Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-695/2023 по иску Сухова Павла Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании незаконным решения в части, включении периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Сухова Павла Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сухов П.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее - ОСФР по Курганской области) о признании незаконным решения от 06 сентября 2023 года N 100783/23 в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов трудовой деятельности: с 13 декабря 1995 года по 28 июля 2004 года в должности пожарного в ГПС МЧС России; с 16 июня 2005 года по 31 декабря 2005 года в должности начальника караула Далматовской ПЧ-14 ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области"; с 01 января 2006 года по 27 февраля 2007 года в должности начальника караула пожарной части N 14 ГУ "Отряд Государственной противопожарной службы N 2 Главного управления гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Курганской области"; с 28 февраля 2007 года по 31 июля 2007 года в должности пожарного в пожарной части N 14 ГУ "Отряд Государственной противопожарной службы N 2 Главного управления гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Курганской области" (в связи с переименованием учреждения); с 01 августа 2007 года по 31 декабря 2008 года в должности пожарного в пожарной части N 14 ГУ "2 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области"; с 15 октября 2012 года по 26 октября 2012 года, с 02 октября 2017 года по 06 октября 2017 года - прочие отвлечения; просил включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указанные периоды трудовой деятельности.
В обоснование исковых требований указал, что 20 июня 2023 года он обратился в ОСФР по Курганской области за установлением досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 06 сентября 2023 года ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ; в стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии, ему не были засчитаны спорные периоды. С указанным решением об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости он не согласен, считает его необоснованным и незаконным. В спорные периоды он работал в должностях "начальник караула", "пожарный", "командир отделения", которые предусмотрены как Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437, так и ранее действовавшим Списком оперативных должностей, утвержденным приказом МВД России от 27 июля 2001 года N 696. Спорные периоды службы в указанных должностях непосредственно были связаны с тем, что он лично и непосредственно сам участвовал в ликвидации пожаров, на месте принимал решения об эффективности ликвидации пожаров, о тушении пожаров.
Досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В его трудовой книжке отражены периоды работы по трудовому договору в ГПС МЧС России. Считает, что решением ОСФР по Курганской области нарушено его конституционное право на социальное обеспечение.
Решением Далматовского районного суда Курганской области от 26 декабря 2023 года признан частично незаконным пункт 2 решения ОСФР по Курганской области от 06 сентября 2023 года N 100783/23 об отказе в установлении пенсии Сухову П.А. в части отказа в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы: с 13 декабря 1995 года по 28 июля 2004 года в Управлении Государственной противопожарной службы УВД Курганской области (в том числе периоды учебных отпусков: с 25 марта 1996 года по 14 апреля 1996 года, с 30 сентября 1996 года по 19 октября 1996 года), с 01 августа 2007 года по 31 декабря 2008 года в должности "пожарный" в пожарной части N 14 по охране Далматовского района Государственного учреждения "2 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области", периодов курсов повышения квалификации с 15 октября 2012 года по 26 октября 2012 года, с 02 октября 2017 года по 06 октября 2017 года.
На ОСФР по Курганской области возложена обязанность зачесть Сухову П.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанные периоды работы:
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 марта 2024 года решение Далматовского районного суда Курганской области от 26 декабря 2023 года отменено в части признания частично незаконным пункта 2 решения ОСФР по Курганской области от 06 сентября 2023 года N 100783/23 об отказе в установлении пенсии Сухову П.А. в части отказа в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов: с 13 декабря 1995 года по 28 июля 2004 года в Управлении Государственной противопожарной службы УВД Курганской области (в том числе периоды учебных отпусков: с 25 марта 1996 года по 14 апреля 1996 года, с 30 сентября 1996 года по 19 октября 1996 года) и возложении обязанности на ОСФР по Курганской области зачесть Сухову П.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов: с 13 декабря 1995 года по 28 июля 2004 года в Управлении Государственной противопожарной службы УВД Курганской области (в том числе периоды учебных отпусков: с 25 марта 1996 года по 14 апреля 1996 года, с 30 сентября 1996 года по 19 октября 1996 года). В удовлетворении указанных требований Сухова П.А. отказано.
