Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Иванова Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 1 февраля 2024 года в суд первой инстанции кассационную жалобу ФИО7 на решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 декабря 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО8 об оспаривании бездействия Правительства Москвы, возложении обязанности на Правительство Москвы и Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 27 апреля 2022 года обратился в Правительство Москвы с заявлением о выполнении в срок до 27 мая 2022 года требований статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", части 2 статьи 19.1 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 года N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" и установления размера, условий и порядка назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусматривающего возможность осуществления малоимущим одиноко проживающими гражданами (в том числе не имеющими детей) индивидуальной предпринимательской деятельности в рамках индивидуальной программы социальной адаптации.
Уведомлением Управления по организации работы с документами Правительства Москвы от 28 апреля 2022 года за N ФИО1 сообщено о том, что его обращение в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлено для рассмотрения по компетенции в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы.
Письмом заместителя начальника Управления содействия занятости населения Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы ФИО3 от 20 мая 2022 N ФИО1 дан ответ.
В указанном ответе разъяснено, что проект "Социальный контракт" реализуется согласно постановлению Правительства Москвы от 10 августа 2021 года N 1224-ПП в целях стимулирования малоимущих семей с детьми в преодолении трудной жизненной ситуации путем повышения конкурентоспособности и востребованности на рынке труда трудоспособных членов таких семей. Принять участие в данной программе могут трудоспособные члены московских семей с детьми с доходами ниже прожиточного минимума. Денежные выплаты (субсидии, компенсации), в том числе на открытие и развитие собственного дела, на ведение личного подсобного хозяйства не предусмотрены. Оператором данного проекта является специализированный Центр "Моя карьера".
Сообщено, что поскольку ФИО1 не является членом малоимущей семьи с детьми, он не может стать участником данного Проекта.
Предложено воспользоваться сервисом "Самозанятость и предпринимательство", в рамках которого помогут раскрыть предпринимательский потенциал, развить профессиональные компетенции и навыки современного человека, необходимые для предпринимательства, и обратиться в Центр "Моя карьера".
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Правительству Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, в котором просил признать незаконным бездействие Правительства Москвы, выраженное в невыполнении требований статьи 8.1 Федерального Закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статьи 19.1 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 года N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" по установлению размера, условий и порядка назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта одиноко проживающим в г. Москве гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в г. Москве;
возложить на Правительство Москвы, Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы обязанность установить размер, условия и порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта одиноко проживающим в г. Москве гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в г. Москве, предусматривающего возможность осуществления ими индивидуальной предпринимательской деятельности в рамках индивидуальной программы социальной адаптации.
Требования мотивировал тем, что он является малоимущим, одиноко проживающим гражданином, временно безработным трудоспособным инвалидом II группы (бессрочно). 27 апреля 2022 года ему стало известно, что согласно пункту 1.4 Порядка реализации проекта "Социальный контракт", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 августа 2021 года N 1224-ПП, участниками проекта могут стать только трудоспособные члены малоимущих семей с детьми.
При этом одиноко проживающие в г. Москве граждане, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в г. Москве, не могут получать государственную социальную помощь, что является нарушением.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 11 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 декабря 2023 года, в удовлетворении требований ФИО1 отказано.В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Статьей 8.1 Закона N 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Согласно статье 19.1 Закона г. Москвы N 34 государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется гражданам, среднедушевой доход которых (из расчета на членов семьи или одиноко проживающего гражданина соответственно) ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной в городе Москве, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Размер, условия и порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта устанавливаются Правительством Москвы.
Правительством Москвы принято постановление от 10 августа 2021 года N 1224-ПП "О реализацию в городе Москве проекта "Социальный контракт" в целях стимулирования малоимущих семей с детьми в преодолении трудной жизненной ситуации путем повышения конкурентоспособности и востребованности на рынке труда трудоспособных членов таких семей, оказания им содействия в трудоустройстве.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения приведенных выше норм действующего законодательства и оценив применительно к ним установленные по делу обстоятельства, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении заявленных административных исковых требований, указав, что обращение ФИО1 административным ответчиком рассмотрено по существу в установленном порядке и сроки, ответ мотивирован, подписан уполномоченным лицом.
В кассационной жалобе ФИО1 приводятся доводы, которые сводятся к нарушению судами норм материального права, а именно неправомерном неприменении по отношении к нему положений статьи 8.1 Закона N 178-ФЗ и статьи 19.1 Закона г. Москвы N 34.
Судебная коллегия приведенные доводы не находит заслуживающими внимания.
Действительно, нормы названных норм законов предусматривают получение государственной социальной помощи малоимущими одиноко проживающими гражданами.
В то же время, их исполнение корреспондируется к социальному контракту, устанавливаемому в рассматриваемом случае в соответствии с Законом г. Москвы N 34 Правительством Москвы, которым предусмотрена реализация социального контракта лишь в отношении малоимущих семей с детьми, каковой ФИО1, не имеющий детей, не является.
В этой связи в отсутствие урегулированного порядка, условий и размера социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам признание оспариваемого бездействия по их установлению в отношении ФИО1 незаконным и возложение на административных ответчиков соответствующей обязанности не противоречит нормам материального права.
С учетом изложенного окончательный вывод судов об отказе в удовлетворении требований административного истца представляется правильным.
Принимая во внимание изложенное, содержащиеся в жалобе доводы о нарушении судами норм процессуального права по оценке письменных доказательств, проверке и установлению иных обстоятельств отмену состоявшихся судебных актов не влекут.
Вследствие изложенного кассационная жалоба административного истца оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.А. Иванов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.