Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей Афанасьевой И.И, Шайхутдиновой А.С, при секретаре Кльован С.П, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхутдиновой А.С. дело по административному исковому заявлению Дроздовой М. С, Хисиной О.Ю, Устякиной Е.А, Игнатовой В.А, Ольшевского А. В, Резниковой Н.В, Зуевой М.А, Поспеловой И.Г, Поданевой Е. Л, Симоненко Е.Г, Николаевой Е.Ю, Егоровой З.М, Лысенко М.С, Филатовой А. Г, Красовской И.А, Дроздова В.Н, Сергеева В.А, Балашова С. А, Федоровой Н.С, Русаковой Т.Н, Полетаевой Н.С, Ковалевой О.В, Рабиновой Е. С, Хананашвили Н.Л, Починковой М. К. к Совету депутатов муниципального округа Академический в г.Москве о признании решения незаконным, по апелляционной жалобе административных истцов на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 07 июня 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
истцы обратились в суд с административным иском к ответчику, в котором просили признать незаконным решение Совета депутатов муниципального округа Академический в городе Москве от 22 декабря 2022 года N 05-12-2022 об отмене Решения Совета депутатов муниципального округа Академический в городе Москве от 17 декабря 2019 года N 08-16-2019 "Об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления", в обоснование заявленных требований указав, что оспариваемое решение принято во исполнение протеста Гагаринского межрайонного прокурора г..Москвы Кобзарева П.Ф. от 28.10.2021 N7-01-2021/614 (ВХ.N 418-СД-4 от 29.10.2021), который был принесен в Совет депутатов прежнего созыва в 2021 году и не был удовлетворен Советом депутатов, за удовлетворением указанного протеста в судебном порядке прокуратура не обращалась.
По письменному обращению участников инициативной группы по организации территориального общественного самоуправления (состоящей из 36 (тридцати шести) граждан старше 16-летнего возраста, проживающих на территории создаваемого территориального общественного самоуправления, в Совет депутатов муниципального округа Академический в городе Москве с предложением об установлении границ территории создаваемого ТОС, Советом депутатов было принято Решение от 17.12.2019 N 08-16-2019 об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления. В соответствии с указанным решением Совета депутатов установлены следующие границы территории создаваемого ТОС: 11 (одиннадцатый) квартал, ограниченный улицами:** *, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г..***; многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г***; многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:***; многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:***; многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:***; многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:***; многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:***. Поскольку принятое 22.12.2022 г..Решение Совета депутатов муниципального округа Академический N 05-12-2022 об отмене Решения Совета депутатов муниципального округа Академический от 17 декабря 2019 года N 08-16-2019 "Об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления" незаконно, необоснованно препятствует реализации законного права граждан на участие в местном самоуправлении в форме территориального общественного самоуправления, административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском.
Решением Гагаринского районного суда г.Москвы от 07.06.2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истцами подана апелляционной жалоба, в которой они выражают несогласие с решением суда, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального округа Академический в городе Москве от 29.02.2016 N 03-03-2016 утвержден порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном округе Академический.
Решением Совета депутатов муниципального адрес от 17.12.2019 N 08-16-2019 были установлены границы территории, на которую предполагается осуществление территориального общественного самоуправления, а именно: 11 квартал, ограниченный улицами:****, района Академический ЮЗАО города Москвы, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:***; многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:***; многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:***; многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:***; многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:***; многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:****; многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ****
Протестом Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы от 28.10.2021 N 7-01-2021/614 на Решение Совета депутатов муниципального округа Академический от 17.12.2019 года N 08-16-2019 "Об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественною самоуправления" установлено, что названным Решением Совета депутатов муниципальною округа Академический в границы ГОС включены территории общего пользования, расположенные в 11 квартале Академического района города Москвы, территории учебных и лечебных учреждений ГБОУ шкала N 45 им Мильграма Л.И, ГБУЗ МННЦ наркологии ДЗМ филиал N 7 Наркологический диспансер N 7, которые не являются территориями проживания граждан, что противоречит требованиям ч 1 ст. 27 Федеральною закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которой под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства. Включение указанных территорий в границы ТОС также нарушает требования п. 3 ч. 10 Порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном округе Академический, утвержденный решением Совета депутатов от 29.02.2016 N 03-03-2016, согласно которому территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление не входят территории, закрепленные за учреждениями, предприятиями, организациями и земли общею пользования. По указанному основанию, а также по иным основаниям, изложенным в протесте, протест Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы от 28.10.2021 N7-01-2021/614 содержит требование об отмене Решения Совета депутатов муниципального округа Академический от 17.12.2019 года N 08-16-2019.
