Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего ФИО5, судей ФИО7, ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ "Исправительная колония "3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" о признании вещи бесхозной и передачи ее в доход федерального бюджета (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-630/2023), по кассационной жалобе ФКУ ИК-3 УФСИН России по "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" (далее по тексту ФКУ ИК-3) обратилось в суд с вышеуказанным заявлением и указало, что ДД.ММ.ГГГГ в учреждение ФКУ ИК-3 прибыл для отбывания наказания осужденный ФИО1 В период отбывания наказания в виде лишения свободы ценности осужденных, согласно Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН, утвержденной Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, находятся на хранении в кассе учреждения. Также в соответствии с данной Инструкцией (п.24), выдача ценностей владельцам производится при их освобождении или изменении меры пресечения на основании предъявленного акта о сдаче ценностей, а в случае его утери - на основании письменного заявления с указанием времени сдачи и описания ценностей. Согласно бухгалтерской справки N от ДД.ММ.ГГГГ за осужденным ФИО1 числится цепочка из б/м 1 шт. и крестик из б/м 1 шт. ФИО1 был освобожден 27.07.2015 на основании постановления Рассказовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Осужденный убыл по адресу: "адрес". При освобождении осуждённым личные ценности не были получены, о чём ему было сообщено. Также ему предлагалось получить данные вещи лично либо через представителя. Направленное ФИО1 письмо было возвращено с отметкой почтовой связи "Истек срок хранения".
В настоящее время вышеуказанные вещи находятся в ФКУ ИК-3.
Заявитель полагает, что собственник вещей не нуждается в них, так как до сих пор в учреждение с заявлением об их возврате не обращался. У администрации учреждения ФКУ ИК-3 нет оснований хранить данные вещи (ценности), что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
С учетом уточненного заявления, ФКУ ИК-3 просило признать имущество осужденного ФИО1, а именно цепочку из б/м в количестве 1 штука и крестик из б/м в количестве 1 штука, хранящиеся в кассе учреждения бесхозяйными и передать данные вещи (ценности) в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущество в Тамбовской и Липецкой областях для дальнейшего распоряжения и обращения имущества в доход государства.
Решением Рассказовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФКУ "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" о признании вещи бесхозяйной и передачи её в доход федерального бюджета - удовлетворено. Признано бесхозяйным имущество ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - цепочка из б/м в количестве 1 штука и крестик из б/м в количестве 1 штука. Постановлено передать цепочку из б/м в количестве 1 штука и крестик из б/м в количестве 1 штука в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях с целью дальнейшего обращения имущества в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-3 ставится вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Приведенные обстоятельства в обоснование иска ФКУ ИК-3 подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что собственником цепочки и крестика ФИО1 принадлежащее им имущество не востребовано, что свидетельствует, по мнению суда, об отказе собственников от права собственности на данное имущество; спорное имущество является бесхозяйным и подлежит передаче в собственность РФ.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.Исходя из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1314, Федеральная служба исполнения наказания является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
В соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ kN 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" обнаруженные запрещенные в ИУ вещи и предметы изымаются в соответствии с главой XXI настоящих Правил.
Порядок учета и хранения изъятых личных вещей и ценностей установлен Инструкцией по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ФКУ ПК -3 УФСИН России по Тамбовской входит в состав территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации наделено компетенцией исполнения уголовного наказания, исполняет функции государственного органа и вправе в пределах своей компетенции производить изъятие определенного имущества у осужденных, то есть к числу финансовых органов не относятся.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, пунктами 2, 6.10 которого установлено, что данный федеральный орган исполнительный власти, находящийся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Согласно п. 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что правом на обращение в суд с заявлением о признании спорного имущества бесхозяйным и обращении его в собственность Российской Федерации, в силу приведенных положений нормативных правовых актов, ФКУ ИК-3 УФСИН России по "адрес" не обладает. В связи с чем отменил решение суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
У судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласиться с вышеизложенными выводами суда апелляционной инстанций. Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы заявителя о том, что ФКУ ИК-З УФСИН России по "адрес" уполномочен на предъявление данных требований в силу абз. 1 ч. 1 ст. 290 ГПК РФ как лицо, вступившее во владение бесхозяйной вещью, обоснованно исходил из того, что эти доводы основаны на ошибочном понимании норм процессуального права, поскольку в отношении изъятых запрещенных предметов подлежит применению абз. 2 ч. 1 ст. 290 ГПК РФ, определяющий право финансовых органов на обращение в суд с исковым заявлением о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.