Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3003/2023 по иску Стариковой Оксаны Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, государственному стационарному учреждению социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N 2" об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости, предоставить откорректированные сведения индивидуального персонифицированного учета, оплатить дополнительный тариф по страховым взносам, по кассационным жалобам Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, Государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N 2" на решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 9 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения представителей ответчиков Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Иванова А.Н, государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N 2" Нестеровой Н.Г, поддержавших доводы кассационных жалоб, истца Стариковой О.В, ее представителя Юриной Е.В, полагавших кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Старикова О.В. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области), государственному стационарному учреждению социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N 2" (далее - Челябинский психоневрологический интернат N 2) о признании незаконным решения N 139968/23 от 14 марта 2023 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 период работы с 15 февраля 2016 г. по 31 декабря 2022 г. санитаркой в Челябинском психоневрологическом интернате N 2, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения за ней с 29 февраля 2023 г, возложении на Челябинский психоневрологический интернат N 2 обязанности представить в ОСФР по Челябинской области корректирующие индивидуальные сведения с кодом льготы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за период работы с 15 февраля 2016 г. по 31 декабря 2022 г, оплатить дополнительный тариф по страховым взносам за данный период (том 1 л.д. 7-11).
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что 27 февраля 2023 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с достижением возраста 51 года и наличием стажа работы 9 лет на работах с тяжелыми условиями труда, страхового стажа не менее 20 лет. Решением N 139968/23 от 14 марта 2023 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости Стариковой О.В. было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Полагала данное решение ответчика незаконным и необоснованным, поскольку в спорный период работала с условиями труда, предусмотренными Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, раздел XXIV, позиция 2260000в (средний медицинский персонал и младший медицинский персонал в домах - интернатах для психических больных, детских домах - интернатах для умственно отсталых детей системы социального обеспечения. Челябинский психоневрологический интернат N 2 неправомерно не представлял за спорный период работы сведения в Пенсионный фонд Российской Федерации с кодом права на досрочное пенсионное обеспечение по вышеуказанной позиции Списка N 2, несмотря на то, что по итогам специальной оценки условий труда на ее рабочем месте установлен 3 класс условий труда по вредным (опасным) факторам. Считает неправомерной ссылку работодателя на то, что она выполняла работу по уходу за психиатрическими больными не полный рабочий день.
Решением Металлургического районного суда г. Челябинска от 9 октября 2023 г. исковые требования Стариковой О.В. удовлетворены.
Признано незаконным решение ОСФР по Челябинской области N 139968/23 от 14 марта 2023 г. об отказе в назначении Стариковой О.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На ОСФР по Челябинской области возложены обязанности включить истцу в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 15 февраля 2016 г. по 31 декабря 2022 г. санитаркой в Челябинском психоневрологическом интернате N 2 и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения - 29 февраля 2023 г.
На Челябинский психоневрологический интернат N 2 возложена обязанность представить в отношении Стариковой О.В. в ОСФР по Челябинской области корректирующие индивидуальные сведения с кодом льготы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за спорный период работы и оплатить за данный период дополнительный тариф по страховым взносам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 г. указанное решение изменено в части даты назначения Стариковой O.В. досрочной страховой пенсии по старости.
На ОСФР по Челябинской области возложена обязанность назначить Стариковой О.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 марта 2023 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы ОСФР по Челябинской области, Челябинского психоневрологического интерната N 2 - без удовлетворения.
В кассационных жалобах представители ответчиков ОСФР по Челябинской области, Челябинского психоневрологического интерната N 2 ставят вопрос об отмене судебных постановлений в части, которой удовлетворены исковые требования Стариковой О.В. к соответствующему ответчику, как незаконных, принятых с нарушениями норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационных жалоб, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационных жалоб.
Как установлено судами, истец Старикова О.В. с 16 февраля 2016 г. была принята на работу в Челябинский психоневрологический интернат N 2 санитаркой, уволена 1 июня 2023 г.
22 февраля 2023 г. Старикова О.В, "данные изъяты" г. рождения, обратилась в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Челябинской области от 14 марта 2023 г. N 139968/23 истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2 не менее 8 лет.
Продолжительность страхового стажа истца по подсчетам ответчика составила 22 года 03 месяца 18 дней; продолжительность стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2 - 02 года 10 месяцев 13 дней; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 25, 8.
В специальный стаж истца не включен период работы с 15 февраля 2016 г. по 31 декабря 2022 г. санитаркой в Челябинском психоневрологическом интернате N 2, поскольку сведения в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отражены без указания кодов особых условий труда, работодателем не подтверждена занятость на работах, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии в течение полного рабочего дня. Кроме того, согласно ранее представленных работодателем ответов, должность санитарки не включена в перечень льготных профессий, так как 60 % рабочего времени она выполняет свои должностные обязанности, не связанные с уходом за клиентами учреждения.
