Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муравьевой Татьяны Аркадьевны на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 февраля 2024 года по административному делу N 2а-10762/2023 по административному иску Муравьевой Татьяны Аркадьевны о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
07 августа 2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Сургуту Шафиковой С.Л. возбуждено исполнительное производство N "данные изъяты" в отношении должника Муравьевой Т.А. о взыскании задолженности по кредитным платежам в размере 161 316 рублей в пользу взыскателя ПАО Сбербанк.
18 сентября 2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Сургуту Шафиковой С.Л. вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, направленное для производства удержаний в Фонд пенсионного и социального страхования. Данным постановлением установлен размер удержаний ежемесячно в размере 25% от дохода должника с сохранением денежных средств в размере прожиточного минимума граждан, являющихся получателями пенсионных выплат, по ХМАО-Югре.
29 сентября 2023 года жалоба Муравьевой Т.А. на вышеуказанное постановление временно исполняющим обязанности заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава ОСП по городу Сургуту Шмидтом А.С. оставлена без удовлетворения.
Муравьева Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебным приставам-исполнителям ОСП по городу Сургуту Шафиковой С.Л, Кобяковой Е.Ю, временно исполняющему обязанности заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава ОСП по городу Сургуту Шмидту А.С, УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконным постановления от 18 сентября 2023 года в части обращения взыскания на пенсию в размере 25%.
Требования мотивировала тем, что размер удержаний должен быть уменьшен до 12%, поскольку пенсия Муравьевой Т.А. назначена досрочно, и ей должен быть сохранен прожиточный минимум для социально-демографической группы трудоспособного населения.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 февраля 2024 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 06 мая 2024 года кассационной жалобе, дополнениях к ней от 18 июня 2024 года Муравьева Т.А, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые ими судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, Муравьева Т.А. просила о рассмотрении дела без ее участия, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, дополнений к ней в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Для признания действия (бездействия) органа или должностного лица, наделенного публичными полномочиями, незаконным в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие действия (бездействия) органа или должностного лица нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, и нарушение этим действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерой принудительного исполнения является, кроме прочего, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
Согласно пункту 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного Закона).
В силу части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.
Пунктом 5.1 статьи 69 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации при обращении взыскания на его доходы.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, права должника не нарушает, поскольку ему сохранен прожиточный минимум для социально-демографической группы получателей пенсионных выплат в ХМАО-Югре.
Судебная коллегия кассационного суда оснований не согласиться с принятыми по делу судебными актами не усматривает.
Выводы судебных инстанций соответствуют нормам материального права, мотивированы, исчерпывающе изложены в судебных актах, основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 года N 1022 утверждены Правила установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил к социально-демографической группе населения "пенсионеры" относятся лица, достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно положениям части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Возраст, по достижении которого в переходный период возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, указан в приложении N 6 к названному Закону.
При разрешении настоящего дела судами установлено, что Муравьева Т.А. является получателем страховой пенсии по старости с 24 сентября 2014 года, размер пенсии - 24 599 рублей 09 копеек. Пенсия ей назначена в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющим условия назначения трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера.
Правильно применив вышеприведённые правовые нормы к установленным обстоятельствам настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что, Муравьева Т.А. относится к социально-демографической группе "пенсионеры".
Доводы Муравьевой Т.А. о том, что она должна быть отнесена к категории трудоспособного населения при определении прожиточного минимума по причине недостижения ею возраста 60 лет, основаны на ошибочном толковании закона и убедительно опровергнуты в ходе предыдущего рассмотрения дела.
Ссылка на разъяснения, содержащиеся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" не свидетельствует об ошибочном применении судами норм материального права, поскольку спорное правоотношение не регулируется гражданским законодательством, в том числе в сфере наследственных отношений.
Требования пункта 5.1 статьи 69 Закона об исполнительном производстве при определении размера удержаний для социально-демографической группы "пенсионеры" судебным приставом-исполнителем выполнены, что проверено судебными инстанциями на основании данных о размере пенсии Муравьевой Т.А, размере произведенных удержаний и величины прожиточного минимума для пенсионеров на 2023 год, утверждённой Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2022 года N 699-п (16 951 рубль).
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые в соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муравьевой Татьяны Аркадьевны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 19 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.