адм. дело N33а-1927/2024
р/с N2а-57/2023
26 февраля 2024 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре Нагорном А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Абросимовой Татьяны Кузьминичны на решение Хорошевского районного суда адрес от 31 января 2023 года, которым постановлено:
"В иске Абросимовой Татьяны Кузьминичны к Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес о признании незаконный действий отказать",
УСТАНОВИЛА:
Абросимова Т.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес о признании незаконными действий начальника УКОН по адрес Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес фио по изданию задания от 08 ноября 2021 года N 9085102 на проведение выездного обследования, по подписанию задания от 08 ноября 2021 года N 9085102 на проведение выездного обследования, по подписанию акта выездного обследования от 08 ноября 2021 года N 9085102 о подтверждении факта незаконного использования земельного участка, по неподписанию фототаблицы - приложения к акту выездного обследования от 08 ноября 2021 года, признании недействительным задания от 08 ноября 2021 года N 9085102 на проведение выездного обследования, признании незаконными действий инспекторов УКОН по адрес Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес фио, фио по проведению муниципального земельного контроля в форме выездного обследования, осмотра территории, инструментального обследования в отношении земельного участка площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером: 77:08:0013001:55 и строений на нем без извещения о времени и месте административного истца, по невнесению в документы сведений об использовании фото-фиксирующего устройства, о проверке лазерного дальномера, об использовании нагрудных видеорегистраторов, их серийных номеров, дат проверки и калибровки, по необеспечению сохранности данных видеорегистраторов о мероприятии контроля от 08 ноября 2021 года указанного земельного участка, замеров всех сторон фундамента строения, по внесению недостоверных сведений о конфигурации объекта (жилого дома) и его площади при составлении документов, по необеспечению на момент составления документов наличия сведений в форме выписок из ЕГРП о собственниках объектов недвижимости, по внесению в документы юридических фактов, неустановленных в
законном порядке, по необеспечению подписания всех материалов муниципального земельного контроля всеми инспекторами УКОН по адрес, проводившими проверку - фио, фио, признании незаконными действий инспектора Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес фио по невключению в подписанты документов второго участвующего инспектора фио, по внесению в протокол инструментального обследования в графу вместо сведений о проверке - сведений о калибровке лазерного дальномера, по подписанию документов без второго инспектора УКОН по адрес фио, по необеспчению замеров всех сторон фундамента и как следствие - внесению недостоверных сведений о конфигурации объекта и его площади, признании незаконными действий инспектора Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес УКОН по адрес фио по неподписанию документов по итогу завершения мероприятий земельного контроля, в которых принял личное участие, признании незаконными действий фио, фио по присвоению документам: заданию на проведение выездного обследования, акту выездного обследования, протоколу осмотра территорий, протоколу инструментального обследования, одного номера в нарушение норм действующего законодательства, указывая, что указанными действиями (бездействием) и решениями были нарушены права и законные интересы административного истца.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Хорошевского районного суда адрес от 31 января 2023 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции, Абросимовой Т.К. на праве собственности принадлежит жилой дом и нежилые помещения, расположенные на земельном участке по адресу: адрес.
08 ноября 2021 года начальником Управления Госинспекции по недвижимости было сформировано задание на проведение выездного обследования объекта по адресу: адрес.
По итогам обследования главными инспекторами УКОН по адрес фио и фио были составлены акт выездного обследования, протокол инструментального обследования, протокол осмотра территории и схема к нему от 08 ноября 2021 года.
Решением Хорошевского районного суда адрес от 23 июня 2022 года, заявленные административные исковые требования Абросимовой Т.К. к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес о признании незаконными действий по отказу в предоставлении акта нецелевого использования земельного участка от 08 ноября 2021 года, истребовании нецелевого использования земельного участка от 08 ноября 2021 года и признании его недействительным, оставлены без удовлетворения.
