Российской Федерации и в нормах международного права.
Кроме того, он считает нарушенным его право на справедливое судебное разбирательство, т.к. судебными инстанциями были грубо нарушены его процессуальные права при рассмотрении данного дела.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Колосков Е.О. в судебном заседании суда кассационной инстанции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2124-1 "О средствах массовой информации" (нормы приведены в редакции Закона, действовавшей на момент возникновения данного правоотношения) в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Согласно частям 3 - 7 статьи 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2124-1 "О средствах массовой информации", действующих на момент возникновения спорных отношений, юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции
иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Порядок включения в реестр иностранных агентов, виды деятельности иностранного агента в настоящее время установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в котором также предусмотрено включение иностранного юридического лица, общественного объединения, осуществляющих распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов, и получивших поддержку от иностранного источника, в том числе в виде предоставления денежных средств и (или) иного имущества, а также оказания организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах (статьи 1 - 5 названного закона).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр); принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 216 решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах а и б пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Минюст России из Федеральной службы по финансовому мониторингу поступила информация о получении ФИО1 денежных средств от иностранных источников в период с октября 2021 г одной операцией перечислено 16, 02 тыс. рублей от RFE/RL INC ORGANIZACNI SLOZKA (Чехия), а также в период с января 2020 года по апрель 2020 года тремя операциями перечислено 23, 00 тыс. рублей от Радио Свободная Европа/Радио Свобода - Корпункт.
По сведениям Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим письмом Управление Минюста России по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, выявлено получение ФИО1 денежных средств от иностранного источника - RFE/RL INC (Радио Свободная Европа/Радио Свобода - международная некоммерческая радиовещательная организация, финансируемая правительством США, страна регистрации - Соединенные Штаты Америки) ДД.ММ.ГГГГ на сумму 26 110, 14 рублей (сумма в валюте платежа составила 350 долларов США) с назначением платежа - /RFB/EBNTS008267412 HONORARIUM.
По сведениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, поступившим в Министерство юстиции Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является журналистом, общественным деятелем, корреспондентом электронного периодического издания "Интернет издание "Позиция" (ЭЛ N ФС 77-44741 от ДД.ММ.ГГГГ, https://poziciya.spb.ru/), редактор регионального отделения в "адрес".
С декабря 2019 года является корреспондентом издания "Сибирь.Реалии" https://www.sibreal.org/author/ ФИО1- ФИО1/gipuqq (ДД.ММ.ГГГГ включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента).
ФИО1 распространяет/распространял сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Сибирь.Реалии" https://www.sibreal.org/author/ ФИО1- ФИО1/gipuqq - 5 декабря.2017 источник внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
электронное периодическое издание "Интернет издание "Позиция" htt://blg.smipoziciya.info/ - региональная вкладка в "адрес";
"ВКонтакте" https://vk.com/ander_corr - около 700 подписчиков;
"Instagram" https://www.instagram.com/antirating - около 4, 5 тыс. подписчиков;
"Youtube" https://www.youtube.com/channel/UC5mfTw
I06ii8sNNX7s0XdA - информация о количестве подписчиков не выявлена;
"Telegram" https://t.me/antirating_big - 160 подписчиков;
- "TikTok" https://www.tiktok.com/@antirating. - менее 10 подписчиков.
С января 2021 года по январь 2022 года выявлены факты участия ФИО1 в создании сообщений и материалов иностранных средств массовой информации, "Сибирь.Реалии", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", SIA "Medusa Project", выполняющих функции иностранного агента.
"Пиши поменьше репортажей про достойных людей" https://www.instagram.com/p/CStlT-7tl L/) (ДД.ММ.ГГГГ).
"В шоке был, когда увидел" (https://www.instagram.com/p/ CQBgCWMtagN/) (ДД.ММ.ГГГГ).
"МАРАЗМ КРЕПЧАЛ" (https://www.instagram.com/p/ CQEvrtOFG46/) (ДД.ММ.ГГГГ).
"Коротко о том, как работает огласка" (https://www.instagram.com/p/CN4dKNPlwPZ/") (ДД.ММ.ГГГГ).
"Сегодня я не беру интервью, а у меня" (https://www.instagram.com/p/CKV9qbkF2BY/) (ДД.ММ.ГГГГ).
