Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО "СТРЕЛА" фио на постановление судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 24.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "СТРЕЛА",
УСТАНОВИЛ
31.03.2023 старшим инспектором ОИАЗ Четвертого управления МВД России ГУ МВД России по адрес в отношении ООО "СТРЕЛА" (далее также - Общество) был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд адрес.
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 24.04.2023 ООО "СТРЕЛА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, директор ООО "СТРЕЛА" фио просит отменить постановление судьи районного суда и прекратить производство по делу, указывая, что Общество не является субъектом вменяемого ему правонарушения, выявленный иностранный гражданин являлся работником субподрядной организации ООО "ЛАРСЕН", в подтверждение чего были представлены доказательства, которые должной оценки не получили.
ООО "СТРЕЛА"
о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель, защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, наступает за не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на адрес и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона РФ N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов настоящего дела, 31.01.2023 г. в 11:00 по адресу: адрес "Сколково", на территории объекта капитального строительства ПАО "Сбербанк" "Комплекс апартаментов Квартал 1" (входящего в состав среднеэтажной смешанной застройки района D2 "Технопарк"), в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства выявлен факт не выполнения юридическим лицом ООО "СТРЕЛА" по адресу: адрес, кв.124-125-126, обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с гражданином адрес фио в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения договора, то есть до 00:01 31.01.2023, в нарушение требований п. 8 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ.
Бездействие Общества квалифицировано по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт указанного административного правонарушения и вина ООО "СТРЕЛА" в его совершении подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 31.03.2023; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 31.01.2023; распоряжением начальника Четвертого управления МВД России ГУ МВД России по адрес о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в РФ, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности; актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства N 4 от 30.01.2023; протоколом осмотра от 31.01.2023 с фото-таблицей; письменными объяснениями фио; досье на физическое лицо адрес в отношении гражданина адрес фио; копией идентификационной карты гражданина адрес фио; письменным сообщением первого заместителя генерального директора ООО "СМАРТ КОНСТРАКШН" от 03.03.2023 со сведениями о сопроводительных документах на работников ООО "СТРЕЛА" и дате первого прохода по системе СКУД; договором подряда N СК-07/10/22-D2-П от 07.10.2022, заключенным между генеральным подрядчиком ООО "СМАРТ КОНСТРАКШН" и подрядчиком ООО "СТРЕЛА", предметом которого является комплекс внутренних отделочных работ цокольного этажа в здании 1.1 при строительстве Объекта "Комплекс апартаментов Квартал 1" (входящего в состав среднеэтажной смешанной застройки района D2 "Технопарк") по адресу: адрес, территория инновационного центра "Сколково"; договором подряда N СК-01/11/22-D2-П от 01.11.2022, заключенным между генеральным подрядчиком ООО "СМАРТ КОНСТРАКШН" и подрядчиком ООО "СТРЕЛА", предметом которого является комплекс работ по устройству кладки перегородок в помещениях апартаментов Здания 1.1 при строительстве Объекта "Комплекс апартаментов Квартал 1" (входящего в состав среднеэтажной смешанной застройки района D2 "Технопарк") по адресу: адрес, территория инновационного центра
"Сколково"; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "СТРЕЛА" и иными материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьёй районного суда допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом, согласуются друг с другом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьёй районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы о виновности ООО "СТРЕЛА" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.
В силу положений ст. 11 ТК РФ, на адрес правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Статьей 16 ТК РФ определено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По смыслу ч. 2 ст. 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо гражданско-правового договора не является необходимым элементом объективной стороны вменённого юридическому лицу административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит факт не уведомления в установленный срок территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о фактическом допуске ООО "СТРЕЛА" конкретного иностранного гражданина к выполнению каких-либо работ в интересах данного юридического лица.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО "СТРЕЛА" имелась возможность для соблюдения миграционного законодательства, за нарушение которого ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "СТРЕЛА", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае Обществом сделано не было.
Доводы жалобы о том, что выявленный иностранный гражданин являлся работником субподрядной организации ООО "ЛАРСЕН", проверялись судьёй районного суда при рассмотрении дела и были обоснованно отклонены.
При этом, представленные ООО "СТРЕЛА" в обоснование указанных доводов документы (копия договора подряда N 2501/23 от 25.01.2023 г, копия договора аренды оборудования N 2023/111-11 от 08.02.2023, копии счета на оплату, платежного поручения, копия договора подряда N 2401/23 от 24.01.2023, копия протокола осмотра доказательств с приложениями, копия коммерческого предложения) не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и выводов, изложенных в обжалуемом постановлении, подтвержденных совокупностью исследованных в судебном заседании вышеуказанных доказательств, из которых следует факт осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности именно в ООО "СТРЕЛА".
Так, из содержания договоров подряда N СК-07/10/22-D2-П от 07.10.2022, N СК-01/11/22-D2-П от 01.11.2022, заключенных между ООО "СМАРТ КОНСТРАКШН" и ООО "СТРЕЛА", следует, что ООО "СТРЕЛА" являлось генеральным подрядчиком по выполнению комплекса внутренних отделочных работ и комплекса работ по устройству кладки перегородок в помещениях апартаментов в Здании 1.1 при строительстве Объекта "Комплекс апартаментов Квартал 1" (входящего в состав среднеэтажной смешанной застройки района D2 "Технопарк") по адресу: адрес, территория инновационного центра "Сколково".
Согласно условиям указанного договора, подрядчик ООО "СТРЕЛА" обязался обеспечить соблюдение требований миграционного и трудового законодательства при выполнении работ, а в случае невыполнения данного условия нести ответственность в соответствии с нормами законодательства и условиями договора (п. 3.1.32 договора).
Из письменных объяснений фио следует, что с 25.01.2023 он осуществляет трудовую деятельность в ООО "СТРЕЛА" на территории объекта капитального строительства ПАО "Сбербанк" "Комплекс апартаментов Квартал 1" (район D2 "Технопарк") по адресу: адрес "Сколково".
Данные обстоятельства также объективно подтверждаются письменным сообщением первого заместителя генерального директора ООО "СМАРТ КОНСТРАКШН" от 03.03.2023 со сведениями о сопроводительных документах на работников ООО "СТРЕЛА" и дате их первого прохода на территорию объекта капитального строительства по системе СКУД, а также иными вышеуказанными доказательствами. Все эти доказательства получены в соответствии с требованиями закона, согласуются между собой, в связи с чем, оснований сомневаться в их допустимости и достоверности не имеется.
При вышеуказанных обстоятельствах, Общество обоснованно признано надлежащим субъектом административной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства, связанного с не уведомлением территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины Общества в его совершении.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене обжалуемого акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ, порядок привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюден.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма, предусмотренное санкцией ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ, назначено Обществу в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 24.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "СТРЕЛА" оставить без изменения, жалобу директора ООО "СТРЕЛА" фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Е.А. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.