В кассационной жалобе Сухов П.А. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
На кассационную жалобу поступили возражения ОСФР по Курганской области, письменные пояснения Главного управления МЧС России по Курганской области.
Сухов П.А, представители ОСФР по Курганской области, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (далее - Главное управление МЧС России по Курганской области) в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 мая 2024 года в удовлетворении ходатайства представителя Главного управления МЧС России по Курганской области об участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи отказано в связи с отсутствием технической возможности.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что 20 июля 2023 года Сухов П.А. обратился в ОСФР по Курганской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Курганской области от 06 сентября 2023 года N 100783/23 в назначении данной пенсии Сухову П.А. отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (в возрасте 50 лет требуется не менее 25 лет), принятый к зачету специальный стаж составил 14 лет 05 месяца 02 дня.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Закон "О страховых пенсиях"), не включены периоды:
- с 13 декабря 1995 года по 28 июля 2004 года - служба в ГПС МЧС России, поскольку документально не подтвержден факт работы в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- с 16 июня 2005 года по 31 декабря 2005 года - начальник караула Далматовской ПЧ-14 ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области", с 01 января 2006 года по 27 февраля 2007 года - начальник караула в пожарной части N 14 ГУ "Отряд Государственной противопожарной службы N 2 Главного управления гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Курганской области"), с 28 февраля 2007 года по 31 июля 2007 года - пожарный в пожарной части N 14 ГУ "Отряд Государственной противопожарной службы N 2 Главного управления гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Курганской области", поскольку документально не подтвержден факт работы в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что предусмотрено пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях", стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что предусмотрено пунктом 2 статьи 14 Закона "О страховых пенсиях";
- с 01 августа 2007 года по 31 декабря 2008 года - пожарный в пожарной части N 14 ГУ "2 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области", стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что предусмотрено пунктом 2 статьи 14 Закона "О страховых пенсиях";
- с 15 октября 2012 года по 26 октября 2012 года, с 02 октября 2017 года по 06 ноября 2017 года - прочие отвлечения по ИС, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Согласно сведениям трудовой книжки Сухов П.А. в период с 13 декабря 1995 года по 28 июля 2004 года проходил службу в ГПС МЧС России.
Согласно уточняющей справке Главного управления МЧС России по Курганской области от 05 декабря 2023 года N 681, Сухов П.А. в периоды с 13 декабря 1995 года по 01 октября 1999 года занимал должность пожарного в Далматовской пожарной части УГПС УВД Курганской области, с 01 октября 1999 года по 28 июля 2004 года занимал должность помощника начальника караула в Далматовской пожарной части УГПС УВД Курганской области и был занят на работах по тушению пожаров и спасению людей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях".
Согласно копиям приказов N 8 от 04 апреля 1996 года, N 35 от октября 1996 года Сухову П.А. предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска с 25 марта 1996 года по 14 апреля 1996 года, с 30 сентября 1996 года по 19 октября 1996 года на основании справки-вызова.
Из копии трудовой книжки Сухова П.А, уточняющей справки Главного управления МЧС России по Курганской области N 681 от 05 декабря 2023 года следует, что Сухов П.А. работал с 16 июня 2005 года по 31 декабря 2005 года в должности "начальник караула" пожарной части N 14 по охране Далматовского района Государственного учреждения "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области", с 01 января 2006 года по 27 февраля 2007 года в должности "начальник караула" пожарной части N 14 по охране Далматовского района Государственного учреждения "Отряд Государственной противопожарной службы N 2 Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области", с 28 февраля 2007 года по 31 июля 2007 года в должности "пожарный" в пожарной части N 14 по охране Далматовского района Государственного учреждения "Отряд Государственной противопожарной службы N 2 Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области"; с 01 августа 2007 года по 31 декабря 2008 года в должности "пожарный" в пожарной части N 14 по охране Далматовского района Государственное учреждение "2 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области".
