Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Шушкевич О.В., рассмотрев единолично гражданское дело N 2-1923/2023 по иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 к Якушевич Наталье Алексеевне о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты, по кассационной жалобе Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 на решение мирового судьи судебного участка N 1 Тавдинского судебного района Свердловской области от 19 октября 2023 года и апелляционное определение Тавдинского районного суда Свердловской области от 11 января 2024 года,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 (далее - Управление социальной политики N 7) обратился с иском к Якушевич Н.А. о взыскании денежных средств, выплаченных в виде ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка, в размере 14 623 руб..
В обоснование требований указал на то, что Якушевич Н.А. в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка "данные изъяты" года рождения, на основании заявления от 28 декабря 2020 года назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области". С 01 апреля 2023 года Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации Якушевич Н.А. назначено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка "данные изъяты" О данном факте Управлению социальной политики N 7 стало известно 17 апреля 2023 года, распоряжением от 19 апреля 2023 года принято решение о прекращении ежемесячной денежной выплаты с 01 апреля 2023 года, в результате чего образовалась переплата.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 Тавдинского судебного района Свердловской области 09 октября 2023 года исковые требования Управления социальной политики N 7 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Тавдинского районного суда Свердловской области от 11 января 2024 года решение мирового судьи судебного участка N 1 Тавдинского судебного района Свердловской области 09 октября 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления социальной политики N 7 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление социальной политики N 7 ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм права.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении кассационной жалобы и принятии ее к производству суда кассационной инстанции извещены надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что такого рода оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что решением Управления социальной политики N 7 от 06 января 2021 года Якушевич Н.А. по ее заявлению от 28 декабря 2020 года назначена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка на период с 01 декабря 2020 года по 05 декабря 2023 года в размере 11 897 руб. с последующим изменением в зависимости от прожиточного минимума.
17 апреля 2023 года в Управление социальной политики N 7 поступила информация о назначении Якушевич Н.А. с 01 апреля 2023 года ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка на Якушевич В.В.
Распоряжением от 19 апреля 2023 года N 33 ежемесячная денежная выплата Якушевич Н.А. прекращена с 01 апреля 2023 года.
Решением от 20 апреля 2023 года N 07-70/1 установлена излишняя выплата Якушевич Н.А. ежемесячной денежной выплаты за период с 01 апреля 2023 года по 30 апреля 2023 года в размере 14 623 руб.
06 июня 2023 года Якушевич Н.А. направлено досудебное уведомление о добровольном возврате излишне полученного пособия за апрель 2023 года в размере 14 623 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области", Порядка предоставления семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1365-ПП "О реализации статьи 22-2 областного закона от 23 октября 1995 года N 28-ОЗ "О защите прав ребенка", правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, исходил из недоказанности недобросовестных действий со стороны Якушевич Н.А, направленных на неправомерное получение ежемесячной денежной выплаты.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Седьмой кассационный суд находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 18 Порядка предоставления семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1365-ПП, Управление социальной политики принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты, в том числе в случае назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты прекращается с первого числа месяца, в котором наступили вышеуказанные обстоятельства.
Указанные положения подпункта 10 пункта 18 Порядка введены постановлением Правительства Свердловской области от 27 февраля 2023 года N 125-ПП.
Пунктом 20 указанного Порядка предусмотрено, что суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие представления им документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке (часть 1). Суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке (часть 2).
Часть 2 пункта 20 названного Порядка введена постановлением Правительства Свердловской области от 27 февраля 2023 года N 125-ПП, при этом ее действие распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2023 года.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, как верно указано судами, доказательств того, что в действиях ответчика усматривается недобросовестность, злоупотребление, направленных на неосновательное обогащение, истцом не представлено.
Суд кассационной инстанции соглашается и с выводом суда о том, что основанием для получения ежемесячной денежной выплаты являлось заявление Якушевич Н.А, в котором не содержится каких-либо обязательств ответчика о сообщении в Управление социальной политики о наступлении тех или иных обстоятельств, иных доказательств, достоверно свидетельствующих об осведомленности ответчика об условиях осуществления ежемесячной денежной выплаты, а также обязанности в месячный срок известить Управление о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращение осуществления ежемесячной выплаты, истцом не представлено.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Вопреки доводам кассационной жалобы доказательств недобросовестности ответчика при получении спорной денежной выплаты не представлено, в связи с чем судами нижестоящих инстанций обоснованно применены положения статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости взыскания полученных ответчиком денежных средств в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области".
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам спора.
При указанных обстоятельствах Седьмой кассационный суд общей юрисдикции не усматривает предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 Тавдинского судебного района Свердловской области от 19 октября 2023 года и апелляционное определение Тавдинского районного суда Свердловской области от 11 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 - без удовлетворения.
Судья О.В. Шушкевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.