Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л.
судей Кретининой Л.В. и Водяниковой М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова В. В.ча к администрации города Курска об обязании предоставить жилое помещение для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения, по кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска администрации города Курска от 24 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 15 августа 2023 года, заслушав доклад судьи Кретининой Л.В,
УСТАНОВИЛА:
Новиков В.В, с учетом уточненных требований, обратился с иском к администрации г. Курска об обязании предоставить жилое помещение для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование своих требований указал, что он 22.11.2003 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Он зарегистрирован по адресу: "адрес", закрепленного жилья, объектов недвижимости в собственности не имеет, по договору социального найма ему жилье не предоставлялось, возможности приобрести собственное жилье не имеет. Жильем по договору специализированного найма до настоящего времени не обеспечен.
Просил обязать администрацию г. Курска предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска не ниже норм, установленных в субъекте Российской Федерации за счет денежных средств, предоставляемых бюджету г. Курска на реализацию ФЗ от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за счет средств субвенций, выделяемых из бюджета Курской области с последующим включением данного жилого помещения в реестр муниципального имущества Курской области, заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет социальной защиты населения г. Курска, Комитет социального обеспечения Курской области, администрация ЦАО г. Курска.
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 24 января 2023 года исковые требования Новикова В.В. удовлетворены. На администрацию г. Курска возложена обязанность предоставить Новикову В.В. благоустроенное жилое помещение для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска не ниже норм, установленных в субъекте Российской Федерации за счет денежных средств, предоставляемых бюджету г. Курска на реализацию ФЗ от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", за счет средств субвенции, поступающей из бюджета Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр муниципального имущества Курской области, и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 15 августа 2023 года решение Ленинского районного суда г. Курска от 24 января 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска администрации города Курска оспаривает законность и обоснованность судебных актов, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судами, истец Новиков В.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в "адрес". Его матерью является Новикова Л. Н, отец записан со слов матери - Новиков В. А... Решением Пристенского районного суда Курской области от 01.04.2011 года мать Новикова В.В. - Новикова Л.Н. была лишена родительских прав в отношении Новикова В.В.
Постановлением главы администрации муниципального образования "п. Пристень" Пристенского района от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Новиков В.В. направлен в Областной специализированный Дом ребенка на 1 год.
Постановлением главы администрации муниципального образования "п. Пристень" Пристенского района от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Новиков В.В. направлен в образовательное интернатное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Новиков В.В. находился на воспитании и полном государственном обеспечении в ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Теткинский детский дом".
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Новиков В.В. находился на воспитании и полном государственном обеспечении в ОКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Октябрьская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", откуда выбыл в ОКУ "Пенская школа-интернат" Курчатовского района Курской области.
На основании постановления Главы администрации Курчатовского района Курской области N 1856 от 31.12.2015 года Новиков В.В. - воспитанник ОКУ "Пенская шкота-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" был переведен в ОБУ "Школа-интернат N 2 им. Г.А. Карманова" г. Курска.
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ Новиков В.В. включен в предварительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Курска (по Сеймскому округу), которые подлежат однократному обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Курской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании постановления Главы Курского района Курской области от 15.04.2021г. N 659 несовершеннолетнему Новикову В.В. был назначен попечитель - Пенькова Т. В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно выписке из Списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих включению в сводный список по Курской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, являющимся приложением к приказу комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от 01.10.2020 года N 353, Новиков В.В. значится в данном списке п/п N.
В соответствии с распоряжением главы администрации Центрального округа г. Курска от 19.01.2023 года N 22-р Новиков В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Курска, место жительство которых находится на территории муниципального образования "г. Курск".
Согласно информации, предоставленной Комитетом социальной защиты населения г. Курска очередность Новикова В.В. на 23.01.2023 года N 89.
Установлено, что с 04.06.2022 года по настоящее время Новиков В.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
Закрепленного жилого помещения на территории Курской области истец не имеет, в собственности либо по договору социального найма жилое помещение у него отсутствует.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 57, 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями закона Курской области от 13 июня 2007 года N59-ЗКО "О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Курской области", положениями Закона Курской области от 28 декабря 2007 года N139-ЗКО "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области", приняв во внимание, что Новиков В.В. относится к категории детей-сирот, включен в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, его право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма до настоящего времени не реализовано, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал, что отсутствие в 2023 году субвенций на реализацию ответчиком полномочий по предоставлению Новикову В.В. жилого помещения не может являться основанием для отказа в удовлетворении его исковых требований, как и факт его регистрации по месту жительства в г. Курске 04.06.2022 года и обращение с соответствующими документами в администрацию в процессе рассмотрения спора.
Придя к выводу, что права и интересы МКУ "Городской жилищный фонд" и Министерство социального обеспечения материнства и детства Курской области решением суда первой инстанции не разрешены и не затрагиваются, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для привлечения их к участию в деле.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Курской области от 20 августа 2021 года N 77-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления Курской области наделяются отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам (далее - отдельное государственное полномочие), за исключением случая предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в целях исполнения судебных решений, вынесенных в отношении органа исполнительной власти Курской области, уполномоченного в сфере социального обеспечения населения Курской области, единой государственной семейной и демографической политики, опеки и попечительства, до 1 января 2022 года, включающим: 1) формирование специализированного жилищного фонда для предоставления благоустроенных жилых помещений детям-сиротам; 2) приобретение и (или) строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд в целях предоставления благоустроенных жилых помещений детям-сиротам; 3) предоставление благоустроенных жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированных жилых помещений; 4) установление факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; 5) принятие решения об исключении жилого помещения из
специализированного жилищного фонда и заключение договора социального найма в отношении данного жилого помещения по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
В силу ч. 5 постановления администрации г. Курска от 30.12.2021 года N 832 "О разграничении полномочий отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Курска по реализации Закона Курской области от 20.08.2021 N 77-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска органом был определен специально уполномоченным органом для осуществления деятельности по реализации государственных полномочий, предусмотренных Законом Курской области от 20.08.2021 N 77-3KO "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из анализа вышеуказанных норм следует, что обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот возложена на орган местного самоуправления, ввиду чего является ошибочным довод кассатора о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области.
Ограниченность бюджетного финансирования, которая может повлиять на исполнение принятого судом решения в отношении Новикова В.В. по вступлении его в законную силу, не может повлечь отмену принятых по делу судами нижестоящих судебных актов, поскольку на правильность выводов судов не влияет, а отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, так как отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта, в том числе на реализацию обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений, которая не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые могли бы в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием к отмене принятых по делу судами нижестоящих инстанций судебных актов, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Выводы судов, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности и в полном соответствии с требованиями закона.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 24 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного уда от 15 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска администрации города Курска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.