Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Хорошевской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Каслинского муниципального района на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 06 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 ноября 2023 года по административному делу N 2а-634/2023 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Каслинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, доводы кассационной жалобы полагавшей необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности Каслинского городского прокурора, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Каслинского муниципального района (далее - Администрация), о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления по созданию условий для накопления крупногабаритных отходов (далее - КГО) на территории п. Береговой и с. Подкорытова Каслинского муниципального района; возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения законодательства путем установки бункеров для накопления КГО на контейнерных площадках и (или) обустройства специальных площадок для накопления КГО на территории п. Береговой и с. Подкорытова Каслинского муниципального района.
Требования мотивировал тем, что на территории п. Береговой и с. Подкорытова не созданы условия для накопления КГО. По результатам рассмотрения представления мер к устранению допущенных нарушений законодательства Администрацией не принято, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц.
Решением Каслинского городского суда Челябинской области от 06 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 ноября 2023 года, административный иск удовлетворен.
В поданной 19 апреля 2024 года кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Муниципальное образование "Город Касли и Каслинский район" наделено статусом Каслинского муниципального района (статья 1 Закона Челябинской области от 28 октября 2004 года N 312-ЗО "О статусе и границах Каслинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе").
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, помимо иного, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В пункте 3 упомянутой статьи указано, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Региональным законодателем такое регулирование не установлено.
Пунктами 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), определено, что контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с ТКО (статья 5, пункт 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 11 Правил обращения с ТКО определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Удовлетворяя требования прокурора, судебные инстанции исходили из того, что отсутствие в местах накопления ТКО на территории п. Береговой и с. Подкорытова Каслинского муниципального района бункеров или специально оборудованных площадок для складирования КГО неправомерно и нарушает права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие, а ответственность за соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления лежит на Администрации.
Судебная коллегия кассационного суда оснований не согласиться с принятыми по делу судебными актами не усматривает.
Выводы судебных инстанций соответствуют нормам материального права, мотивированы, исчерпывающе изложены в судебных актах, основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вывод судов о возложении обязанностей по организации складирования КГО на территории п. Береговой и с. Подкорытова Каслинского муниципального района на Администрацию является правильным, поскольку указанные полномочия не закреплены за сельскими поселениями Челябинской области законом субъекта Российской Федерации.
Поскольку законодателем не отнесено к компетенции органа местного самоуправления полномочие устанавливать или изменять способы осуществления накопления ТКО на территории муниципального образования, не могут быть признаны состоятельными доводы кассационной жалобы о нецелесообразности установки бункера для КГО в с. Подкорытова в связи с небольшой численностью проживающих в нем лиц.
Доводы кассационной жалобы о возложении обязанности по установке бункеров на регионального оператора основаны на ошибочном толковании законодательства.
Региональный оператор осуществляет вывоз ТКО, под которым в силу пункта 2 Правил обращения с ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения.
При этом вывоз КГО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах, обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (пункты 2, 12 Правил обращения с ТКО).
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, под которой понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО (пункты 2, 13 Правил обращения с ТКО).
Таким образом, приведенные нормы не возлагают на регионального оператора обязанность по приобретению бункеров или организации специальных площадок для складирования КГО.
Положения Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, допускают приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы. Таких доводов и доказательств в ходе рассмотрения дела административным ответчиком представлено не было.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые в соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Каслинского городского суда Челябинской области от 06 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Каслинского муниципального района - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 29 мая 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.