Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Жолудовой Т.В, Дегтеревой О.В, при ведении протокола помощником судьи Шатовой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по городу Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 23 мая 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по Москве и Московской области от 04 августа 2022 года N210000077474/756709/22.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ИНН 7703363868) включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы Кострова Анатолия Владимировича с 01 января 1997 года по 12 мая 1998 года в должности сборщика- клепальщика в ЗАО ПО "Даниловский строительный завод".
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ИНН 7703363868) назначить Кострову Анатолию Владимировичу (паспорт РФ 4511 586409) досрочную страховую пенсию с 19 мая 2022 года;
УСТАНОВИЛА:
Костров А.В. обратился в суд с иском к ГУ - ГУ ПФР N8 по г. Москве и Московской области, просил признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N8 по Москве и Московской области от 04 августа 2022 года N210000077474/756709/22, включить в специальный стаж период работы с 01.01.1997 по 12.05.1998, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28 апреля 2022 года, мотивируя заявленные требования тем, что решением ГУ-ГУ ПФР N8 по Москве и Московской области от 04 августа 2022 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в льготный стаж не был включен период его работы в тяжелых условиях с 01.01.1997 по 12.05.1998 в должности сборщика-клепальщика в ЗАО ПО "Даниловский строительный завод", с чем истец не согласен, полагая, что данный период подлежит учету.
Определением суда от 23.01.2023 произведена замена ответчика ГУ - ГУ ПФР N8 по г. Москве и Московской области, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на правопреемника ОСФР по г. Москве и Московской области.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца заявленные исковые требования поддержал, представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ОСФР по г. Москве и Московской области, ссылаясь на отсутствие подтверждения соответствия занимаемой истцом должности Списку N 2, подтверждения занятости не менее 80% рабочего времени в особых условиях труда, дающих право на досрочную пенсию, индивидуальные сведения за указанный период сданы без указания кода льготы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области, истец Костров А.В, извещенные о слушании дела, не явились.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании представителя истца Богданову Д.И, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 - Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью второй статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Сборщики-клепальщики пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", разделу XXXIII. ОБЩИЕ ПРОФЕССИИ, позиции 23200000-18183.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем, понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 28 апреля 2022 года Костров А.В, 19 мая 1967 года рождения, обратился в ГУ-ГУ ПФР N8 по Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N8 по Москве и Московской области N210000077474/756709/22 от 04 августа 2022 года Кострову А.В. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого льготного стажа, в стаж на соответствующих видах работ не были включены периоды: с 01 марта 1990 года, с 01 января 1991 года по 08 января 1991 года, с 10 августа 1991 года по 23 августа 1999 года, 12 февраля 2000 года, с 03 мая 2000 года по 06 мая 2000 года, с 03 сентября 2004 года по 06 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 05 октября 2014 года- отпуска без сохранения заработной платы с 01 января 1997 года по 12 мая 1998 года -сборщик-клепальщик в ЗАО ПО "Даниловский строительный завод", так как согласно ответу на запрос от 27 июля 2022 года N 352 в Поименных списках за 1997-1998 г. Костров А.В. не значится, период работы с 09 октября 1997 года по 12 мая 1998 года отсутствует в выписке из ИЛСЗЛ.
Как следует из трудовой книжки Кострова А.В, он работал в должности сборщика-клепальщика в ЗАО ПО "Даниловский строительный завод" с 06 декабря 1993 года по 12 мая 1998 года.
Согласно справке от 19 августа 2021 года N 07-4-К-57, по документам ОАО "Даниловский строительный завод" Костров А.В. значится в должности сборщика-клепальщика с 06 декабря 1993 года приказ N35-к от 02 декабря 1993 года. Уволен с 12 мая 1998 года приказ N 24-к от 12 мая 1998 года. По лицевым счетам на зарплату значится в должности сборщика-клепальщика. Работал полный рабочий день в режиме полной рабочей недели.
Удовлетворяя исковые требования о признании незаконным решения ГУ - ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области от 04 августа 2022 года N210000077474/756709/22, обязании ответчика включить в подсчет специального стажа периода работы истца в должности сборщика-клепальщика в ЗАО ПО "Даниловский строительный завод" с 06 декабря 1993 года по 12 мая 1998 года, суд исходил из того, что работа истца в данный период соответствует Списку N2, характер работы и полная занятость в тяжелых условиях труда подтверждаются справкой работодателя, иными имеющимися в деле письменными доказательствами.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, учитывая, что в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, оснований не доверять указанным работодателем в справке сведениям не имеется.
Поскольку включение спорного периода работы с 06 декабря 1993 года по 12 мая 1998 года с учетом зачтенных пенсионным органом составляет продолжительность специального стажа, дающего право истцу на досрочную страховую пенсию по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", 12 лет 11 мес. 26 дней, его страховой стаж составляет более 25 дней, принимая во внимание, что возраста 55 лет истец достиг 19.05.2022, суд обоснованно обязал ОСФР по г. Москве и Московской области назначить истцу страховую пенсию по старости со дня возникновения права на нее, т.е. по достижении возраста 55 лет, учитывая положения ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и факт обращения за назначением пенсии 28.04.2022.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе ответчика об отсутствии подтверждения соответствия занимаемой истцом должности Списку N 2, подтверждения занятости не менее 80% рабочего времени в особых условиях труда, дающих право на досрочную пенсию, предоставлении сведений без кодов льготы повторяют позицию, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 23 мая 2023 года без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по городу Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.