Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Денисова Ю.А, судей Репиной Е.В, Корпачевой Е.С.
с участием прокурора Вдовичева Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Правительства г. Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. Москвы по доверенности Золотухина Д.Г. на решение Московского городского суда от 4 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2023 года, вынесенные по административному делу N 3а-5602/2023 по административному иску ООО "Сущевский вал" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства г. Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Денисова Ю.А, объяснения представителя ООО "Сущевский вал" по доверенности Кутелёва А.В, позицию прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вдовичева О.В. о законности обжалуемых судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Правительством "адрес" принято постановление N-ПП размещенным на официальном сайте Правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ http://www.mos.ru и ДД.ММ.ГГГГ опубликованным в издании "Вестник Мэра" и Правительства "адрес"" N, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, приведенный в положении 1 к указанному нормативному правовому акту, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень N-ПП, Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию с ДД.ММ.ГГГГ.
Под пунктом 4662 приведенного Перечня на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0024018:1002 общей площадью 29 269, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", "адрес", "адрес"
Под пунктом 4665 приведенного Перечня на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0024018:1008 общей площадью 4 626, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", "адрес", "адрес".
ООО "Сущевский вал", являясь собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:02:0024018:1002, 77:02:0024018:1008, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими приведенные региональные нормы.
В обоснование своих требований административный истец указывал, что данные нежилые здания не обладают признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 1.1 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О налоге на имущество организаций".
Включение зданий в Перечень противоречит приведё ФИО1 законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.
Решением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворено административное исковое заявление, взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции (в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ) представителем административного ответчика Правительства "адрес" и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития "адрес" по доверенности ФИО5 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель полагает, что здание обладает признаками объекта налогообложения, определенным статей 1.1 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебными инстанциями не был учтен вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены спорные здания.
По мнению подателя жалобы, судами не правильно применены положения постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-П, что привело к вынесению необоснованного и незаконного решения и апелляционного определения.
Кроме того, административный истец имел возможность обратиться в Госинспекцию по недвижимости с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, но этим правом не воспользовался.
Представитель ООО "Сущевский вал" по доверенности Кутелёв А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вдовичев Ю.В, участвовавший в кассационном рассмотрении дела, полагал необходимым судебные постановления оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов судебная коллегия не усматривает.
Условия отнесения зданий к объектам налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, определены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.
Критерии отнесения зданий к объектам налогообложения, указанным в данном пункте, закреплены в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральный законодатель установил, что налоговая база определяется с учетом особенностей, закрепленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, предусмотрев в абзаце ФИО1 пункта 2 статьи 372 названного Кодекса право субъектов Российской Федерации при установлении налога своими законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов).
На территории "адрес" в соответствии со статьей 1.1 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. м. и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункты 1 2).
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории "адрес" осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), при этом площадь здания не учитывается, и (или) вида фактического использования здания (строения, сооружения), имеющего общую площадь свыше 1 000 кв.м.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Судом установлено, что ООО "Сущевский вал" на праве собственности с 2021 года принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами:
77:02:0024018:1002 общей площадью 29 269, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", "адрес", "адрес".
77:02:0024018:1008 общей площадью 4 626, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", "адрес", "адрес".
Спорные здания находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024018:19 с видами разрешенного использования "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6) (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (1.2.1)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); образование и просвещение (3.5) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (ДД.ММ.ГГГГ)); гостиничное обслуживание (4.7) (земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3))".
Данный земельный участок находится в собственности административного истца с ДД.ММ.ГГГГ, виды разрешенного использования земельного участка присвоены распоряжением Департаментом городского имущества "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Спорные здания включены в оспариваемый Перечень исходя из пункта 1 статьи 1.1 Закона "адрес" N "О налоге на имущество организации" и подпункта 1 пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть по виду разрешенного использования земельного участка.
Разрешая заявленные требования, судебные инстанции правильно исходили из того, что содержание указанных выше видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024018:19 обладает признаками правовой неопределенности в его использовании, и безусловно не свидетельствует о возможности размещения на нем объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, т.к. допускает размещение на нем объектов не отвечающих требованиям названного законоположения.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", суды пришли к верному выводу о необходимости установления фактического использования спорного здания.
Оценив в совокупности, представленные в деле акты фактического использования зданий от ДД.ММ.ГГГГ N/ОФИ, N/ОФИ, от ДД.ММ.ГГГГ N/ОФИ, от ДД.ММ.ГГГГ N/ОФИ, суд первой инстанции с которым согласилась судебная коллегия Первого апелляционного суда установил, что спорные здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из представленных административным истцом дополнительному соглашению N к договору подряда N от ДД.ММ.ГГГГ, разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на здания следует, что в спорный налоговый период 2021 года фактически в зданиях проводились работы по их реконструкции; строительство многофункционального комплекса, строительные работы в срок на ДД.ММ.ГГГГ завершены не были, и очевидно что здания не использовались в этот период для размещения в них офисов, объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания
Судебная коллегия находит данный вывод нижестоящих инстанций, законным и обоснованным.
Представленные административным ответчиком доказательства о нахождении в спорных зданиях торговых объектов, офисных помещений, объектов общественного питания и бытового обслуживания со ссылкой на сведения из интернета и информационного ресурса системы "СПАРК" нижестоящими инстанциями изучены и признаны неубедительными.
Суды пришли к обоснованному выводу, что административный истец не мог самостоятельно решить вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку право собственности на земельный участок у него возникло ДД.ММ.ГГГГ, после принятия распоряжения Департаментом городского имущества "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об установлении названных выше видов разрешенного использования земельного участка, а также после включения зданий в Перечни.
Иных доказательств с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О налоге на имущество организаций" и необходимым для включения их в оспариваемый Перечень на 2021 год, Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития "адрес", в нарушение положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
Выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Вопреки доводам кассационной жалобы положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика" к установленным обстоятельствам применены верно.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного, принятые по делу судебные постановления следует признать законным и обоснованным, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Правительства "адрес" и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития "адрес" по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.