Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В. и судей Пильгановой В.М., Тиханской А.В., при секретаре Ивановой К.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе фио на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 27 февраля 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ФСИН России, МВД РФ об оспаривании действий, связанных с условием содержания под стражей, взыскании денежных средств - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился 02 сентября 2020 года в Кунцевский районный суд г. Москвы с административным исковым заявлением к ФСИН России, МВД России о признании незаконными действий и бездействий административных ответчиков, связанных с условиями его содержания под стражей и его транспортировкой в период с 20 февраля 2018 года по 31 января 2020 года, взыскании компенсации в размере сумма за нарушение условий содержания.
Требования мотивированы тем, что 20.02.2018 первым отделом по расследованию особо важных дел (о преступлениях в сфере транспортной безопасности и коррупции) Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации в отношении фио, фио, фио, фио и иных неустановленных следствием лиц, возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 6 ст. 290, ч. 5 ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации. 20.02.2018 органами предварительного расследования он был задержан по подозрению в совершении преступлений предусмотренных ч. 6 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, после чего был допрошен в качестве подозреваемого. В этот же день, после допроса в сопровождении конвоя госпитализирован нарядом скорой помощи в ГБУ УЗ г..Москвы "Городская клиническая больница имени Д.Д. Плетнева Департамента здравоохранения Москвы". 22.02.2018 в связи с нахождением в стационарном отделении медицинского учреждения до фактической выписки освобожден из-под стражи по решению руководителя следственной группы следователя по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях в сфере транспортной безопасности и коррупции Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации фио 01.03.2018 после выписки из лечебного учреждения по требованию следователя Мещанским районным судом г..Москвы в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, которая многократно продлевалась. Срок предварительного расследования уголовного дела многократно выделялся и продлевался, последний раз до 27 месяцев 23 суток, то есть до 15.06.2020.
За период расследования уголовное дело неоднократно возвращалось для дополнительного расследования, в том числе из прокуратуры, возобновлялось в связи с грубыми нарушениями, допущенными следователем и связанными, в том числе, с привлечением к ответственности фио при отсутствии на то законных оснований и не проведением проверок доводов стороны защиты о его непричастности в совершении преступления предусмотренного ч. 6 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, в последующем: 21.01.2019 предъявлено по п. "а" ч.5 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (4 эпизода) и ч.6 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации; 17.07.2019 предъявлено по ч. 2 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (2 эпизода), ч. 2 ст. 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (2 эпизода) и ч. 6 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации; 29.07.2019 предъявлено по ч. 2 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (2 эпизода), ч.2 ст. 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (2 эпизода) и ч. 6 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. 29.07.22019 руководитель следственного органа отменяет постановление от 29.07.2019 о привлечении качестве подозреваемого обосновывая тем, что следственные действия не возобновлялись, о чем ни фио, ни его защита уведомлены не были никоим образом; 28.02.2020 перепредъявлено по ч. 1 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (4 эпизода) и ч.4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации; 24.03.2020 предъявлено по ч.3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (4 эпизода) и ч.4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. В последующем уголовное дело передано в Кунцевский районный суд города Москвы, где 30 апреля 2021 года судьей Кунцевского районного суда города Москвы, вынесен обвинительный приговор в отношении истца о признании виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, ч.3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, ч.3 ст. 159
Уголовного кодекса Российской Федерации, ч.3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, ч.4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. 12 апреля 2022 года Судебная коллегия по уголовным дел Московского городского суда приговор Кунцевского районного суда г..Москвы от 30 апреля 2021 года в отношении него оставила без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Также ссылался на то, что 16.08.2019 спустя 1 года 5 месяцев 24 дня содержания его под стражей по постановлению Федерального судьи Московского городского суда он был освобожден из-под стражи и ему избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Во время содержания под домашним арестом в нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 содержался и транспортировался в бесчеловечных условиях, тем самым подвергался унижающему достоинство обращению: личные обыски с полным раздеванием, содержание в клетке и прозрачных боксах в залах судебных заседаний, нарушение условий транспортировки, условий содержания в конвойных помещениях судов, согласно приведенным в административном иске доводам.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца фио, возражения представителей ФСИН России фио, фио, представителя МВД России фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
Частью 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" на учреждения, исполняющие наказания, возложена обязанность по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В пунктах 2 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров (часть 1). Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности (часть 2).
Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, фио... паспортные данные содержался в ФКУ СИЗО - 4 УФСИН России по г. Москве в период с 02.03.2018 по 16.08.2019, по прибытию в указанное учреждение административный истец был размещен в камеру N 621 и обеспечен индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями, а именно: матрасом - 1 шт, подушкой - 1 шт, одеялом - 1 шт, наволочкой - 1 шт, простыней -2 шт. и полотенцем (т. 2 л.д. 12, 13); площадь данной камеры составляет 34, 21 м 2, в ней имеется 8 спальных мест. 30.05.2019 был размещен в камеру N 616, ее площадь составляет 32, 55 м 2, имеется 8 спальных мест; 31.05.2019 вновь был размещен в камеру N 621.
Камеры N 616, 621 для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО - 4 УФСИН России по г. Москве оборудованы в соответствии с требованиями п. 42 Правил: спальными местами, столом и скамейкой с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, напольной чашей (унитазом), умывальником (с горячим и холодным водоснабжением), штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией. Телевизор (тумбочка под телевизор или кронштейн для крепления телевизора), холодильник, оборудуются при наличии возможности.
Санитарный узел камеры оборудован сплошной кирпичной перегородкой от пола до потолка, что обеспечивает необходимую степень приватности. Наличие душа в камере правилами не предусмотрено.
Камеры оборудованы естественной приточно-вытяжной и принудительной вентиляцией. Приточно-вытяжная система вентиляции режимных корпусов состоит из вентиляторов различной величины, что способствует 15-17 кратному воздухообмену камерных помещений в час. Данная норма кратности воздухообмена помещений соответствует СП 247.1325800.2016 "Следственные изоляторы уголовноисполнительной системы. Правила проектирования". Вентиляционная система находится в исправном состоянии. Проветривание помещений камер осуществляется дополнительно при выводе подозреваемых, обвиняемых ежедневно на прогулку не менее одного часа, кроме того, в случае необходимости, поступление свежего воздуха осуществляется через форточку оконных проемов. Оконные проемы ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве оборудованы согласно приказу ФСИН "Об утверждении Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России" от 27.07.2007 N 407 и СП 247.1325800.2016 "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования". Решетчатые пластины, затрудняющие доступ воздуха в камеру, фактически отсутствуют. При этом обязательное наличие в камерах вентиляционного оборудования не предусмотрено нормами материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Оконные проемы и освещение соответствует "Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России" СП 15-01 и оборудованы металлической решеткой, деревянными рамами для обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых. Все камеры учреждения оборудованы круглосуточным искусственным освещением мощностью не менее 100 Вт. Дежурное освещение мощностью 75 Вт включается с 22:00 часов до 06:00 часов ежедневно. Ночное освещение оборудовано над дверью камеры, что позволяло лицам, содержащимся в жилой части камеры, спать. Светильники в камерах в исправном состоянии, замена ламп не требуется; отключение ночного освещения не предусмотрено требованиями действующего законодательства; естественное освещение в камерах осуществляется через оконные проемы.
Полы по нормам проектирования следственных изоляторов утверждённый приказом Минюста от 28.05.2001 N161-дсп дощатые беспустотные с креплением к трапециевидным лагам, втопленным в бетонную стяжку по бетонному основанию. Камера находится в удовлетворительном состоянии.
Также судом первой инстанции установлено, что согласно п. 45 Правил санитарная обработка подозреваемых и обвиняемых проводится в соответствии с графиком санитарной обработки, не реже 1 раза в 7 дней не менее 15 минут. Санитарная обработка проводится покамерно в специально оборудованных помещениях душевых. При проведении санитарной обработки осуществляется замена постельного белья. После каждой помывки помещение душевой обрабатывается дезинфицирующим средством. График проведения санобработки составляется на месяц и утверждается начальником учреждения. Термическая обработка одежды и постельных принадлежностей производится в прожарочных шкафах, расположенных в помещениях санпропускников каждого режимного корпуса. Оборудование душевых помещений находится в технически исправном состоянии. Санитарная обработка камерного помещения производится в случае выявлении инфекционных болезней в камере, по предписанию санитарного врача раствором дезинфекционного средства сотрудниками медицинской части. Количество леек в душевых помещениях достаточное для одновременного принятия душа всех лиц, содержащихся в камере. В случае нехватки количества леек на количество лиц, содержащихся в камере, спецконтингент выводится на санитарную обработку в 2 этапа, либо предоставляется увеличенное время для помывки. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.
В соответствии с п. 134 Приказа Минюста России от 14.10.2005 N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (действовали в период содержания фио), в соответствии с которыми в случае, если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности. Ограждение 70 прогулочных дворов и перегородок между ними выполнены кирпичной кладкой толщиной не менее 38 см, высотой не менее 3, 0 м. По верху прогулочных дворов крепится металлическая рама, к которой приваривается металлическая решетка с ячейками не более 170 х 170 мм. Сверху на решетку укладывается и закрепляется металлическая сетка с ячейками не более 50 х 50 мм. В середине прогулочного двора устанавливается скамейка, над прогулочными дворами, вдоль стен, противоположных помосту для младшего инспектора, устраиваются навесы для укрытия от атмосферных осадков шириной до 1, 2 м. Двери прогулочных дворов устраиваются по типу камерных.
