Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Саидзоды Мирзоусмони Мирюсуфа на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2024 года по административному делу N 2а-9561/2023 по административному исковому заявлению Саидзоды Мирзоусмони Мирюсуфа о признании незаконными решений Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - УМВД России по ХМАО-Югре).
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Саидзода М.М, "данные изъяты", является гражданином Республики "данные изъяты", с 08 августа 2023 года по 06 августа 2024 года состоит на учете по месту пребывания по адресу: г. "данные изъяты"
10 августа 2023 года УМВД России по ХМАО-Югре принято решение о неразрешении гражданину Республики "данные изъяты" Саидзоде М.М. въезда в Российскую Федерацию на срок пять лет (до 06 августа 2028 года) по основанию, предусмотренному подпунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) в связи с тем, что постановление от 11 апреля 2018 года, которым иностранному гражданину по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа с административным выдворением в форме самостоятельного контролируемого выезда, было исполнено им 06 августа 2023 года.
10 августа 2023 года УМВД России по ХМАО-Югре на основании пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) принято решение о сокращении срока временного пребывания названного иностранного гражданина в Российской Федерации, о чём Саидзода М.М. уведомлён 17 августа 2023 года, ему предписано в течение трёх дней с даты уведомления выехать из Российской Федерации.
Саидзода М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании вышеуказанных решений УМВД России по ХМАО-Югре незаконными, мотивировав требования тем, что данные решения нарушают его право на уважение семейной жизни, а постановление о назначении административного наказания не было исполнено по независящим от него обстоятельствам.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2024 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 25 апреля 2024 года кассационной жалобе Саидзода М.М. просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
УМВД России по ХМАО-Югре представило письменные возражения на доводы кассационной жалобы, дополнения к ним, просит оставить ее без удовлетворения.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием регулируют Федеральный закон N 115-ФЗ, Федеральный закон N 114-ФЗ.
На основании подпункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и решение о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации в отношении Саидзоды М.М. приняты административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий и при наличии законных оснований, не могут расцениваться как чрезмерное ограничение прав и свобод иностранного гражданина.
Судебная коллегия кассационного суда выводы судов нижестоящих судебных инстанций находит верными, они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, судами учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 32.10 КоАП РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.
Изложенные в кассационной жалобе доводы об истечении срока давности исполнения административного наказания на момент выезда Саидзоды М.М. из Российской Федерации правильно отклонены в ходе предыдущего рассмотрения дела и не свидетельствуют об ошибочности выводов судебных инстанций.
Течение срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание (часть 2 статьи 31.9 КоАП РФ).
В настоящем деле судами достоверно, с приведением исчерпывающих выводов в судебных актах установлено, что Саидзода М.М, уведомлённый о порядке исполнения постановления о назначении административного наказания в виде выдворения, уклонялся от его исполнения.
Доводы о том, что контроль за исполнением наказания возложен на УМВД России по ХМАО-Югре, что Саидзода М.М. не был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 20.25 КоАП РФ, не свидетельствуют об исполнении иностранным гражданином административного наказания до 06 августа 2023 года.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии обстоятельств уклонения от исполнения постановления об административном выдворении в форме самостоятельного выезда из Российской Федерации, либо о наличии уважительных и объективных причин его неисполнения, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Ограничение прав административного истца произведено в полном соответствии с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающих ограничение права на уважение семейной жизни в целях защиты правопорядка, является соразмерным, поскольку преследует конституционно значимую цель, а именно защиту правопорядка от противоправного поведения Саидзоды М.М, нарушившего требования миграционного законодательства Российской Федерации.
Наличие каких-либо исключительных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь заявителя не установлено.
Наличие у Саидзоды М.М. братьев и отца, проживающих на территории России и получивших гражданство Российской Федерации, не является безусловным препятствием к принятию оспариваемых решений.
Кассационная жалоба направлена на переоценку установленных обстоятельств и не содержит доводов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов.
Переоценка этих выводов согласно части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия кассационного суда не входит.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Саидзоды Мирзоусмони Мирюсуфа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 11 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.