Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей Афанасьевой И.И, Шайхутдиновой А.С, при секретаре Кльован С.П, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхутдиновой А.С. дело по административному исковому заявлению Тележкиной М. А. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании решений незаконными, обязании осуществить государственную регистрацию, по апелляционным жалобам административного ответчика Управления Росреестра по г.Москве, заинтересованного лица Департамента городского имущества г. Москвы на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 13 июня 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с иском к Управлению Росреестра по Москве, в котором она просила суд признать незаконным и отменить уведомление от 10 октября 2022 года N КУВД-001/2022-43812460/1 об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости - земельном участке, общей площадью 1312 кв.м, расположенном по адресу:***; признать незаконным и отменить уведомление от 10 октября 2022 года N N КУВД-001/2022-43809013/2 о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом, общей площадью 176, 6 кв.м, расположенный по адресу:***; признать незаконным и отменить уведомление от 10 октября 2022 года N N КУВД-001/2022-43809013/3 об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом; возложить обязанность на Управление Росреестра по Москве внести сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке и зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 1312 кв.м, расположенный по адресу:***, а также зарегистрировать право собственности на жилой дом общей площадью 176, 6 кв.м. кадастровый номер***, расположенный по адресу: ***за ней.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 13 июня 2023 года исковые требования удовлетворены, постановлено: признать незаконным и отменить уведомление от 10.10.2022 г. N КУВД-001/2022-43812460/1 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке площадью 1312 кв.м. по адресу:*** ; признать незаконным и отменить уведомление от 10.10.2022 г. N КУВД-001/2022-43809013/2 о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом, общей площадью 176, 6 кв.м, с кадастровым номером***, расположенный по адресу:*** ; признать незаконным и отменить уведомление от 10.01.2023 г. N КУВД-001/2022-43809013/2 об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 176, 6 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0001007:1038, расположенный по адресу: г.***; возложить обязанность на Управление Росреестра по Москве внести сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке и зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 1312 кв.м, расположенный по адресу:***, а также зарегистрировать право собственности на жилой дом общей площадью 176, 6 кв.м. кадастровый номер *** расположенный по адресу: *** за Тележкиной М.А.
ДГИ г.Москвы, Управлением Росреестра по г.Москве поданы апелляционный жалобы, в которых заинтересованное лицо и ответчик выражают несогласие с решением суда, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тележкина М.А. владеет и пользуется земельным участком, площадью 1312 кв.м, расположенным по адресу: ** а также находящимся на нем жилым домом с кадастровым номером ***
Как следует из письменных материалов дела, 04 октября 2022 года представитель административного истца Тележкиной М.А. по доверенности Коновалова А.С. через МФЦ обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением о включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
10 октября 2022 г. Управлением Росреестра по Москве вынесено уведомление N КУВД-001/2022-43812460/1 об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
В обоснование уведомления административный ответчик указал, что в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать земельный участок, как ранее учтенный. Также в уведомление указано, что необходимо подавать самостоятельные заявления на внесение на внесение сведений о ранее учтённом объекте недвижимости и о государственной регистрации права, а не в рамках одного заявления.
04 октября 2022 года представитель административного истца Тележкиной М.А. по доверенности Коновалова А.С. через МФЦ обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении недвижимого имущества - здания с кадастровым номером **
10 октября 2022 г. Управлением Росреестра по Москве вынесено уведомление N КУВД-001/2022-43809013/1 о приостановлении государственной регистрации права.
В обоснование уведомления административный ответчик указал, что заявителю необходимо провести уточнение местонахождения здания на земельном участке с привлечением кадастрового инженера, так как объект недвижимости - здание учтен в кадастре недвижимости. Осуществление действий по регистрации права приостановлено до 10 января 2023 года.
10 октября 2022 г. Управлением Росреестра по Москве вынесено уведомление N КУВД-001/2022-43809013/2 о приостановлении государственной регистрации права.
10 января 2023 г. Управлением Росреестра по Москве вынесено уведомление N КУВД-001/2022-43809013/3 об отказе в государственной регистрации права.
Судом также установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Леваневского домовладение 2, не исключен из оборота, находится в единой массе земель ДСК им. Ларина, созданного более 80 лет назад, который был образован в системе рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году с отводом земельного участка площадью 114 га в бессрочное пользование, что утверждено актом президиума коммунистического рабочего исполнительного комитета от 29 апреля 1931 года.
