Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Хорошевской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу независимого профессионального союза работников производственной и непроизводственной сфер Уральского федерального округа "СОЛИДАРНОСТЬ" (далее - НПС "Солидарность") на решение Свердловского областного суда от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2024 года по административному делу N 3а-502/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Свердловской области о ликвидации НПС "Солидарность", исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкину А.В, доводы кассационной жалобы полагавшей необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
24 мая 2010 года Главным управлением Минюста России по Свердловской области принято решение о государственной регистрации НПС "Солидарность".
Сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 24 мая 2010 года, ОГРН 1106600001903, местонахождение: г. Нижний Тагил, ул. Энтузиастов, д. 35.
Деятельность НПС "Солидарность" (далее также - Профсоюз) осуществляет на основании Устава, утвержденного протоколом Внеочередного съезда участников Профсоюза от 18 января 2018 года, зарегистрированного Главным управлением Минюста России по Свердловской области 13 октября 2020 года (далее - Устав).
Главная цель Профсоюза - представление интересов и защита прав членов профсоюза и профсоюзных организаций, перед работодателями, в государственных, судебных и общественных органах в области социально-трудовых отношениях (пункт 2.1 Устава).
Заместитель прокурора Свердловской области в интересах Российской Федерации обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации Профсоюза и исключении его из ЕГРЮЛ на основании пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Федеральный закон N 10-ФЗ), подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с выявлением в его деятельности систематических, грубых и неустранимых нарушений законодательства.
Решением Свердловского областного суда от 15 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2024 года, административный иск удовлетворен.
В поданной 15 апреля 2024 года кассационной жалобе НПС "Солидарность", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Главным управлением Минюста России по Свердловской области, прокуратурой Свердловской области представлены письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, о причинах неявки не уведомили, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами регулируются Федеральным законом N 10-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 10-ФЗ профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 10-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 10-ФЗ ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица осуществляются в соответствии с федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Из анализа приведенных норм следует, что характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Как указано в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (далее - постановление от 27 декабря 2016 года N 64), поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
Удовлетворяя заявление прокурора о ликвидации Профсоюза, исключении его из ЕГРЮЛ, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения Федерального закона N 10-ФЗ, Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пришли к выводу о том, что НПС "Солидарность" при осуществлении деятельности допущены нарушения закона, которые являются существенными, неустранимыми, и восстановление законности возможно только путем ликвидации юридического лица.
Позиция судов нижестоящих судебных инстанций основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Как установлено при рассмотрении дела, прокуратурой Дзержинского района г. Нижнего Тагила с участием представителя ГУ Минюста России по Свердловской области проведена проверка исполнения НПС "Солидарность" требований законодательства, по результатам которой составлен акт от 21 февраля 2023 года.
06 марта 2023 года ГУ Минюста России по Свердловской области по результатам участия в проверке составлена справка на основании представленных Профсоюзом документов.
В результате проверки в деятельности НПС "Солидарность" выявлены нарушения территориальной сферы деятельности, указанной в Уставе, а также нарушения в виде: неуказания в Уставе категорий и профессиональных групп объединяемых граждан; неутверждения норм представительства и порядка выборов делегатов на Съезд; несоблюдения периодичности проведения заседаний Совета Профсоюза; отсутствия контрольно-ревизионной комиссии; неисполнения обязанности по ежегодному опубликованию отчетов об использовании имущества Профсоюза за 2019 - 2021 годы; несоблюдении порядка совершения сделок, в отношении которых у должностных лиц Профсоюза имеется заинтересованность; расходования средств на цели, не соответствующие уставным целям; неведении бухгалтерского учета; неосуществлении надлежащего оформления, учета выдачи наличных денежных средств.
16 марта 2023 года и.о. прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила вынесено представление N 02-12-2023 (далее - представление прокурора), обязывающее НПС "Солидарность" принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства.
Представление прокурора исполнено частично: принято решение о рассмотрении на внеочередном съезде Профсоюза вопроса о внесении изменений в Устав; Советом Профсоюза согласованы договоры гражданско-правового характера между НПС "Солидарность" и Кобяшевым А.Ю, Димитровым А.А.; утверждены формы "Сметы" и "Отчет о доходах и расходах профсоюзной организации"; принято решение об исключении в профсоюзе оборота наличных денежных средств; заведены документы бухгалтерского учета.
Пункты 1, 10, 12, 14 представления прокурора, справка ГУ Минюста России по Свердловской области от 06 марта 2023 года в части нарушения территориальной сферы деятельности, заключения договоров без урегулирования конфликта интересов, распределения доходов в пользу членов и отсутствия ведения бухгалтерского учета оспорены Профсоюзом в судебном порядке.
Решением Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила от 04 августа 2023 года по административному делу N 2а-1230/2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 07 декабря 2023 года, в удовлетворении административного иска НПС "Солидарность" отказано.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая настоящее административное дело, пришли к заключению о доказанности необходимой совокупности оснований для ликвидации Профсоюза в связи с грубыми нарушениями им требований законодательства, которые носят неустранимый характер.
Выводы судебных инстанций исчерпывающе изложены в судебных актах, основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Нарушений процессуальных требований при исследовании и оценке доказательств не допущено.
Исходя из назначения профсоюзов законодатель в пункте 2 статьи 7 Федерального закона N 10-ФЗ предусмотрел обязанность указать в уставе организации категории и профессиональные группы объединяемых граждан, а также территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что НПС "Солидарность" осуществляло деятельность за пределами территориальной сферы Уральского федерального округа, что является нарушением пункта 1.4 Устава, пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 10-ФЗ.
Согласно пятому абзацу пункта 26 постановления от 27 декабря 2016 года N 64, несоблюдение территориальной сферы деятельности является грубым, неустранимым нарушением, являющимся достаточным основанием для ликвидации общественного объединения.
Доводы о недоказанности расходования денежных средств Профсоюза на неуставную деятельность направлены исключительно на переоценку установленных судами обстоятельств и не содержит доводов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о том, что к НПС "Солидарность" одновременно применено несколько мер прокурорского реагирования основаны на ошибочном толковании законодательства.
Предъявление прокурором административного искового заявления в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не поставлено в зависимость от внесения представления и его исполнения, поскольку в рассматриваемой правоприменительной ситуации основанием для обращения в суд послужили неустранимые нарушения в деятельности Профсоюза.
Ликвидация НПС "Солидарность" как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах настоящего дела соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.
В соответствии с абзацем вторым пункта 34 постановления от 27 декабря 2016 года N 64, если имеются сведения о том, что член (участник) объединения граждан действовал по собственной инициативе и объединение граждан публично заявило о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица до обращения в суд с административным иском уполномоченного органа или прокурора, ответственность за названные действия не может быть возложена на объединение граждан.
Ссылка на приведенное положение не ставит под сомнение правильные выводы судебных инстанций, поскольку в данном случае установлены нарушения именно в деятельности Профсоюза, представители которого не выразили публичного несогласия с незаконными действиями его членов, последовательно настаивая в ходе рассмотрения дела на отсутствии грубых нарушений законодательства в деятельности юридического лица.
Суждения в кассационной жалобе о том, что действия НПС "Солидарность" не нарушили каких-либо прав АО "НПК "Уралвагонзавод", не имеют правового значения для разрешения настоящего административного дела.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского областного суда от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу НПС "Солидарность" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 29 мая 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.