Согласно архивной справке Главного Управления МЧС России по Курганской области от 04 декабря 2023 года N 678, с 14 июня 1991 года ОПО УВД Курганского облисполкома переименован в Противопожарную аварийно-спасательную службу УВД Курганской области (ПАСС УВД Курганской области); с 25 января 1994 года ПАСС УВД Курганской области переименована в Управление Государственной противопожарной службы УВД Курганской области (УГПС УВД Курганской области) на основании приказа УВД Курганской области от 25 января 1994 года N 36. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 01 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. УГПС УВД Курганской области в соответствии с Директивой МЧС России от 24 сентября 2003 года N 31-23-21 подчинено Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области. С 01 января 2004 года Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области (ГУ ГОЧС Курганской области). 30 ноября 2004 года создано Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (Главное управление МЧС России по Курганской области).
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий издан приказ N 631 от 30 декабря 2004 года "О создании отрядов Государственной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации", с 01 января 2005 года созданы отряды Государственной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации, включая отряд ГПС МЧС России по Курганской области".
Распоряжением администрации (Правительства) Курганской области от 15 марта 2005 года N 78-р "О создании государственных учреждений Курганской области" были созданы: Государственное учреждение "Отряд Государственной противопожарной службы N 2 Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области", а также Государственное учреждение "Единый дежурно-диспетчерский центр управления Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области" (ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области").
В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Курганской области N 389 от 10 августа 2007 года с 01 августа 2008 года создано Государственное учреждение "2 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Сухова П.А. в части включения в специальный стаж истца периодов службы с 13 декабря 1995 года по 28 июля 2004 года (в том числе периодов учебных отпусков с 25 марта 1996 года по 14 апреля 1996 года, с 30 сентября 1996 года по 19 октября 1996 года), периода работы с 01 августа 2007 года про 31 декабря 2008 года и периодов прохождения курсов повышения квалификации с 15 октября 2012 года по 26 октября 2012 года, с 02 октября 2017 года по 06 октября 2017 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", исходил из доказанности того, что в спорные периоды истец работал в федеральной противопожарной службе, в должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, в периоды учебных отпусков и прохождения курсов повышения квалификации истец продолжал состоять в трудовых отношениях, за ним сохранялось рабочее место и производилось начисление заработной платы.
Разрешая требования о включении в специальный стаж периода работы истца с 16 июня 2005 года по 31 июля 2007 года в пожарной части N 14, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года N 103 "О территориальных подразделениях государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", исходил из того, что принадлежность учреждений, в которых в указанный период исполнял трудовую функцию Сухов П.А, к федеральной противопожарной службе не подтверждена, работа истца проходила в службе субъекта Российской Федерации, финансирование учреждений осуществлялось из областного бюджета - бюджета субъекта Российской Федерации, и пришел к выводу об отсутствии оснований для включения указанного периода в специальный стаж.
Придя к выводу о необоснованном отказе ответчика во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов службы Сухова П.А. с 13 декабря 1995 года по 28 июля 2004 года в Управлении Государственной противопожарной службы УВД Курганской области (в том числе периодов учебных отпусков: с 25 марта 1996 года по 14 апреля 1996 года, с 30 сентября 1996 года по 19 октября 1996 года), периода работы с 01 августа 2007 года по 31 декабря 2008 года в должности "пожарный" в пожарной части N 14 по охране Далматовского района Государственного учреждения "2 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области", а также периодов курсов повышения квалификации с 15 октября 2012 года по 26 октября 2012 года, с 02 октября 2017 года по 06 октября 2017 года, суд признал решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области N 100783/23 от 06 сентября 2023 года в указанной части незаконным.
