Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чистяковой Н.И, судей Автономова С.А. и Гагариной Л.В.
при секретаре Ковалевой Е.С.
с участием прокурора Дарьенко Л.Ю, осужденного Осокина И.А, адвоката Сидорова К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Осокина И.А. на приговор Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 4 августа 2023 года.
Приговором Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 30 мая 2023 года
Осокин Игорь Александрович, родившийся "данные изъяты", гражданин "данные изъяты", судимый 17 марта 2010 года Мотовилихинским районным судом г..Перми (с учетом изменений, внесенных постановлением Чусовского городского суда Пермского края от 21 декабря 2011 года) по ч. 4 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ), п. "г" ч. 2 ст. 112 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ), с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 9 годам 11 месяцам лишения свободы, освобожденный 31 января 2017 года по постановлению Чусовского городского суда Пермского края от 18 января 2017 года в связи с заменой неотбытой части наказания ограничением свободы на срок 2 года 3 месяца 17 дней, осужденный 12 апреля 2023 года мировым судьей судебного участка N 1 Орджоникидзевского судебного района г..Перми по ч. 1 ст. 119, п. "в" ч. 2 ст. 115 УК РФ с применением ч. 2 ст. 69 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима, в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения с наказанием по приговору от 12 апреля 2023 года назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии особого режима, на основании ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения неотбытой части наказания по приговору от 17 марта 2010 года окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 9 лет 2 месяца с отбыванием в исправительной колонии особого режима, мера пресечения - заключение под стражу оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу, срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в него времени содержания под стражей с 7 февраля 2023 года по 26 апреля 2023 года, с 30 мая 2023 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии особого режима,
отбытого по приговору от 12 апреля 2023 года наказания с 27 апреля 2023 года по 29 мая 2023 года.
Разрешен гражданский иск. С Осокина И.А. в пользу "данные изъяты" взыскана компенсация морального вреда в размере 500 000 рублей.
Решен вопрос вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 4 августа 2023 года приговор изменен:
исключено из резолютивной части указание на определение вида и режима исправительного учреждения - исправительную колонию особого режима при назначении Осокину И.А. наказания по ч. 4 ст. 111 УК РФ и ч. 5 ст. 69 УК РФ, уточнена вводная часть указанием на то, что Осокин И.А. судим 12 апреля 2023 года мировым судьей судебного участка N 1 Орджоникидзевского района г. Перми, в резолютивной части указано на назначение наказания в соответствии с ч. 6 ст. 59 УК РФ путем частичного сложения с наказанием по приговору мирового судьи судебного участка N 1 Орджоникидзевского района г. Перми от 12 апреля 2023 года и зачет в срок лишения свободы отбытого наказания по этому же приговору.
Заслушав доклад судьи Чистяковой Н.И, выступления осужденного и адвоката, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора, полагавшей о законности приговора и апелляционного определения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осокин И.А. признан виновным в умышленном причинении "данные изъяты" тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, с применением предмета, используемого в качестве оружия, повлекшем по неосторожности его смерть.
Преступление совершено в период с вечернего времени 5 февраля 2023 года по 8 часов 18 минут 6 февраля 2023 года в г. Перми и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Осокин И.А, не согласившись с приговором, указывает на чрезмерную суровость назначенного наказания, полагая, что судом не в полной мере учтены смягчающие обстоятельства, а вид рецидива определен неправильно. Усматривает нарушение права на защиту со ссылкой на то, что приговор дублирует содержание обвинительного заключения. Просит судебные решения изменить, исключить указание на наличие особо опасного рецидива с признанием опасного рецидива, изменить вид режима отбывания наказания согласно п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ, снизить срок наказания. Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Орджоникидзевского района г. Перми Демидов А.С, находя ее доводы необоснованными, просит судебные решения оставить без изменения.
Проверив материалы уголовного дела, выслушав выступления сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Выводы суда о виновности Осокина И.А. в совершении преступления при установленных судом обстоятельствах подтверждаются достаточной совокупностью всесторонне исследованных в суде с участием сторон и оцененных по правилам ст. 88 УПК РФ доказательств, которые позволили суду достоверно установить, что причинение тяжкого вреда здоровью "данные изъяты" явилось результатом умышленных преступных действий осужденного, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего.
Причинение именно осужденным телесных повреждений в кассационной жалобе не оспаривается, подтверждается показаниями свидетеля "данные изъяты" непосредственно видевшей, как Осокин И.А. нанес "данные изъяты" множество ударов кулаками в область головы, ногами - в грудную клетку, а также деревянной полкой в область шеи, после чего сам же сообщил ей о смерти потерпевшего; свидетеля "данные изъяты" которому об избиении потерпевшего Осокиным И.А. непосредственно после случившегося рассказала свидетель "данные изъяты"
Именно в местах приложения осужденным силы, описанных свидетелем "данные изъяты" экспертом при исследовании трупа "данные изъяты" установлены телесные повреждения, в том числе закрытая травма шеи.
Причинно-следственная связь между действиями осужденного, причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего и наступлением его смерти установлена.