Решением Совета депутатов муниципального округа Академический в городе Москве от 22 декабря 2022 года N 05-12-2022, во исполнение во исполнение протеста Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы Кобзарева П.Ф. от 28.10.2021 N7-01-2021/614 (ВХ.N 418-СД-4 от 29.10.2021), отменено Решение Совета депутатов муниципального округа Академический в городе Москве от 17 декабря 2019 года N 08-16-2019 "Об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления".
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" указал, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьей 9.1, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, при этом оспариваемое решение вынесено в исполнение протеста Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы от 28.10.2021 N7-01-2021/614, принесенного по результатам проведения прокуратурой антикоррупционной экспертизы решения Совета депутатов муниципального округа Академический от 17 декабря 2019 года N 08-16-2019 "Об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления".
Судебная коллегия находит данные суждения суда правомерными и не усматривает оснований с ними не согласиться, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку суда сообразно статье 84 КАС РФ.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Действительно, протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит рекомендательный характер об устранении нарушений закона, содержит разъяснения норм действующего законодательства, силой принудительного исполнения не обладает и не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый акт, безусловную обязанность по его отмене или изменению.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной в определении от 26 мая 2011 года N739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Из приведенных правовых предписаний в их совокупности следует, что представительный орган муниципального образования в порядке самоконтроля может отменить принятый (изданный) им ранее муниципальный правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 27 Федерального закона N131-ФЗ, территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
В силу пункта 1 части 9 статьи 27 Федерального закона N131-ФЗ территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, подлежит указанию в его уставе.
По смыслу указанных норм, осуществлению деятельности территориального общественного самоуправления предшествует принятие полномочным органом решения о границах соответствующей территории в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 27 Федерального закона N131-ФЗ, в связи с чем указанные в уставе границы осуществления ТОС должны соответствовать этому решению.
При этом, как следует, из приложения к решению Совета депутатов муниципального округа Академический от 17.12.2019 года, границы 11 квартала не содержит сведения о домовладениях, в него входящих, не содержит описания площади придомовых участков, включенных в границы ТОС.
Кроме того, в границы ТОС заявлены, расположенные в 11 квартале территории общего пользования ГБОУ школа N45, ГБУЗ МНПЦ наркологии ДЗМ филиал N7.
В то время, как в соответствии со ст. 27 Федерального закона N131-ФЗ, а также ст.29 Устава муниципального округа Академический под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Таким образом, поскольку решение Совета депутатов муниципального округа Академический от 17 декабря 2019 года N 08-16-2019 "Об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления" содержало в себе противоречия в части определения территории, у Совета депутатов муниципального округа Академический имелись основания, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для отмены данного решения.
Кроме того, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что оспариваемое решение не препятствует инициативной группе граждан обратился в Совет депутатов об установлении границы территории, на которую предполагается осуществление территориального общественного самоуправления, с учетом противоречий, на наличие которых ссылается прокурор в протесте от 28.10.2021 года.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции постановлено верное по существу решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 07 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Сергеева В.А, Ханашвили Н.Л, Балашова С.А, Егоровой З.М, Полетаевой Н.С, Лысенко М.С, Игнатовой В.А, Федоровой Н.С, Рабиновой Е. С, Ольшевского А.В, Хисиной О.Ю. - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.