С января 2021 года по январь 2022 года установлены факты участия ФИО1 в создании сообщений и материалов иностранного средства массовой информации "Сибирь.Реалии", выполняющего функции иностранного агента.
"В Приамурье после рейда ОНФ сломали построенные активистом качели"" https://www.sibreal.org/a/v-priamure-posle-reyda-onf-slomali-postroennye-aktivistom-kacheli/31629232.html) (ДД.ММ.ГГГГ.).
"В Благовещенске полицейские применили силу к инвалиду и угрожали "спустить с лестницы"" (https://www.sibreal.org/a/31557838.html) (ДД.ММ.ГГГГ).
"В Благовещенске жительницу избили в СИЗО за отказ сдать отпечатки пальцев" (https://www.sibreal.org/a/blagoveshchensk-zhitel-nicu- izbili-v-sizo-za-otkaz-sdat- otpechatki-pal-cev/31496055.html) (ДД.ММ.ГГГГ).
"Власти Благовещенска хотят принять новый герб со священником"
(https://www.sibreal.org/a/vlasti- blagoveshchenska-hotyat-prinyat-novyy-gerb-so-svyaschennikom/31423789.html) (ДД.ММ.ГГГГ).
"В Благовещенске СК возбудил уголовное дело после избиения журналиста" (https://www.sibreal.org/a/v-blagoveshchenske-sk-vozbudil-ugolovnoe-delo-posle-izbieniya-zhurnalista/31330174.html) (ДД.ММ.ГГГГ).
"Жители Приамурья пострадавшие от наводнения обвиняют власти в бездействии" (https://www.sibreal.org/a/jiteli-priamurya-obvinili-vlasti-v-bezdeystvii/31325339.html) (ДД.ММ.ГГГГ).
"В Приамурье чиновницу арестовали после расследования депутата" (https://www.sibreal.org/a/31231787.html (ДД.ММ.ГГГГ).
"В Приамурье юрист заявил о сжигании медотходов с ртутью" (https://www.sibreal.org/a/31119162.html) (ДД.ММ.ГГГГ)/
"В "адрес" журналиста вызвали в полицию из-за посещения мэрии" (https://www.sibreal.org/a/31050841.html) (ДД.ММ.ГГГГ).
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ распоряжения о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента ФИО1, которое было направлено ему по его последнему известному месту жительства (л.д. 30).
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, районный суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для включения ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы ФИО1, с таким выводом районного суда согласился и оставил вынесенное им решение без изменения.
Доводы кассационной жалобы о том, что включение ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой вмешательство в частную жизнь административного истца в связи с возложением на него дополнительных обязанностей, а также влечет ограничение его прав, и не является необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, получили надлежащую правовую оценку судами.
Вопреки позиции административного истца о нарушении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление права на свободу выражения мнения (и свободу прессы) может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, в целях сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, ее независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие аргументы административного иска и апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и получили надлежащую правовую оценку суда.
При этом судом было установлено, что информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России, соответствует информации, изложенной в письме Росфинмониторинга.
Доводы жалобы о том, что данное письмо не могло быть использовано судебными инстанциями в качестве доказательства по делу, т.к. было получено с нарушением законодательства Российской Федерации, не было представлено для обозрения ФИО1 и отсутствует в материалах дела, нельзя признать убедительными.
Согласно частью 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса.
Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Указанные полномочия Управления определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора; обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (пункт 5 Положения).
В подпункте 13 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу предусматривается, что Росфинмониторинг координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности.
С учетом этих положений судебные инстанции после исследования данного доказательства пришли к правильному выводу о его допустимости (л.д. 55).
Доводы жалобы о том, что ФИО1 и его представителю было отказано в ознакомлении с представленным письмом Росфинмониторинга не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку указанный отказ не зафиксирован в протоколе судебного заседания. Замечания на протокол судебного заседания административным истцом и его представителем не подавались.
Кроме того, судом отмечено, что само обстоятельство получения денежных средств из иностранных источников административным истцом не оспорено.
Разрешая административный спор, и, отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, основания для принятия такого распоряжения в силу 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2124-1 "О средствах массовой информации" имелись, распоряжение Минюста России не нарушает и не ограничивают права и свободы, указанные в статьях 19, 23, 29 и 30 Конституции Российской Федерации и нормах международного права.
Выводы судебных инстанций судебная коллегия находит основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие аргументы административного иска и апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.