При приеме на работу со Стариковой О.В. (ранее Антонова) был заключен трудовой договор "данные изъяты" Согласно трудовому договору истец принята на должность санитарки с 15 февраля 2016 г. с выполнением работы в соответствии с должностной инструкцией.
В трудовом договоре указано, что условия труда на рабочем месте соответствуют требованиям охраны труда Российской Федерации по 3.1 классу (пункт 9) работнику производятся: надбавка за особые условия труда в размере 25% от должностного оклада, надбавка за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 12% от должностного оклада (пункт 13), работнику устанавливается сокращенная 36 часовая рабочая неделя (пункт 17), предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней по постановлению Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников" (пункт 21).
Старикова О.В. исполняла свои должностные обязанности в соответствии с утвержденной должностной инструкции санитарки (ваннщицы) ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N 2".
Согласно должностной инструкции санитарки (ваннщицы), утвержденной 15 февраля 2016 г. директором учреждения, в должностные обязанности санитарки входит: под руководством медицинской сестры выполнять работу по обслуживанию и уходу за клиентами; помогать медицинской сестре при выполнении медицинских манипуляций (осмотр на педикулез и чесотку); проводить подготовку душевых и ванных комнат для купания клиентов; проводить генеральную и текущую уборку душевых и ванных комнат; проводить купание клиентов не реже одного раза в неделю и по мере необходимости; во время проведения банного дня стричь ногти на руках и ногах; оказывать помощь клиентам при приеме гигиенической ванны, при раздевании и одевании клиентов, производить смену постельного и нательного белья, помощь клиенту причесываться; проводить купание клиентов находящихся на постельном режиме совместно с санитаркой по уходу.
24 марта 2017 г. в рамках исполнения требований части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Челябинским психоневрологическим интернатом N 2 была проведена специальная оценка условий труда на рабочем месте истца. По результатам проведенной специальной оценки была оформлена карта N "данные изъяты"
Согласно проведенной специальной оценки условий труда установлен 3.2 класс условий труда по вредным (опасным) факторам без права на досрочное пенсионное обеспечение.
15 апреля 2022 г. была проведена очередная специальная оценка условий труда на рабочем месте истца. По результатам проведенной специальной оценки условий труда также был установлен 3.2 класс условий труда по вредным (опасным) факторам без права на досрочное пенсионное обеспечение.
Указанный класс условий труда на рабочем месте истца установлен по фактору "тяжесть трудового процесса".
По жалобам работников о недостоверности содержащихся в картах СОУТ сведений в части отсутствия права на досрочное пенсионное обеспечение 19 июня 2023 г. проведена внеплановая специальная оценка условий труда на рабочих местах всех санитарок Челябинского психоневрологического интерната N 2, по результатам которой был составлен отчет от 18 июня 2023 г. и карта N 14 специальной оценки условий труда от 19 июня 2023 г. на рабочем месте истца.
Согласно отчету, на рабочем месте истца был установлен 3.1 класс условий труда по вредным (опасным) факторам с предоставлением права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, как младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях (позиция 2260000г - 1754б раздела XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения").
Из штатных расписаний следует, что в Челябинском психоневрологическом интернате N 2 имелось 3 санитарки - ваннщицы.
В 2016 г. они обслуживали 272 пациентов, в 2017 г. - 331 пациента, в период с 2018 г. по 2021 г. - по 336 пациентов.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования Стариковой О.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", статей 6, 332 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, исходил из доказанности того, что с 15 февраля 2016 г. по 31 декабря 2022 г. Старикова О.В. осуществляла непосредственное обслуживание психически больных в условиях полной занятости. Действующим законодательством на работодателя возложена обязанность предоставлять достоверные сведения индивидуального персонифицированного учета на работников с указанием кодов условий их труда, оплачивать после 1 января 2013г. за работников, занятых на соответствующих видах работ, страховые взносы по дополнительным тарифам.
То обстоятельство, что в картах специальной оценки условий труда до 2023 г. не было указано о праве истца на досрочное пенсионное обеспечение, по оценке суда первой инстанции, не свидетельствует о необоснованности заявленных исковых требований, поскольку по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, проведенной 19 июня 2023 г. на рабочих местах санитарок Челябинского психоневрологического интерната N 2, были устранены, допущенные ранее несоответствия и недостатки, картой N 14 специальной оценки условий труда от 19 июня 2023 г. на рабочем месте истца установлен 3.1 класс условий труда по вредным (опасным) факторам с предоставлением права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со Списком N 2 1991 г. При этом в ходе судебного разбирательства достоверно установлено и не отрицается работодателем, что на протяжении всего периода работы в интернате характер работы истца не изменялся.