Решением Хорошевского районного суда адрес от 28 июля 2022 года, заявленные административные исковые требования Абросимовой Т.К. к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес о признании незаконными действий по отказу в предоставлении акта нецелевого использования земельного участка от 08 ноября 2021 года, истребовании и признании недействительными указанного акта и материала муниципального земельного контроля в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: адрес, по сносу части жилого дома по указанному адресу, оставлены без удовлетворения.
Решением Хорошевского районного суда адрес от 09 сентября 2022 года, заявленные административные исковые требования Абросимовой Т.К. к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в части признания незаконными действий по неуказанию технического средства, с помощью которого 08 ноября 2021 года проводилась фотофиксация при обследовании земельного участка, расположенного по адресу: адрес удовлетворены, заявленные требования административного истца о признании незаконными действий по обследованию земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: адрес, признании акта нецелевого использования земельного участка от 08 ноября 2021 года недействительным, оставлены без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия административного ответчика соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения в сфере выявления незаконного (нецелевого) использования земельного участка, при этом задание на проведение выездного обследования от 08 ноября 2021 года, акт выездного обследования, протокол осмотра территорий, протокол инструментального обследования и фототаблица от 08 ноября 2021 года выполнены в соответствии с нормами действующего законодательства, права и законные интересы административного истца нарушены не были.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Пунктом 1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 года N 184-ПП, Госинспекция является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории адрес и за ее пределами, находящихся в собственности адрес, в том числе являющихся объектами культурного наследия, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории адрес, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности адрес и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
Согласно пункту 3.3.2 Порядка выявления и пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, установленного Положением о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, в случае выявления управой района адрес, органами исполнительной власти адрес, указанными в пункте 3.2 Положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в срок 15 рабочих дней проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа адрес и Департамент городского имущества адрес, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора адрес.
В соответствии с пунктом 4.1.1 того же Порядка в случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2) (при отсутствии прав на использование земельного участка; при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции); при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке) Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Согласно п. 3.3. Порядка, в случае выявления управой района адрес, органами исполнительной власти адрес, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в срок 15 рабочих дней проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов:
3.3.1. Акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае отсутствия на соответствующем земельном участке признаков (фактов), указанных в пунктах 2.1, 2.2 настоящего Положения, а также в случае подтверждения проведения лицом, имеющим право на использование земельного участка, ремонтных работ и работ по благоустройству территории соответствующего земельного участка, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества адрес.
3.3.2. Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа адрес и Департамент городского имущества адрес, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора адрес.
3.3.3. Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества адрес.
Согласно ст. 56 ФЗ от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в настоящей статье. Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в части 2 настоящей статьи, проводимые в рамках конкретного вида контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение.
Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Согласно ч. 2 ст. 57 данного Закона контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2.38 Порядка организации и осуществления муниципального земельного контроля, утвержденному Постановлением Правительства адрес от 02 марта 2021 года N 262-ПП "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории адрес", при проведении контрольных (надзорных) мероприятий уполномоченным органом может быть осуществлен осмотр, по результатам которого инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных помещений, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
Согласно п. 2.43 указанного Порядка, инструментальное обследование проводится инспектором или специалистом по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения объекта контроля с использованием специального оборудования и (или) технических приборов, средств доступа к информации, предусмотренных статьей 82 Федерального закона N 248-ФЗ, для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
По результатам инструментального обследования инспектором или специалистом составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования.
Анализируя приведенное правовое регулирование и принимая во внимание, что Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес и ее должностные лица действовали на основании предоставленных действующим законодательством полномочий, задание на проведение выездного обследования от 08 ноября 2021 года N 9085102 вынесено уполномоченным лицом в рамках предоставленных полномочий и по имеющимся законным основаниям, порядок составления Акта N 9085102 от 08 ноября 2021 года, протокола осмотра территории N 9085102 от 08 ноября 2021 года, протокола инструментального обследования N 9085102 от 08 ноября 2021 года соблюден, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые действия и документы, вынесенные в рамках выездного обследования, являются законными, прав и законных интересов административного истца не нарушают, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда адрес от 31 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 29 февраля 2024 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.