Конвоирование фио на следственные действия и для участия в судебных процессах осуществлялось на специальном автотранспорте, оборудование которого соответствует требованиям, приведенным в Правилах стандартизации ПР 78.01.0024-2010 от 14.10.2010 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Специальные технические требования" и приказе Минюста России от 04.09.2006 N 279. Время отправки из учреждений на следственные действия зависит от времени прибытия полка по конвоированию, назначенного от ГУ МВД России, поскольку конвоирование лиц, содержащихся под стражей, осуществляется органами внутренних дел. Распределение подозреваемых, обвиняемых по камерам сборного отделения осуществляется согласно категориям тяжести совершенных преступлений в соответствии со ст. 33 ФЗ N 103-ФЗ.
Согласно примерному распорядку дня подозреваемых и обвиняемых в соответствии с приложением N 4 Правил, подъем осуществляется в 6.00.
В сборном отделении находятся 4 бокса временного содержания, площадь которых соответствует Нормам проектирования следственных изоляторов ФСИН России СП 15-01 и составляют 12, 1 кв. м.; 12, 7 кв. м.; 13, 0 кв. м.; 25, 4 кв. м.; место для курения в указанных камерах не предусмотрено; сборные камеры для временного пребывания прибывающих и убывающих оборудованы: скамейками с числом посадочных мест по количеству мест в камере из расчета длины скамеек 0, 4 пог. м. на одного человека; вешалкой для верхней одежды; подставкой или кронштейном под бачок для питьевой воды; бачком для питьевой воды; урной для мусора; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; светильником дневного освещения; унитазом со сливным бачком; умывальником.
Личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу и производится в соответствии с Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, которым утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, согласно которым подозреваемые и обвиняемые, поступившие в СИЗО, подвергаются полному личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи - досмотру. Также полному обыску указанные лица подвергаются перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию. Неполный обыск производится при выводе подозреваемых и обвиняемых в пределах СИЗО (в медицинскую часть, на прогулку, к фотодактилоскописту, следователю, дознавателю, до и после свидания с защитниками, родственниками и иными лицами, при переводе в другую камеру и т.д.). При неполном обыске просматривается и прощупывается одежда и обувь обыскиваемого без его раздевания. Личный обыск подозреваемых или обвиняемых производится работниками СИЗО одного с ними пола.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления фио, суд первой инстанции, руководствуясь Уголовно-исправительным кодексом Российской Федерации и приведенными выше нормативными актами, исходил из того, что условия его содержания в ФКУ СИЗО - 4 УФСИН России по г. Москве соответствовали вышеприведенным нормам права, а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод; допустимых, достаточных и достоверных доказательств противоправности действий (бездействия) сотрудников ФКУ СИЗО-4 УФСИН России, МВД Росси и причинно-следственной связи между такими действиями (бездействием), а также причинением истцу вреда или пережитых страданий для подтверждения права на компенсацию в результате незаконных действий не представлено; каких-либо жалоб от административного истца по вопросу условий содержания и в период конвоирования не поступало; нарушений условий содержания, в том числе в боксах временного содержания; условий перевозки, а также нарушений при проведении личного обыска со стороны административных ответчиков не установлено.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемом судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что дело рассмотрено в отсутствие административных ответчиков: СИЗО-4, ФКУЗ МСЧ-77, ФСИН России, МВД России, не может повлечь отмены постановленного решения, поскольку не нарушает прав и свобод административного истца.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о нарушении санитарной зоны 4 кв.м на каждого человека не нашли своего подтверждения в суде первой инстанции.
Из существа административного иска следует, что, обращаясь в суд, фио преследовал цель присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, опосредованную необходимостью признания незаконными действий (бездействия) административных ответчиков в этой части.
Между тем, сведений о причинении действиями (бездействием) административных ответчиков вреда здоровью административного истца материалы административного дела не содержат, напротив, из материалов дела следует, что ему неоднократно оказывалась медицинская помощь, что подтверждено представленными копиями медицинских документов (т. 2 л.д. 36-68).
Позиция административного истца, отраженная в его апелляционной жалобе, основана на иной оценке доказательств, сводится к несогласию с выводами суда первой инстанции, однако не содержит фактов, которые опровергали бы данные выводы.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия с выводами суда согласилась, поскольку оснований для иной оценки доказательств по доводам апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, судом установлены все обстоятельства, имеющие значение по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 27 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 марта2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.