Доводы работодателя о работе истца по уходу за психиатрическими больными не полный рабочий день суд признал необоснованными, недоказанными достаточными, допустимыми и достоверными доказательствами.
При этом учел, что согласно должностной инструкции функциональные обязанности санитарки-ваннщицы Стариковой О.В. напрямую сопряжены с непосредственным контактом и обслуживанием психических больных. Все основные виды деятельности младшего медицинского персонала, предусмотренные в приложении N 1 к Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У (санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно - гигиеническая обработка ванной, инструментария, инвентаря; уход за больными, уборка вспомогательных помещений в отделении), для досрочного пенсионного обеспечения по Списку N 2, входили в обязанности истца. Из штатных расписаний следует, что в интернате имелось только 3 санитарки-ваннщицы. Учитывая количество получателей социальных услуг в 2016 - 2021 гг, а также необходимость в соответствии с пунктом 2.5 должностной инструкции проводить купание клиентов не реже 1 раза в неделю, стричь им ногти на руках и ногах, не допуская срывов графика мытья, ежемесячно каждая санитарка должна проводить купание 112 пациентов, обрабатывать их, менять нательное белье, причесывать.
С учетом разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением от 22 мая 1996 г. N 29, выполнение истцом в течение рабочего дня обязанностей по подготовке душевых и ванных комнат для купания клиентов, проведению генеральной и текущей уборки душевых и ванных комнат, являются подготовительными и вспомогательными работами, необходимыми для осуществления своих прямых обязанностей по уходу и обслуживанию психических больных в учреждении.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что истец осуществляла деятельность по уходу за психиатрическими больными не полный рабочий день, не имеется.
Установив, что с учетом спорных периодов продолжительность стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2 у истца составила 09 лет 09 месяцев 00 дней, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика ОСФР по Челябинской области обязанности назначить Стариковой О.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права с 29 февраля 2023 г.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием, за исключением даты назначения Стариковой O.В. досрочной страховой пенсии по старости, поскольку судом не учтено, что согласно даты рождения истца (29 февраля 1972 г.) и достижения возраста 51 года в 2023 г. право на назначение такой пенсии возникло у истца с 1 марта 2023 г. В связи с изложенным суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции, возложив на пенсионный орган обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 марта 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев дело в пределах доводов кассационных жалоб ответчиков, соглашается с постановленными судами судебными актами в части, вступившей в законную силу, и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В кассационной жалобе представитель ответчика ОСФР по Челябинской области приводит доводы о несогласии с выводами судов о том, что отсутствие уплаты дополнительного тарифа для страховых взносов по льготной профессии не свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ, не может нарушить право истца на включение периодов его работы в специальный стаж. Страхователем Челябинский психоневрологический интернат N 2 уплата страховых взносов дополнительному тарифу за период с 15 февраля 2016 г. по 31 декабря 2022 г. не производилась. Результаты аттестации рабочего места и специальной оценки условий труда от 24 марта 2017 г. N 4А за спорный период заявителем не оспаривались. Указанной оценкой специальных условий труда досрочное назначение страховой пенсии по старости при работе в указанной должности не предусмотрено.
В кассационной жалобе представитель Челябинского психоневрологического интерната N 2 приводит доводы о том, что размер дополнительных тарифов устанавливается в зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, в картах специальной оценки условий труда санитарки с 2013 г. отсутствовало право на досрочное назначение страховой пенсии, указанные несоответствия в картах специальной оценки условий труда с 2013 г. об отсутствии права на досрочное назначение страховой санитарки в спорный период были устранены проведением 19 июня 2023 г. внеплановой специальной оценки условий труда на рабочем месте санитарки на основании жалоб работников. Считает, что дополнительный тариф страховых взносов интернат должен оплачивать с июля 2023 г, после размещения отчета о внеплановой специальной оценке, проведенной 19 июня 2023 г, которая подтвердила истцу право на льготный стаж. Полагает, что поскольку на пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж истца спорный период работы, это обстоятельство исключает необходимость передачи интернатом в пенсионный фонд корректирующих индивидуальных сведений с кодом льгот за спорный период.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационных жалоб являются необоснованными, правильность выводов судов не опровергают.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 1 января 1992 г, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В числе лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости, - средний медицинский персонал и младший медицинский персонал в домах - интернатах для психических больных системы социального обеспечения (раздел XXIV, позиция 2260000в Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (статья 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу требований части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
По результатам специальной оценки условий труда устанавливают классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Результаты специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункт 7 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В части 1 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Из приведенных нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. С наличием страхового стажа определенной продолжительности и начислением страховых взносов по тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы в тяжелых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени, куда включаются подготовительные и вспомогательные работы, выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Если работник был принят работодателем на работу на полный рабочий день, осуществляет трудовую функцию у данного работодателя в должности (профессии) и на производстве, указанных в соответствующем списке, и по результатам проведенной специальной оценки условий труда работника на его рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда, а работодатель не предоставлял в Фонд сведения о льготном характере работы работника для отражения таких сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета и не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работника в порядке и на условиях, которые определены нормативными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона "О страховых пенсиях", Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии спора между работником и работодателем о льготном характере работы работника в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости работодатель должен доказать, что он подавал в Фонд достоверные сведения о страховом стаже такого работника исходя из условий его труда и определенного ему условиями трудового договора рабочего времени, то есть надлежащим образом исполнил установленную положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по осуществлению обязательного социального страхования такого работника в порядке, установленном федеральными законами.
