Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2327/2023 по иску Александренко Владимира Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов обучения, службы в армии в специальный страховой стаж, по кассационной жалобе Александренко Владимира Михайловича на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 3 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Александренко В.М. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОСФР по Свердловской области), в котором просил включить в его специальный страховой стаж периоды:
- обучения в Лимендском речном училище МРФ РСФСР по специальности "Эксплуатация электрооборудования судов речного флота" с 1 сентября 1979 г. по 2 апреля 1983 г. (3 года 7 месяцев 0 дней), - военной службы по призыву с 12 ноября 1983 г. по 23 ноября 1985 г. (2 года 0 месяцев 11 дней) (л.д. 4).
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 21 октября 2020 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 14 декабря 2020 г. в установлении пенсии было отказано по причине того, что у истца отсутствует стаж на соответствующих видах работ в необходимом размере 12 лет 06 месяцев. На основании решения Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 12 июля 2022 г. ответчик включил в стаж на соответствующих видах работ дополнительные периоды, однако 1 сентября 2022 г. во изменение решения об отказе в установлении пенсии от 14 декабря 2020 г. вновь вынес решение об отказе в установлении пенсии. Полагал указанное решение незаконным, поскольку в отсутствие законных оснований не приняты к зачету в специальный стаж спорные периоды обучения и службы в армии.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 3 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 января 2024 г, в удовлетворении исковых требований Александренко В.М. отказано.
В кассационной жалобе истец Александренко В.М. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, 21 октября 2020 г. истец Александренко В.М, "данные изъяты" г. рождения, обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с работой в плавсоставе на судах морского, речного флота, флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
Решением органа пенсионного обеспечения от 14 декабря 2020 г. "данные изъяты" в назначении пенсии истцу отказано.
Согласно указанному решению стаж на соответствующих видах, принятый к зачету, составил 07 месяцев 07 дней, что менее необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (12 лет 06 месяцев).
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 12 июля 2022 г. исковые требования Александренко В.М. удовлетворены частично. Включены в стаж на соответствующих видах работ Александренко В.М, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в Ханты-Мансийском речном порту: с 13 мая 1987 г. до 12 ноября 1987 г. - 1 помощник механика по электрооборудованию оборудованию "ПМ-632", с 28 апреля 1988 г. до 13 ноября 1988 г. - 1 помощник механика по электрооборудованию оборудованию "ПМ-632", с 26 апреля 1989 г. до 8 ноября 1989 г. - 1 помощник механика по электрооборудованию оборудованию "ПМ-632".
На основании вышеуказанного решения суда ОПФР по Свердловской области дополнительно включило в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды в Ханты-Мансийском речном порту с 13 мая 1987 г. по 12 ноября 1987 г, с 28 апреля 1988 г. по 13 ноября 1988 г, с 26 апреля 1989 г. по 8 ноября 1989 г. и вынесло решение об отказе в установлении пенсии от 1 сентября 2022 г. во изменение решения об отказе в установлении пенсии от 14 декабря 2020 г. N 1353436/20 ввиду отсутствия не менее 12 лет 6 месяцев стажа на соответствующих видах работ согласно пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету с учетом решения суда составил 2 года 2 месяца 6 дней.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 1 сентября 1979 г. по 2 апреля 1983 г. Александренко В.М. проходил обучение в Лимендском речном училище МРФ РСФСР; с 5 апреля 1983 г. по 11 ноября 1983 г. работал помощником механика по электрооборудованию-радиооператором Иртышская РЭБ флота; с 12 ноября 1983 г. по 23 ноября 1985 г. проходил службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР, с 21 января 1986 г. по 1 мая 1986 г. работал электромонтажником 5 разряда БПУ Ханты-Мансийский речной порт.
Согласно уточняющей справки ПАО "Иртышское пароходство" от 18 октября 2018 г. N 158 истец работал полный рабочий день в Иртышской РЭБ флота с 5 апреля 1983 г. (приказ N 493 от 16 апреля 1983 г.) по 11 ноября 1983 г. (приказ N 1385 от 15 ноября 1983 г.). Льготный стаж: с 11 мая 1983 г. по 25 октября 1983 г. полная навигация. В качестве 2 помощника механика по электрооборудованию-радиооператора транспортного нефтеналивного танкера "Доронин". Порт приписки судов - г. Омск. Навигационный период отработан полностью в плавсоставе на судах транзитных линий речного флота (за исключением портовых судов, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), что предусмотрено пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В навигационный период отпуска и отгулы не предоставлялись.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж на соответствующих видах работ периода прохождения обучения с 1 сентября 1979 г. по 2 апреля 1983 г, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктами "з" и "к" пункта 109 Положения о порядке назначении и выплате государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, исходил из того, что согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству служба в армии приравнивалась к работе по Списку N 2 1956 г, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода, период профессионального обучения приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода, только в случае назначения пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах до 31 декабря 1991 г. Данная работа должна быть поименована в Списках производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.