Выводы суда, приведенные в приговоре, соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Анализ материалов уголовного дела позволяет прийти к выводу о том, что нарушений уголовно-процессуального закона, способных путем ограничения прав участников судопроизводства повлиять на правильность принятого судом решения, в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства по делу не допущено. Положения ст.ст. 15, 243 УПК РФ председательствующим соблюдены. Право на защиту не нарушено.
Вынесенный в отношении Осокина И.А. обвинительный приговор соответствует требованиям, предъявляемым к нему Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Довод о том, что приговор скопирован с обвинительного заключения, носит характер голословных предположений.
Правовая оценка действий осужденного по ч. 4 ст. 111 УК РФ является верной.
Наказание Осокину И.А. назначено с соблюдением общих начал назначения наказания, закрепленных в ст. 60 УК РФ, принципов справедливости (ст. 6 УК РФ), с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного, влияния назначенного наказания на его исправление и условия жизни его семьи, совокупности смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.
Каких-либо обстоятельств, прямо предусмотренных уголовным законом в качестве смягчающих, но не учтенных судом на момент вынесения приговора, не установлено.
Противоправности или аморальности поведения потерпевшего, которые могли бы послужить поводом для причинения ему тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, из материалов дела не усматривается.
Довод жалобы о том, что смягчающие обстоятельства учтены судом не в полной мере, следует расценивать как субъективное мнение осужденного, которое не ставит под сомнение в этой части обоснованность выводов суда по вопросам назначения ему наказания.
Отягчающим обстоятельством обоснованно признан рецидив преступлений. Поскольку Осокиным И.А. совершено особо тяжкое преступление, а ранее он был осужден за особо тяжкое преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК РФ, к реальному лишению свободы, то в соответствии с п. "б" ч. 3 ст. 18 УК РФ рецидив преступлений, вопреки доводам кассационной жалобы, верно признан судом особо опасным.
Кроме того, обстоятельством, отягчающим наказание, суд правильно признал совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя. Решение об этом мотивировано и, исходя из фактических обстоятельств дела, оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает. Именно состояние алкогольного опьянения привело Осокина И.А. к утрате контроля за своими действиями и, как следствие, к совершению особо тяжкого преступления против личности.
Употребление осужденным до совершения преступления алкоголя и нахождение в состоянии опьянения установлено судом на основе исследованных непосредственно в судебном заседании доказательств.
Суд обосновал юридически значимые обстоятельства, касающиеся невозможности применения положений ст. 64 УК РФ, оснований не согласиться с этим судебная коллегия не находит.
Правовых оснований для обсуждения вопроса о применении ч. 6 ст. 15, ст. 73 УК РФ у суда не имелось.
Делать вывод о том, что Осокину И.А. за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве назначено чрезмерно суровое наказание (далекое от максимального размера, предусмотренного санкцией статьи), нет никаких оснований. Новых обстоятельств, способных повлиять на определенный судом вид и размер наказания, судебной коллегией не установлено.
Положения ч. 5 ст. 69 УК РФ при назначении окончательного наказания судом соблюдены.
Вид исправительного учреждения определен правильно, Осокин И.А. осужден к лишению свободы при особо опасном рецидиве, что в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 58 УК РФ влечет назначение отбывания наказания в исправительной колонии особого режима.
Гражданский иск разрешен с соблюдением норм ст.ст. 151, 1101 ГК РФ.
Между тем при назначении окончательного наказания на основании ст. 70 УК РФ судом допущено существенное нарушение уголовного закона, повлиявшее на исход дела, в частности на срок отбываемого Осокиным И.А. наказания, что в соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ служит основанием для изменения обжалуемых судебных решений.
Как следует из материалов уголовного дела, Осокин И.А. освобожден из исправительного учреждения 31 января 2017 года в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы на срок 2 года 3 месяца 17 дней.
Назначая наказание по совокупности приговоров в соответствии со ст. 70 УК РФ и указывая на неотбытый срок наказания в виде 2 лет 3 месяцев 17 дней ограничения свободы, суд первой инстанции не учел положения ч. 2 ст. 49 УИК РФ, согласно которым при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом сведений о самовольном отсутствии Осокина И.А. по месту жительства, объявлении его в розыск, применении к нему мер взыскания, признании его злостно уклоняющимся от отбывания наказания в уголовном деле не имеется, стороной обвинения не представлено.
Судом апелляционной инстанции в принятом решении не дана оценка правильности назначения окончательного наказания.
Учитывая нормы закона, применительно к которым все сомнения толкуются в пользу осужденного, из судебных решений следует исключить указание на назначение Осокину И.А. окончательного наказания на основании ст. 70 УК РФ.
Иных оснований для внесения изменений в приговор и апелляционное определение судебной коллегией не установлено.
Апелляционное производство проведено в соответствии с положениями гл. 45.1 УПК РФ. Все доводы, изложенные в апелляционных представлении и жалобе, были тщательно проверены судом апелляционной инстанции, на них даны аргументированные ответы.
Руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 4 августа 2023 года в отношении Осокина Игоря Александровича изменить:
исключить указание на назначение наказания на основании ст. 70 УК РФ.
В остальном эти же судебные решения оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.