Вопреки доводам кассационных жалоб, суды при рассмотрении настоящего гражданского дела приведенные правовые нормы истолковали и применили правильно.
Установив, что в спорный период истец Старикова О.В. в условиях полной занятости осуществляла уход за психиатрическими больными в учреждении системы социального обеспечения - интернате для психических больных, в течение всего период ее должностные обязанности не менялись, работа осуществлялась в одних условиях; всеми картами специальной оценки условий труда истцу установлен класс условий труда по вредным (опасным) факторам 3.2, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы; в ходе проведения внеплановой специальной оценки условий труда устранены допущенные ранее при проведении таких оценок недостатки и противоречия, установлено право истца на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2 1991 г. в связи с осуществлением ухода за психиатрическими больными, суды пришли к обоснованному выводу о недостоверности поданных работодателем в пенсионный орган сведений индивидуального персонифицированного учета без указания кода права на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с чем обязали работодателя устранить нарушения прав работника - откорректировать сведения, оплатить дополнительный тариф по страховым взносам, а на пенсионный орган правомерно возложили обязанность включить спорный период работы в специальный стаж истца по Списку N 2 1991 г. и назначить истцу досрочную страховую пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения соответствующего права.
Соглашаясь с выводом судов о доказанности работы истца по уходу за психиатрическими больными, судебная коллегия принимает во внимание, что действовавшими в спорный период нормативами численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов, утвержденными постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 декабря 2003 г. N 86, необходимо устанавливать одну штатную единицу санитарки-ваннщицы на каждые 50 коек. Как установлено судами, на одну штатную единицу санитарки-ваннщицы в учреждении ответчика в спорный период приходилось более 100 пациентов, что также подтверждает доводы истца о работе с полной занятостью и опровергает неподтвержденные какими-либо доказательствами предоставленные работодателем в пенсионный орган сведения о работе истца по уходу за психиатрическими больными менее 80% рабочего времени.
В ходе судебного разбирательства работодатель уже не оспаривал право истца на досрочное пенсионное обеспечение за весь период работы, просил возложить на него обязанность откорректировать сведения персонифицированного учета за спорный период, относительно уплаты дополнительного тарифа возражал только по мотиву отсутствия денежных средств (л.д. 120 т.1). После проведения специальной оценки условий труда в 2023 г. работодателем предоставляются в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения с кодом особых условий труда.
Доводы кассационной жалобы Челябинского психоневрологического интерната N 2 об отсутствии у ответчика обязанности оплачивать дополнительный тариф страховых взносов за период до июля 2023 г. (до размещения отчета о внеплановой специальной оценке, проведенной 19 июня 2023 г, которая подтвердила истцу право на льготный стаж), о том, что необходимости в передаче интернатом в пенсионный фонд корректирующих индивидуальных сведений с кодом льгот за спорный период не имеется, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам жалобы, поскольку судом установлено, что истец в период с 2016 г. по 2022 г. осуществляла трудовую деятельность, указанную в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", предоставленные работодателем сведения персонифицированного учета за спорный период являются недостоверными, он обязан согласно абзацу 3 статьи 15 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предоставить в пенсионный орган откорректированные сведения, а также в силу положений статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации уплатить дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в установленном данным кодексом размере в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу истца.
Ссылки в кассационной жалобе ОСФР по Челябинской области на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку при рассмотрении данного спора установлены иные фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для дела. В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационных жалоб ответчиков отсутствуют.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалованных в кассационном порядке решения суда первой инстанции и определения апелляционной инстанции, примененное в данном деле, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 9 октября 2023 г. в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N 2" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Металлургического районного суда г. Челябинска от 9 октября 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.