Оснований приравнять учебу истца в Лимендском речном училище к специальному стажу суд не усмотрел, поскольку за окончанием периода учебы истец не работал в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 1956 г. Спорный период не может быть учтен при расчете досрочной страховой пенсии по старости как период работы по Списку N 2 1956 г, так как должность "помощник механика по электрооборудованию - радиооператор" не поименована в указанном Списке.
Период работы истца с 5 апреля 1983 г. по 11 ноября 1983 г. принят к зачету в специальный стаж по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а не по пункту 2 части 1 статьи 30 того же закона. Работодателем подтверждено право истца на льготное пенсионное обеспечение в спорный период в соответствии пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По аналогичным основаниям суд отказал в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж службы в армии в период с 12 ноября 1983 г. по 23 ноября 1985 г, поскольку до и после службы в армии истец работал не в тяжелых условиях труда по Списку N 2 1956 г, Приравнивание периодов службы в армии к периодам работы по Списку N 2 от 1991 г, действующему с 1 января 1992 г, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами правильно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе Александренко В.М. приводит доводы о том, что Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", пунктами 97 и 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, к периодам работы, предусмотренной Списками N 1 и N 2, приравнивались периоды иной работы и деятельности (военной службы, работы на выборной должности, обучения) при соблюдении определенных условий и ограничений.
По мнению заявителя, имеются правовые основания для включения спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку период работы с 5 апреля 1983 г. по 11 ноября 1983 г. в Иртышской РЭБ флота 2 помощником механика по электрооборудованию - радиооператор 0 лет 7 месяцев дней, который следует за окончанием учебы, поименован в Списках производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, принят ответчиком в льготный стаж, что является основанием приравнивания периода учебы к данной работе. Этот же период с 5 апреля 1983 г. по 11 ноября 1983 г. следует до службы в рядах Советской Армии с 12 ноября 1983 г. по 23 ноября 1985 г. Считает, что суды проигнорировали доводы заявителя, чем нарушили его процессуальные права на судебную защиту.
Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы о наличии оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений не свидетельствуют, основаны на ошибочном толковании заявителем ном пенсионного законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста по состоянию на 31 декабря 2018 г. (60 лет) мужчинам - по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением указанного возраста на один год за каждые 2 года и 06 месяцев такой работы.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 06 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список N 2 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее по тексту - Список N 2 1956 г.), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Разделом XXX "Транспорт", подраздел 3 "Речной флот" Списка N 2 1956 г. предусмотрен плавсостав судов (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения): кочегары и старшие кочегары судов, работающие на жидком топливе; механики и их помощники; машинисты, старшие машинисты; мотористы, старшие мотористы; электромеханики и их помощники.
Согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее по тексту - Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий).
Пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий применяется к Спискам N 1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абзац 3 подпунктов "а", "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично - заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.). и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з" пункта 109 Положения).
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б") период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода (абзац четырнадцатый пункта 109).
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах (абзац шестнадцатый пункта 109).
Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20 декабря 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который введен в действие с 1 января 1992 г. и не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил и периодов профессионального обучения в специальный стаж.
Таким образом, пенсионное законодательство, действовавшее до 1 января 1992 г, позволяло включать период срочной военной службы по призыву в специальный (льготный) стаж по выбору обратившегося за назначением пенсии лица либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а период профессионального обучения - к работе, которая следовала за окончанием этого периода. При этом учитывалась работа, предусмотренная Списками N 1 и N 2, действовавшими в тот же период, то есть Списками 1956 г.
Установив, что в период с 5 апреля 1983 г. по 11 ноября 1983 г. (следовал после профессионального обучения и предшествовал периоду службы в армии) истец работал в Иртышской РЭБ флота 2 помощником механика по электрооборудованию - радиооператором, работодатель истца подтверждает наличие оснований для включения данного периода работы в специальный стаж по пункту 9, а не по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с 21 января 1986 г. по 1 мая 1986 г. истец работал электромонтажником 5 разряда БПУ Ханты-Мансийский речной порт, данные профессии не предусмотрены Списком N 2 1956 г, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периодов обучения и службы в армии по Списку N 2 1956 г.
Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении и толковании норм материального права, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Учитывая, что принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 3 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Александренко Владимира Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.