Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей Кирпиковой Н.С., Тиханской А.В., при секретаре Гужавиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В. административное дело N 2а-267/2023 по апелляционной жалобе представителя административного истца АНО фио "Новая газета", адрес Новая газета", действующей на основании доверенности фио, на решение Тверского районного суда адрес от 18 апреля 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований АНО "Редакционно - издательский дом "Новая газета", адрес Новая газета" к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Федеральному агентству в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании решений незаконным - отказать,
УСТАНОВИЛА:
АНО фио "Новая газета", адрес Новая газета" обратились в суд с административным иском и просили признать незаконным решение Генеральной прокуроры РФ, Федерального агентства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об ограничении доступа к сайту электронного периодического издания "Новая газета", мотивируя требования тем, что было наложено ограничение к доступу к электронному периодическому изданию "Новая газета", распространяемому в сети Интернет по адресу: www.novayagazeta.ru, оснований для наложений данного ограничения не установлено.
В судебном заседании представитель административных истцов фио на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель административного ответчика Генеральной прокуратуры РФ фио в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика Роскомнадзора фио в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административных истцов, полагая, что судом допущены нарушения норм материального права, выводы суда не доказаны.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Роскомнадзора, действующего на основании доверенности фио, сочтя возможным по правилам ст.ст. 150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не уведомивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так судом при рассмотрении дела установлено, что Генеральной прокуратурой РФ 23 июля 2022 года в Роскомнадзор направлено требование от N27-31-2022/Ид10387-22 о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу http://novaya.no/, как содержащему материалы с признаками дискредитации действий Вооруженных Сил Российской Федерации по защите интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
На основании поступившего требования Генерального прокурора РФ доступ к сайту http://novaya.no/ Роскомнадзором был ограничен.
16 ноября 2022 года в связи с обнаружением в сети "Интернет" информационного ресурса http:// www.novayagazeta.ru, сходного до степени смешения с информационным ресурсом http://novaya.no, доступ к которому ограничен в порядке, предусмотренном частями 1-3 ст. 15.3-2 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ, Роскомнадзором было принято мотивированное решение N Пб/3 о признании информационного ресурса копией заблокированного информационного ресурса.
На основании данного решения доступ к информационному ресурсу http:// www.novayagazeta.ru на адрес ограничен.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из законности направленного Генеральной прокуратурой РФ требования и уведомления Роскомнадзора.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда не усматривает.
Так, статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Таким образом, право на распространение информации не является безусловным, а сопряжено с соблюдением требований закона при ее распространении.
Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, регулируется положениями ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на адрес в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам (далее - распространяемая с нарушением закона информация), включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам,
распространяющим такую информацию.
В соответствии с частью 1.2 статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ незамедлительно с момента получения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, уведомления, указанного в части 1.1 настоящей статьи, редакция сетевого издания обязана удалить информацию, указанную в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 15.3-2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет", информационного ресурса, сходного до степени смешения с информационным ресурсом, доступ к которому ограничен в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи (далее - копия заблокированного информационного ресурса), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, незамедлительно:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принимает мотивированное решение о признании указанного информационного ресурса копией заблокированного информационного ресурса;
2) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по постоянному ограничению доступа к копии заблокированного информационного ресурса.
Учитывая, что на сайте 16 ноября 2022 года обнаружен в сети "Интернет" информационный ресурс http:// www.novayagazeta.ru, сходный до степени смешения с информационным ресурсом http://novaya.no, доступ к которому ограничен, Роскомнадзором обоснованно было принято решение о признании информационного ресурса копией заблокированного информационного ресурса и ограничен доступ к ресурсу.
При этом требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации являлось предметом судебной проверки, решением Тверского районного суда адрес от 15 декабря 2022 года административный иск АНО "Редакционно - издательский дом "Новая газета", адрес Новая газета" о признании незаконным требования Генеральной прокуратуры РФ N 27-31-2022/Ид10387-22 от 22 июля 2022 года оставлен без удовлетворения.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о том, что решение Тверского районного суда адрес от 15.12.2022 года, не вступило в законную силу, мотивом для отмены решения суда являться не могут, поскольку основания для принятия Генеральным прокурором РФ соответствующего требования настоящим судом изучены и сомнению не подвергнуты.
Ссылку в апелляционной жалобе на то, что судом не установлены критерии, предусмотренные "Правилами принятия мотивированного решения", которыми руководствовался Роскомнадзор определяя, что www.novayagazeta.ru является копией http://novaya.no, судебная коллегия находит несостоятельной. Судом изучено мотивированное решение Роскомнадзора N Пб/3 от 16.11.2022 года о признании информационного ресурса копией заблокированного информационного ресурса, содержащее критерии сходства(л.д. 72-73).
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административными ответчиками доказано, что обжалуемые решения приняты в рамках предоставленных им законом компетенции, порядок принятия оспариваемых решений соблюден, основания для принятия оспариваемых решений имелись, содержание оспариваемых решений соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов АНО фио "Новая газета", адрес Новая газета", действующей на основании доверенности фио, - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 4 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.