Правовое обеспечение деятельности нотариата
Три года назад были введены в действие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, послужившие точкой отсчета начала деятельности наряду с государственным нотариатом и частного нотариата. Истекший период знаменовался не только становлением частного нотариата, но был важен и в плане накопления опыта и знаний, обобщения нотариальной практики в сфере экономической деятельности всех субъектов предпринимательских отношений и возрастания роли нотариуса в обеспечении правовых основ хозяйственной жизни коммерческих структур и граждан. Важным событием этого периода стало принятие России в члены Международного Союза Латинского нотариата. Жизнь не стоит на месте, и время настоятельно диктует необходимость совершенствования действующего законодательства Российской Федерации.
В связи с этим в Федеральной нотариальной палате Российской Федерации был создан Научно-методический центр по разработке и подготовке законодательных инициатив.
С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате подверглись существенным изменениям и отношения в сфере нотариальной деятельности. Настоятельно встает вопрос о переходе от государственного и частного нотариата к единой системе нотариата в Российской Федерации, об усилении роли государственного контроля за осуществлением нотариальной деятельности, о повышении степени ответственности каждого нотариуса, об определении с учетом особенностей нотариальной деятельности статуса нотариальных палат. Поэтому одной из основных задач Центра является разработка проекта федерального закона о нотариате - основополагающего акта для дальнейшего функционирования нотариата в Российской Федерации на основе профессиональной и экономической независимости, личной имущественной ответственности лица, осуществляющего нотариальную деятельность, за результаты этой деятельности и контроля за осуществлением такой деятельности.
С 1 марта 1996 г. введена в действие часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, важность и значение которого трудно переоценить. Вместе с тем, представляется, что положения части второй Кодекса (ст.ст. 550, 560, 574), связанные с отказом от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, существенно сужают гарантии, обеспечивающие конституционный принцип охраны прав и свобод человека и гражданина, включая право частной собственности. Следствием этого могут явиться, в частности, такие негативные моменты, как реальная возможность каждого собственника лишиться своего недвижимого имущества не по собственному волеизъявлению, ограничение возможности граждан и юридических лиц по получению правовой помощи при совершении сделок с недвижимостью, подписание договора об отчуждении имущества от имени собственника неуполномоченным лицом, существование возможности недобросовестного продавца неоднократно распорядиться своей недвижимостью до регистрации первого договора об ее отчуждении. Представляется, что замена нотариального удостоверения сделок с недвижимостью государственной регистрацией не создала правового механизма, обеспечивающего и гарантирующего неприкосновенность собственности от незаконных посягательств, и может повлечь рост криминализации в сфере обращения недвижимости, нарушение законных прав и интересов физических и юридических лиц. Что в свою очередь может привести к значительному возрастанию объема работы судов, и так работающих с предельной нагрузкой. Кроме того, из-за внесения в Гражданский кодекс Российской Федерации указанных положений утрачено единство в регулировании соответствующих вопросов в российском законодательстве. В результате в одних, отмеченных выше случаях, нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью отменено, в других - предусмотрено новым законодательством, как, например, в отношении договоров об ипотеке и для договоров ренты (ст.ст. 339 и 584 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также установлено для заключения брачных контрактов и для согласия одного супруга на отчуждение другим супругом недвижимого имущества, нажитого ими в период брака и являющегося их совместной собственностью (ст.ст.35 и 41 Семейного кодекса Российской Федерации). Принимая во внимание, что институту нотариата в правовом государстве отводится ключевая роль не только в оказании правовой помощи гражданам и юридическим лицам, обеспечении их правовой безопасности, но и в предотвращении споров между участниками договорных отношений, одной из важнейших задач Центра является также подготовка предложений по внесению соответствующих изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, касающихся введения обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью.
Становление рынка недвижимости в Российской Федерации предопределяет устойчивый, постоянно растущий интерес к законодательству в сфере недвижимости и необходимость его дальнейшего совершенствования и развития. Исходя из обязательного участия нотариуса при заключении договоров, имеющих принципиальное правовое или личное значение для участников правового оборота и далеко идущие последствия с экономической точки зрения, в целях обеспечения реальной гарантии защиты прав и интересов физических и юридических лиц целесообразным было бы участие Федеральной нотариальной палаты в подготовке законопроектов об ипотеке, о регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, о земле, об оценочной и риэлторской деятельности и других законопроектов, касающихся нотариальной деятельности.
Изменение отношений в сфере нотариальной деятельности, возрастание требований к осуществлению нотариальной деятельности в связи с принятием федерального закона о нотариате потребуют разработки и подготовки актов, определяющих на новом уровне правила ведения нотариального делопроизводства, порядок проведения квалификационных экзаменов лиц, прошедших профессиональную стажировку, и порядок проведения конкурса на замещение должности нотариуса, а также регулирующих отношения между нотариусом и помощником нотариуса, отношения между нотариусами при создании нотариального партнерства. Решение этих задач предполагается при непосредственном участии Федеральной нотариальной палаты.
Многообразие действующих нормативных актов, встречающееся порой их несоответствие друг другу порождает множество вопросов при совершении нотариусами отдельных нотариальных действий. Для оказания помощи нотариусам представляется целесообразной на основе обобщения судебной и нотариальной практики разработка Федеральной нотариальной палатой рекомендаций нотариусам по совершению нотариальных действий.
Развитие международных отношений Российской Федерации с государствами-членами Содружества Независимых Государств, стремление этих государств создать наиболее благоприятные и равноправные условия для обеспечения хозяйственной деятельности, обеспечить гражданам данных государств и лицам, проживающим на их территориях, предоставление в отношении личных и имущественных прав такой же правовой защиты, как и собственным гражданам, по всей видимости, в ближайшее время поставит вопрос перед этими государствами о создании единого нотариального пространства. На наш взгляд, непременным участником проработки этого вопроса, в том числе и с правовой точки зрения, должна стать Федеральная нотариальная палата.
В заключение хотелось бы отметить, что хорошие правовые нормы создаются лишь тогда, когда их авторы не отбрасывают накопленный ранее опыт, в том числе и международный, когда может идти речь о преемственности традиций. И в этом Центр видит еще одну свою задачу.
Сучкова Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое обеспечение деятельности нотариата
Автор
Сучкова Н. - начальник Научно-методического центра по разработке и подготовке законодательных инициатив Федеральной нотариальной палаты
Российская юстиция, 1996, N 6