Первоначальный отвод земельного участка ДСК им. Ларина для дачного строительства был осуществлен 16.03.1931 г. на основании акта землеустройства, утвержденного Президиумом Коммунистического РИКа 29.04.1931 г, что подтверждено имеющимся Актом от 28.04.1941 г. "Отвода земельного участка ДСКТ-ву им Ларина в пос. Лианозово Красно-Полянского района Савеловской ж.д." Согласно акту от 28.04.1941 г. отвод земельного участка ДСК им Ларина в пос. Лианозово Красно-Полянского района Савеловской ж.д. был осуществлен на праве бессрочного пользования.
Первоначально земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Леваневского д. 2, общей площадью 2432 кв.м был предоставлен Митькиной М.В. и Рыкиной Г.А.
На основании протокола N 14 от 17.10.1992 г. был произведен раздел земельного участка по адресу:**, за Митькиной М.В. признан земельный участок общей площадью 1134 кв.м, за Рыкиной Г.А. признан земельный участок общей площадью 1200 кв.м.
28 декабря 2000 г. между бывшим членом ДСК им. Ларина Рыкиной Г.А. и Тележкиной М.А. был заключен договор дарения в отношении домовладения общей площадью 192 кв.м, расположенного на земельном участке по адресу***, о чем в ЕГРП 09.01.2001 г. была сделана запись о регистрации N 77-01/13/-109/200-922.2-1.
Уточнение информации о границах разграниченного земельного участка (кадастровый номер 021700150), предоставленного ДСК им. Ларина в постоянное (бессрочное) пользование, и о возникновении прав на этот участок, а также государственная регистрация прав на него, были произведены на основании комплекса работ по инвентаризации земель и ведению земельного кадастра на территории ДСК им. Ларина Северо-Восточного А.О. г. Москвы (заказ N 6126 от 1995 г.), о чем в Государственном фонде данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве имеется инв. N 27-0/16616 от 21.06.2013 г.
На основании комплекса работ по инвентаризации земель и ведению земельного кадастра на территории ДСК им. Ларина Северо-Восточного А.О. г. Москвы в 1995 г. был также произведен учет земельного участка, пользователем которого являлись бывшие члены ДСК им. Ларина Митькина М.В. и Рыкина Г.А. Помимо прочего, государственный учет данного земельного участка был осуществлен в БТИ г. Москвы (л.д. 60).
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 14, 21, 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", разъяснениями, изложенными в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Тележкиной М.А, основанном на членстве в ДСК им. Ларина, документы, исходящие от данного кооператива, а также архивные документы ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации, имеют особое юридическое значение для внесения сведений о ранее учтенном земельном участие в ЕГРН на оспариваемый земельный участок, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Разрешая требования административного истца об обязании зарегистрировать за ней право собственности на строение (дом) и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что требования административного истца об обязании зарегистрировать за ней право собственности на строение (дом) напрямую вытекают из признания права собственности на земельный участок, на котором дом располагается.
Судебная коллегия находит данные суждения суда правомерными и не усматривает оснований с ними не согласиться, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку суда сообразно статье 84 КАС РФ.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 названной статьи).
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4).
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзацы первый, третий и четвертый пункта 9.1).
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до 1 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.
Из этого исходит федеральный законодатель при определении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности в пункте 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указывая на то, что государственная регистрация права собственности на земельный участок осуществляется на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
При этом, включая в перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок, акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, пункт 4 части 1 статьи 49 названного закона допускает представление иных документов, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на указанный земельный участок.
Из материалов дела усматривается, что испрашиваемый земельный участок не исключен из оборота; находится в едином массиве земель ДСК им. Ларина, созданного более 80 лет назад, который был образован в системе рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году с отводом земельного участка площадью 114 га в бессрочное пользование, что утверждено актом президиума коммунистического рабочего исполнительного комитета от 29 апреля 1931 года.
Устав ДСК им. Ларина зарегистрирован 15 июня 1932 года. В соответствии с этим уставом ДСК создан в целях освоения свободных городских и пригородных земельных участков в порядке отвода их органами коммунального хозяйства и организации на них коллективных садов и огородов. В дальнейшем из общей площади предоставленного кооперативу участка неоднократно производились изъятия земельных участков различной площади, как на нужды города, так и в качестве неосвоенных частей. На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 19 октября 1937 года за ДСК им. Ларина как за кооперативом, погасившим госссуду, в бесспорном порядке закреплен земельный участок площадью 61, 5 га на тех же основаниях (бессрочное пользование).
