Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей адресВ., фио, при секретаре Дорониной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ., административное дело N 2а-759/2023 по апелляционной жалобе административного истца Писаренко Д.С. на решение Зюзинского районного суда адрес от 24 августа 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Писаренко Дмитрия Сергеевича к Объединенному Военному Комиссариату адрес, Призывной комиссии адрес, ФКУ "Военный комиссариат адрес" о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании направить на медицинское обследование - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Писаренко Д.С. обратился в суд с административным иском к Объединенному Военному Комиссариату адрес, Призывной комиссии адрес, ФКУ "Военный комиссариат адрес" о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании направить на медицинское обследование. Требования мотивированны тем, что административный истец состоит на воинском учете в Объединенном военном комиссариате адрес. 06.06.2023 г..административный истец явился на Призывную комиссию адрес в целях прохождения контрольного медицинского освидетельствования, на которое был вызвал по поданной жалобе в порядке, предусмотренном ст. 35.2 Федерального Закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В отношении административного истца было вынесено решение об утверждении решения адрес Южное Бутово о призыве на военную службу, была выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы по призыву на 07.06.2023 г, что подтверждается выпиской из протокола N 27 Призывной комиссии адрес от 06.06.2023 г..С данным решением призывной комиссии административный истец согласен, считает его подлежащим признанию незаконным. При прохождении контрольного медицинского освидетельствования истцом предъявлялись жалобы на боли в челюстных суставах, дискомфорт при пережевывании пищи, сильное смещение верхней челюсти, присутствие большой сагиттальной щели. Административным истцом предоставлялась копия справки о прохождении медицинского осмотра врача стоматолога-ортодонта от 30.04.2023 г..в которой указано, на соотношение первых постоянных маляров по 2 классу Энгля, скученное положение фронтальных зубов верхнего зубного ряда, трема/диастема нижнего зубного ряда, дизокклюзия зубов 1.3, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, сагиттальная щель 10 мм, индекс жевательной эффективности по фио - 24 %.
Данные жалобы и предоставленная справка от врача стоматолога-ортодонта свидетельствует о наличии у истца непризывного заболевания, предусмотренного п. "б" ст. 56 Расписания болезней (Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе"). Согласно ст. 56 Расписания болезней, при аномалии прикуса II степени с разобщением прикуса от 5 до 10 мм с жевательной эффективностью менее 60 процентов по фио или при аномалии прикуса II и III степени с разобщением прикуса более 10 мм (без учета жевательной эффективности) заключение о категории годности к военной службе выносится по пункту "б", который предполагает определение категории годности "В" к военной службе по призыву. Врачи-специалисты, участвующие в проведении контрольного медицинского освидетельствования, посчитали, что данные жалобы и проблемы с состоянием здоровья являются незначительными и не влияющими на прохождение военной службы по призыву. Однако, такое разобщение прикуса может привести не только к эстетическим изменениям, но и к таким проблемам, как рецессия десны, повышенная кровоточивость, периодические воспаления тканей пародонта, большое скопление налета и возникновение коррозионных очагов на зубах из-за невозможности нормального очищения. Кроме того, нормальный прикус обеспечивает симметричное расположение жевательных зубов и плотное соприкосновение верхних и нижних моляров. Таким образом, при употреблении пищи жевательная нагрузка распределяется равномерно, а еда измельчается достаточно качественно. Нарушенный прикус не позволяет обеспечить должную жевательную нагрузку, что приводит к недостаточному измельчению пищи. Попадая в желудочно-кишечный тракт, плохо пережеванная еда может вызвать различные болезни и нарушения функциональности органов ЖКТ. Крупные кусочки пищи увеличивают нагрузку на пищеварительную систему. Также разобщение прикуса может привести к головным и ушным болям, появлению артрита, артроза, вывихам височно-челюстного сустава.
Нарушение прикуса напрямую влияет и на осанку: выдвижение вперед верхнего зубного ряда провоцирует перевес головы, западание грудной клетки. При этом ухудшается тонус, наблюдается хроническое перенапряжение. Степень смыкания челюстей влияет и на полноту дыхания и нормальное функционирование дыхательной системы. Если рот постоянно приоткрыт, происходит пересыхание слизистых, отсюда получается активизация болезнетворных бактерий, что приводит к фарингиту и синуситу. Административный истец считает, что с учетом заявленных жалоб на состояние здоровья ему должны были выдать направление на амбулаторное или стационарное обследование, оспариваемое решение Призывной комиссией адрес противоречит действующему законодательству Российской Федерации, нарушает его право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья, закрепленное пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г..N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу.
Административный истец просил признать незаконным решение Призывной комиссией адрес об утверждении решения адрес Южное Бутово о призыве на военную службу. Обязать Призывную комиссию адрес направить административного истца на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания.
Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец, указывая на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца по доверенности фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определяются категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу его статьей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано
в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
Согласно п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574.
В соответствии с п.2 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Писаренко Д.С, паспортные данные, состоит на воинском учете в военном комиссариате (объединенном, адрес) с 19.02.2018 года.
Решением призывной комиссии адрес 18.05.2023 г. (протокол N 12) Писаренко Д.С. был призван на военную службу по призыву по категории годности Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
18.05.2023 г. административный истец проходил медицинское освидетельствование в военном комиссариате адрес с занесением заключений врачей-специалистов в раздел 2 учетной карты "Результаты медицинского освидетельствования гражданина", по результатам которой в отношении административного истца на основании ст. 17 (г) гр. 1, 66 (д), 68 (г) гр. 1,, 34 (г) гр.1. Расписания болезней (утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе") призывная комиссия Южное Бутово вынесла решение о призыве гражданина на военную службу.
Так же судом первой инстанции было установлено и как следует из личного дела призывника, имевшиеся в распоряжении врачебной комиссии медицинские документы позволили сделать вывод о наличии у административного истца заболевания, которое влечет признание гражданина годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Не согласившись с решением призывной комиссии адрес, Писаренко Д.С. подал жалобу в призывную комиссию адрес.
В рамках рассмотрения материалов личных дел призывников, врачи-специалисты, члены призывной комиссии адрес, ответственные за проведение контрольного медицинского освидетельствования граждан проверяют обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
В соответствии с Приказ Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. N 240/168"Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей военно- врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации) всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.
По решению Призывной комиссии адрес Писаренко Д.С. был вызван на очное контрольное медицинское освидетельствование в призывную комиссию адрес.
06.06.2023г. было проведено контрольное медицинское освидетельствование Писаренко Д.С, по результатам проверки было установлено отсутствие у административного истца заболевания, которое могло бы препятствовать прохождению военной службы.
Решением призывной комиссии адрес от 06.06.2023 г. протокол N 27 Писаренко Д.С. был признан годным к военной службе по категории "Б-4" - годен к военной службе с незначительными ограничениями, а районное решение утверждено.
Оснований для направления административного истца на дополнительное медицинское освидетельствование не имелось.
В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В обязанности призывной комиссии не входит функция определения и вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно п.2 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" заключение о годности гражданина к военной службе дает врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006г. N663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
В соответствии со ст.29 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, в период прохождения медицинского освидетельствования и на момент вынесения в отношении истца медицинского заключения об определении категории его годности к военной службе, сомнений в диагнозе не возникло и направление на дополнительное медицинское обследование не требовалось; порядок принятия оспариваемого решения соблюден, оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, нарушения прав, свобод и законных интересов истца не установлено.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют закону и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда адрес от 24 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.