Проверяя законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, в части необоснованного включения судом первой инстанции в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях", периода службы с 13 декабря 1995 года по 28 июля 2004 года, суд апелляционной инстанции с целью установления юридически значимых обстоятельств по делу, истребовал у третьего лица материалы архивного дела на Сухова П.А.
Согласно представленным Главным управлением МЧС России по Курганской области документам из архивного дела, Сухову П.А. с 28 мая 1996 года присвоено звание старший сержант внутренней службы, с 01 октября 1999 года - старшина внутренней службы, с 13 июня 2000 года - прапорщик внутренней службы, с 27 марта 2003 года - лейтенант внутренней службы; Сухов П.А. приведен к Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в отношении Сухова П.А. проводилась аттестация.
Согласно материалам дела, с 13 декабря 1995 года Сухов П.А. назначен стажером по должности пожарного ПЧ-14 УГПС УВД, приказом N 17 от 1996 года назначен на должность пожарного ПЧ-14 УГПС УВД с присвоением звания "старший сержант внутренней службы", приказом от 19 октября 1999 года N 59 назначен на должность помощника начальника караула ПЧ - 14 с 01 октября 1999 года с присвоением очередного специального звания "старшина внутренней службы", приказом от 13 июня 2000 года N 37 Сухову П.А. присвоено очередное специальное звание младшего начальствующего состава "прапорщик внутренней службы".
Согласно приказу УГПС по Курганской области МЧС России от 30 ноября 2002 года прапорщик внутренней службы Сухов П.А. был назначен на должность начальника караула ПЧ-14 с 01 декабря 2002 года, приказом начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Курганской области от 31 декабря 2003 года N 15 лейтенант внутренней службы Сухов П.А. назначен на должность инспектора отдела надзорной деятельности по Далматовскому району ГУ ГО и ЧС Курганской области с 01 января 2004 года, приказом от 11 августа 2004 года N 61 лейтенант внутренней службы Сухов П.А, инспектор надзорной деятельности по Далматовскому району, уволен с 28 июля 2004 года.
С учетом представленных третьим лицом материалов архивного дела, оценив имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установив, что в спорный период Сухов П.А. трудовую деятельность на условиях трудового договора не осуществлял, проходил службу в УГПС УВД по Курганской области и ГПС МЧС России в качестве аттестованного сотрудника, имел специальные звания, пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части признания решения незаконным и возложения на ОСФР по Курганской области обязанности включить Сухову П.А. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода службы с 13 декабря 1995 года по 28 июля 2004 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда с выводами суда апелляционной инстанции соглашается.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что осуществляемая им трудовая деятельность в период с 13 декабря 1995 года по 28 июля 2004 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях".
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, также засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, страховая пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 (подпункт "л" пункта 1) определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
Указанным Списком должностей работников Государственной противопожарной службы предусмотрена должность водителя (шофера) автомобиля (пожарного).
В период до 1 января 2002 года право на досрочное назначение пенсии работникам Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России) было предусмотрено подпунктом "о" пункта 1 статьи 12 Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", введенным в действие Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ, вступившим в законную силу с 10 января 1996 года.
Возможность включения в специальный стаж по подпункту "о" пункта 1 статьи 12 Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" службы в органах внутренних дел данный закон не предусматривал.
Согласно Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19 марта 1996 года N 1-2-У, содержащему разъяснения о порядке реализации Федерального закона от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ, в стаж работы в Государственной противопожарной службе МВД России засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным приказом МВД России от 23 июня 1995 года N 241. В указанный стаж работы не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам).
Из приведенных правовых норм следует, что действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в органах внутренних дел в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, периода службы с 13 декабря 1995 года по 28 июля 2004 года в Управлении Государственной противопожарной службы УВД Курганской области (в том числе периодов учебных отпусков: с 25 марта 1996 года по 14 апреля 1996 года, с 30 сентября 1996 года по 19 октября 1996 года) является правильным.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебного постановления не содержат.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сухова Павла Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.