Согласно новому уставу ДСК в редакции от 27 февраля 1940 года ДСК им. Ларина имеет право получить в отводимом городским советом или земельными органами для дачного строительства районе земельные участки в бессрочное пользование и возводить на них дачные и служебные строения. Решением исполнительного комитета Краснополянского районного Совета депутатов трудящихся от 29 ноября 1946 года установлены фактические границы ДСК в натуре, утвержден план землепользования. Временным удостоверением Московского земельного комитета от 10 декабря 1992 года установлен факт использования ДСК им. Ларина земельного участка площадью 48 га в городе Москве.
Тележкина М.А. приобрела жилой дом в ДСК им. Ларина по договору дарения от 28.12.2000 года, в соответствии с которым административному истцу перешло право собственности на жилой дом площадью 192 кв. м, по адресу: ***
По уставу ДСК им. Ларина принятие в члены кооператива и закрепление земельного участка сопровождается оформлением решения общего собрания кооператива. С момента вынесения подобного решения у члена кооператива возникает бессрочное право пользования дачей и земельным участком.
Решением общего собрания членов ДСК им. Ларина от 25.03.2001 года за Тележкиной М.А. как за членом названного кооператива закреплен земельный участок площадью 1312 кв. м.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также анализируя указанные нормы земельного законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Тележкиной М.А, основанном на членстве в ДСК им. Ларина, документы, исходящие от данного кооператива, подтверждающие правомерность пользования земельным участком, имеют особое юридическое значение как правоустанавливающие документы и являются основанием для регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, если право на объект недвижимого имущества, в данном случае право собственности на спорный земельный участок, возникло до 31 января 1998 года - даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если:
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
5) на момент представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона на выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таком правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости;
6) лицом, являющимся правообладателем объекта недвижимости, вместе с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости одновременно не представлено заявление о государственной регистрации права на данный объект недвижимости.
Уточнение информации о границах разграниченного земельного участка (кадастровый номер 021700150), предоставленного ДСК им. Ларина в постоянное (бессрочное) пользование, и о возникновении прав на этот участок, а также государственная регистрация прав на него, были произведены на основании комплекса работ по инвентаризации земель и ведению земельного кадастра на территории ДСК им. Ларина Северо-Восточного А.О. г. Москвы (заказ N 6126 от 1995 г.), о чем в Государственном фонде данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве имеется инв. N 27-0/16616 от 21.06.2013 г.
При данных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для отказа в государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ***
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении требований, суд исходил из того, что при рассмотрении дела судом была установлена необходимая совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства, повлекшее за собой нарушение прав административного истца.
Доводы апелляционной жалобы ДГИ г.Москвы о том, что заявленные требования не подлежали рассмотрению в порядке КАС РФ, судебная коллегия находит ошибочными, поскольку требования административного истца направлены на оспаривание решений Управления Росреестра по Москве, согласно котором истцу отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, а, следовательно, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правовой характер, защищаемый в исковом производстве. В возникших правоотношениях в качестве одного из субъектов участвует орган государственной власти, участники правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому, спор о праве отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы ДГИ г.Москвы о нарушении истцом установленного порядка приобретения в собственность земельного участка также отклоняются судебной коллегией, поскольку спорный земельный участок был предоставлен прежнему собственнику жилого дома на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства; земельный участок не ограничен в обороте, следовательно, истец, как новый собственник дома не лишен возможности зарегистрировать право собственности на земельный участок. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.
Поскольку право собственности возникшее у истца на основании договора дарения никем не оспорено, доводы апелляционной жалобы ДГИ о необоснованном выводе суда в отношении того, что право на здание возникает (производно) от права на земельный участок, правового значения не имеют.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по г.Москве о том, что земельный участок ранее имел статус "временный", в настоящее время имеет статус "архивный" правового значения не имеют и основанием для отмены решения быть не могут, поскольку процедура, когда статус сведений о земельном участке в ЕГРН изменяется с "временного" на "архивный" не является прекращением прав на такой земельный участок.
Доводы апелляционных жалоб о том, что истцом не было предоставлено в регистрирующий орган документов, подтверждающих предоставление земельного участка, предусмотренных ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
При таких данных, доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Кроме того, в обоснование требований апелляционных жалоб не представлено каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 13 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Росреестра по г.Москве, Департамента городского имущества г.Москвы - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.