Судья суда первой инстанции: Шамова А.И.
Номер дела в суде первой инстанции: Ма-1019/2023
Административное дело N 33а-805/2024
15 января 2024 года г. Москва
Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Пильганова В.М, рассмотрев административное дело по частной жалобе административного истца фио на определение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 июня 2023 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление фио о признании незаконным действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя Царицинского ОСП УФССП по г. Москве Ермолиной С.С. - оставить без движения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец фио обратился в Нагатинский районный суд г. Москвы с административным иском к судебному приставу исполнителю Царицинского ОСП УФССП по г. Москве Ермолиной С.С. о признании действий (бездействия) незаконным.
Суд постановилприведенное выше определение, об отмене которого просит фио
Согласно ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным 34 главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Оставляя без движения административное исковое заявление фио, судья исходил из того, что исковое заявление не соответствует требованиям статьям 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указав на то, что в исковом заявлении не указан административный ответчик ГУ УФССП по г. Москве, к исковому заявлению не приложены копия административного искового заявления по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц или документы, подтверждающие направление/вручение им копии административного искового заявления. Истцу был предоставлен срок для устранения недостатков до 08 августа 2023 года.
Нахожу указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на выборочном, избирательном толковании норм процессуального права.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административное судопроизводство направлено на то чтобы лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, было предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица.
Пункт 3 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает на административного истца обязанность указать в административном исковом заявлении: наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны).
В силу требований поименованного кодекса в административном исковом заявлении должны быть указаны содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования (пункт 5 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
Согласно статье 37, частям 1 и 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к лицам, участвующим в деле, относятся, в том числе, стороны и заинтересованные лица. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в деле по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Вопрос о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика разрешается судом на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству (пункт 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) либо в ходе рассмотрения дела по существу.
Вместе с тем, судьей суда первой инстанции при вынесении оспариваемого определения вышеизложенные положения процессуального закона учтены не были. При этом судебная коллегия отмечает, что из материалов дела усматривается что к административному исковому заявлению была приложена копия административного искового заявления для ответчика.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для оставления административного искового заявления без движения.
Оставив административный иск без движения, суд необоснованно создал препятствия в рассмотрении спора по существу заявленных требований, а потому определение суда подлежит отмене с направлением материалов в тот же суд для рассмотрения вопроса о принятии административного иска к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, определил:
Определение Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 июня 2023 года отменить, материал по административному исковому заявлению фио к судебному приставу исполнителю Царицинского ОСП УФССП по г. Москве Ермолиной С.С. о признании действий (бездействия) незаконным направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья В.М. Пильганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.