судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Богдановой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело 2а-2/2023 (УИД 77RS0022-02-2022-013338-11) по административному исковому заявлению Красотиной Любови Викторовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес об обязании совершить действия, по апелляционной жалобе административного истца Красотиной Л.В. на решение Преображенского районного суда адрес от 28 марта 2023 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, уточнив которое, просила признать незаконными действия административного ответчика по образованию контуров земельных участков с кадастровым номером 50:33:0000000:94793 (дата присвоения кадастрового номера 22 апреля 2022 г), адрес (местоположение): адрес; с кадастровым номером 50:32:0000000:40614 (дата присвоения кадастрового номера 17 октября 2022 г), адрес (местоположение): адрес; обязать административного ответчика совершить действия по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений об образованном контуре границы земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:94793; обязать административного ответчика совершить действия по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений об образованном контуре границы земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:40614.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030216:166, расположенный по адресу: адрес. 14 июня 2022 года административному истцу из выписки ЕГРН стало известно о незаконно образованном контуре, наложении (пересечении) границы земельного участка истца с образованным административным ответчиком контуром границы земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:94793. Ответ на ее обращение в Управление, не восстановил права и законные интересы. фио указала, что действия административного ответчика привели к нарушению прав, свобод, законных интересов административного истца по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.
Решением Преображенского районного суда адрес от 28 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований Красотиной Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права. Заявитель указал, что судом не дана оценка действиям административного ответчика по образованию контуров земельного участка; не запрошены необходимые доказательства; выводы суда основаны на предположениях; судом не велось аудиопротоколирование; судом не рассмотрены ходатайства; суд не исследовал материалы дела; протокол судебного заседания содержит сведения не соответствующие действительности.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Суд, отказывая в удовлетворении требований административного истца, исходил из того, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:32:0030216:166, расположенного по адресу:, адрес, номер кадастрового квартала 50:32:0030216, дата присвоения кадастрового номера 29 июля 2009 года, площадь участка 610 +/- 9 м 2, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14 июня 2022 г. Право собственности на данный участок оформлено административным истцом 10 ноября 2020 г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону.
05 июля 2022г. административным истцом в адрес Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии подано обращение, в котором заявитель просил восстановить нарушенные права, устранить незаконно образованные контуры, наложение (пересечение) границ на земельном участке.
08 июля 2022г. обращение перенаправлено для рассмотрения в Управление Росреестра по адрес.
02 августа 2022 г. начальником отдела государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления Росреестра по адрес административному истцу дан ответ в порядке Федерального закона от 02 мая 2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Заявителю сообщено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:33:0000000:94793 внесены в ЕГРН на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в соответствии с решением Серпуховского городского суда адрес от 16 марта 2022 г. по гражданскому делу N 2-2/2021 (УИД 50RS0044-01-2020-003099-88) по иску фио к фио, фио, фио, администрации г. адрес о признании недействительными результатов межевания, при знании незаконными постановлений, договора купли-продажи, соглашения о перераспределении, установлении границ земельного участка, признании земельного участка объектом долевой собственности, определении порядка пользовании земельным участком; по иску Ласкова фио к фио, Красотиной Любови Викторовне, администрации г. адрес, фио, фио о признании незаконными постановления, договора купли-продажи, соглашения о перераспределении, договора дарения, установлении границ земельного участка, определении порядка пользования земельным участком.
Разрешая спор и приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований, суд исходил из того, что характер обращения административного истца соответствовал требованиям Федерального закона от 02 мая 2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", на которое должностными лицами в установленный законом порядке предоставлен мотивированный ответ.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Данная конституционная норма воспроизведена в части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Правовое регулирование процедуры кадастрового учета и государственной регистрации прав регламентируется нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на адрес государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулирует Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которым установлено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (статья 3).
Таким уполномоченным органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457).
Суд не подменяет органы государственной исполнительной власти по вопросам, относящимся к их компетенции. Так, исходя из конституционного принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ), суд не наделен правом разрешать обращения в органы государственной исполнительной власти.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Разрешение требований административного истца относится к исключительной компетенции органа исполнительной власти - Управлению Росреестра по адрес и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Однако, такой порядок Красотиной Л.В. не соблюден, при этом поданное обращение (жалоба), рассмотрена Управлением в соответствии с нормами Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств; оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют требованиям статьи 84 КАС РФ. Доводы апелляционной жалобы о процессуальных нарушениях полностью опровергаются материалами административного дела: протокол судебного заседания отражает все существенные сведения о разбирательстве административного дела; ход судебного заседания фиксировался с применением средств аудиопротоколирования и к протоколу судебного заседания приобщен оптический диск DVD-R с аудиозаписью. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 КАС РФ отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Преображенского районного суда адрес от 28 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Красотиной Л.В.- без удовлетворения.
Решение и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.