Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Кирюхиной М.В., Шайхутдиновой А.С., при секретаре Цыганковой А.В., рассмотрев по докладу судьи Шайхутдиновой А.С. в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве к Горелову А.В. о взыскании недоимки, по апелляционной жалобе ответчика Горелова А.В. на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 23 марта 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС N 15 по г. Москве обратилась в суд с иском к Горелову А.В, в котором просила взыскать пени по налогу на добавленную стоимость за 2016, 2017 г. в размере 1 086 296, 22 руб, пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в сумме 8 202, 74 руб, пени по страховым взносам на ОМС за 2018 г. в размере 239, 16 руб, пени по страховым взносам на ОПС за 2017 г.в размере 1 176, 72 руб, а всего 1 095 914, 84 руб.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 23 марта 2023 года исковые требования удовлетворены, постановлено: взыскать с Горелова А.В. в пользу ИФНС N 15 по г. Москве обязательные платежи и санкции в сумме 1 095 914, 84 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит об отмене данного судебного акта как незаконного, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств дела.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив решение, приходит к следующим выводам.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в статье 57 Конституции Российской Федерации, пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалах дела доказательств, что по результатам камеральной проверки, решением ИФНС N15 по г.Москве от 30.11.2018 года Горелову В.А. начислена сумма налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2016 года в размере 1 108 179 руб, 1 квартал 2017 год а 4 081674 руб, 2 квартал 2017 года в размере 952 479 руб, 3 квартал 2017 года 742 998 руб.
Поскольку в установленный срок задолженность по налогам уплачена не была, Горелову А.В. начислены пени по НДС в сумме 1 086 296, 22 руб, о необходимости уплаты которых сроком до 04.04.2020 года указано в требовании N100222. Также в данном требовании указано на начисление пени по НДФЛ в сумме 8 202, 74 руб, страховым взносам по ОМС в сумме 239, 16 руб, страховым взносам по ОПС в сумме 1176, 72 руб.
В добровольном порядке административный ответчик в срок до 04.04.2020 года не исполнил обязанность по уплате пени, в связи с чем, ИФНС обратилась к мировому судье судебного участка N159 района Отрадное с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Горелова А.В.
Проверяя соблюдение установленного процессуального срока для обращения в суд с настоящими требованиями, суд первой инстанции пришел к выводу о его соблюдении.
Разрешая заявленные требования по существу и исходя из того, что налоговые требования административным ответчиком не исполнены, результаты камеральной налоговой проверки не обжаловались, доказательств исполнения не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с административного ответчика обязательных платежей и санкций в сумме 1 095 914, 84 руб.
Согласно статье 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Вместе с тем, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не истребованы сведения о взыскании пени образующей недоимки в судебном порядке и об исполнении судебных актов о взыскании данной недоимки; не установлено не являются ли данные недоимки безнадежными к взысканию, не определено имеются ли основания для взыскания пени на недоимку за указанные административным истцом периоды, в связи с чем решение суда не может быть признанно законным и обоснованным и подлежит отмене.
Разрешая заявленные требования ИФНС N15 по г.Москве судебная коллегия приходит к следующему.
В пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что недоимка - это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Как следует из ответа ИФНС N15 по г.Москве на запрос судебной коллегии, по НДС за 3 квартал 2016 года в размере 1 108 179 руб судебный приказ отменен 15.11.2021 года, по НДС за 1 квартал 2017 года в размере 4 081 674 руб судебный приказ отменен 31.05.2021 года, по НДС за 2 квартал 2017 года в размере 952 479 руб - судебный приказ отменен 31.05.2021 года, по НДС за 3 квартал 2017 года в размере 742 998 руб судебный приказ отменен 11.05.2021 года.
Также 11.05.2021 года отменен судебный приказ N2а-19/21 о взыскании суммы НДФЛ за 2017 год в размере 231 934 руб.
Решением Бутырского районного суда г.Москвы от 23.03.2023 года во взыскании недоимки по НДФЛ отказано в связи с пропуском сроков исковой давности.
Также 15.11.2021 года отменен судебный приказ N2а-266/21 о взыскании суммы страховых взносов за ОМС и ОПС.
После отмены вышеуказанных судебных приказов, в порядке ст.48 НК РФ, ИФНС N15 по г.Москве с административным исковым заявлением о взыскании задолженности не обращалась.
Таким образом, разрешая спор по существу, судом первой инстанции не учтено, что административным истцом не представлены доказательства взыскания недоимки по НДС за 2016, 2017 г.г, НДФЛ за 2017 г, а также страховых взносов за ОМС и ОПС, являющиеся основанием для начисления взыскиваемой суммы пени.
Между тем, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Судебная коллегия полагает необходимым учитывать, что административный истец не представил никаких доказательств соблюдения порядка принудительного взыскания суммы указанной недоимки, сведений о судебных актах, которыми взыскана недоимка, не сообщил. С учетом заявленного срока начисления пени, очевидно, что возможность принудительного взыскания спорной недоимки в настоящее время утрачена по причине истечения соответствующих сроков.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
При таких обстоятельствах, решение суда, в силу части 2 статьи 310 КАС РФ, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 23 марта 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве к Горелову А.В. о взыскании недоимки - отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.