судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Богдановой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело 2а-349/2023 (УИД 77RS0010-02-2022-021662-22) по административному исковому заявлению ИФНС России N19 по адрес Комарницкому Юрию Романовичу о взыскании задолженности, по апелляционной жалобе административного ответчика фиоР на решение Перовского районного суда адрес от 15 мая 2023 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России N 19 по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением, к Комарницкому Юрию Романовичу о взыскании недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, и пени за просрочку платежа. В обоснование заявленных требований указав, что административный ответчик состоял на налоговом учете в ИФНС N19 по адрес в качестве индивидуального предпринимателя с 26 февраля 2021 года по 02 марта 2022 года. Комарницкому Ю.Р. начислена сумма страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет в фиксированном размере за 2021 год по состоянию на 30 марта 2022 года в размере сумма, из которых по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемое в Пенсионный фонд РФ - сумма, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, работающего населения, зачисляемое в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере сумма и пени в размере сумма. В связи с неуплатой страховых взносов ИФНС России N 19 по адрес выставила административному ответчику требования об уплате налога, однако до настоящего времени сумма недоимки по налогам, страховым взносам и сборам в бюджет не уплачена. Поскольку до настоящего времени задолженность в бюджет не поступила, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Перовского районного суда адрес от 15 мая 2023 года исковые требования ИФНС России N19 по адрес к Комарницкому Юрию Романовичу удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права, ссылается на пропуск административным истцом срока для подачи административного иска, выразил несогласие с расчетом задолженности, указал, что за адрес 2021 года уплачены суммы страховых взносов в размере сумма, сумма, обратил внимание, что является пенсионером и инвалидом 1 группы, в период с 15 июня 2021 года по 28 января 2022 года находился на непрерывном больничном, с 15 июня 2021 года не имеет дохода.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п.1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 г. N 243-ФЗ " О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01 января 2017 года функцию по администрированию страховых взносов на обязательно пенсионное, социальное и медицинское страхование возложена на налоговые органы Российской Федерации в связи с введением главы 34 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
При этом нормами Налогового кодекса РФ и актов законодательства о налогах и сборах прекращение статуса индивидуального предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора). Более того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения деятельности.
В силу статьи 419 Налогового кодекса РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ определено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает сумма, - в фиксированном размере сумма за расчетный период 2021 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает сумма, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего сумма за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере сумма за расчетный период 2021 года.
Статьей 432 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере или в размере, исчисленном в соответствии с пунктом 1.4 статьи 430 настоящего Кодекса, не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей сумма за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов; пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный ответчик Комарницкий Ю.Р. ИНН 771914135408 состоял на налоговом учете в ИФНС N19 по адрес в качестве индивидуального предпринимателя с 26 февраля 2021 года по 02 марта 2022 года.
Инспекцией в карточке расчетов с бюджетом по страховым взносам Комарницкому Ю.Р. начислена сумма страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет в фиксированном размере за 2021 год по состоянию на 30 марта 2022 года на сумму сумма, и пени в размере сумма.
В связи с неуплатой страховых взносов ИФНС России N 19 по адрес выставила в отношении Комарницкого Ю.Р. требования об уплате налога N2860 от 25 января 2022 года и N 21432 от 30 марта 2022 года.
До настоящего времени сумма недоимки по налогам, страховым взносам и сборам в бюджет не уплачена.
29 сентября 2022 года мировым судьей судебного участка N 283 адрес был вынесен судебный приказ о взыскании с Комарницкого Ю.Р. задолженности по уплате страховых взносов и пени, однако на основании возражений должника, 19 октября 2022 года судебный приказ был отменен.
29 ноября 2022 года административный истец обратился в суд с административным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проверив правильность расчета недоимки по страховым взносам; процедуру уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить страховые взносы, погасить задолженность, а также соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд, установив, что установленная законом обязанность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2021 год административным ответчиком не исполнена, административные исковые требования удовлетворил.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка N 283 адрес, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа в указанной части (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Поскольку судебный приказ отменен определением мирового судьи от 19 октября 2022 года, а административный иск Инспекцией подан 29 ноября 2022 года, установленный частью 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ срок не пропущен.
Касаемо доводов апелляционной жалобы о частичном погашении задолженности в размере сумма, сумма, судебная коллегия обращает внимание на то, что указанные платежи выполнены 01 апреля 2021 года, такие сведения как, назначение платежа, наименование налога, налоговый период, квитанции не содержат, налоговый орган на зачел указанные платежи в уплату страховых взносов за взыскиваемый налоговый период 2021 года.
Наличие в настоящее время у административного ответчика инвалидности само по себе не исключает его обязанности уплачивать страховые взносы за тот период, в течение которого он имел соответствующий статус.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении настоящего дела, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения, либо опровергали бы изложенные в нем выводы.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда адрес от 15 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Комарницкого Ю.Р. - без удовлетворения.
Решение и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.