Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сергеева С.С.
судей Капункина Ю.Б, Мальмановой Э.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Черкасова А.В. на решение Кировского районного суда города Астрахани от 8 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 29 ноября 2023 года по административному делу по административному иску Черкасова ФИО7 к администрации Кировского района города Астрахани об оспаривании действий по установке контейнера для сбора твердых бытовых отходов
заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
Черкасов А.В. обратился в суд с административным иском к администрации Кировского района г. Астрахани о признании незаконными действий по размещению площадки для сбора мусора и накопления твердых бытовых отходов по адресу "адрес", возложении обязанности убрать площадку для сбора и накопления твердых бытовых отходов по указанному адресу.
В обоснование иска указал, что в 2019 году административный ответчик разместил мусорный контейнер, который практически закрыл входную дверь в офисное помещение, расположенное по адресу "адрес". На его неоднократные обращения убрать контейнер ответчик не отреагировал.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 08 августа 2023 года в удовлетворении административного иска Черкасову А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 29 ноября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного истца - без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный истец Черкасов а. В. Просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционного определения и направить дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 5 марта 2024г, определением судьи кассационной инстанции от 26 марта 2024г. с административным делам передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица участвующие в деле о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта.
Из материалов дела следует, что Черкасов А.В. является собственником нежилого помещения, расположенного в жилом доме по адресу: "адрес".
Постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 18 декабря 2015г. N утверждена муниципальная программа муниципального образования "Городской округ город Астрахань" "Повышение уровня благоустройства и улучшение санитарного состояния города Астрахани", где Мероприятием ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено "Обустройство контейнерных площадок". Ответственными исполнителями Мероприятия ДД.ММ.ГГГГ выступают администрации районов города Астрахани.
В соответствии с п 2.1.9. Положения об администрации Кировского района города Астрахани, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 20 марта 2014г. N, администрация Кировского района города Астрахани осуществляет мероприятия по созданию и ремонту мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним, а также специально отведенных мест и согласованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, закрепленных за другими лицами в соответствии с муниципальными правовыми актами.
1 апреля 2019г. Астраханский филиал ООО "ЭкоЦентр" обратился в адрес администрации Кировского района г.Астрахани с заявлением об организации комиссии по согласованию мест размещения контейнерной площадки в том числе, по адресу: "адрес" "адрес".
7 мая 2019г. администрацией Кировского района г.Астрахани в адрес соответствующих руководителей организаций направлено письмо, в котором просит принять участие в комиссии 17 мая 2019г. по вопросу согласования расположения контейнерных площадок перечисленных в письме.
Каких-либо возражений и отказа относительно согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов существующей контейнерной площадки для сбора ТКО от соответствующего территориального органа, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, не поступило.
17 мая 2019г. Актом об определении места накопления твердых коммунальных отходов в составе специалистов ООО "ЭкоЦентр", Управления архитектуры и градостроительства администрации МО "Город Астрахань", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области", ведущего инженера отдела обследования земельных участков и хранения землеустроительной документации управления муниципального имущества администрации МО "Город Астрахань", ведущего инженера отдела благоустройства управления Цо коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО "Город Астрахань", ведущего инженера коммунального отдела администрации Кировского района г.Астрахани по результатам осмотра, комиссией принято решение определить место размещения контейнерной площадки для сбора ТКО "адрес".
По запросу суда апелляционной инстанции Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области подготовлено заключение N от 24 ноября 2023г, согласно которому имеющаяся контейнерная площадка расположена напротив жилого дома по "адрес" на расстоянии около 2 метров, что не соответствует действующим на сегодняшний день санитарным правилам СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий". При этом Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области сообщено, что в условиях сложившейся жилой застройки и наличие инженерных коммуникаций, иное место для размещения контейнерной площадки отсутствует. Жалоб от граждан, проживающих по "адрес" иных организаций в Управление не поступало.
Согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Астрахань" находящегося в общем доступе, и представленных фотоматериалов следует, что по адресу "адрес" расположена контейнерная площадка площадью 8 кв.м, материал ограждения - профлист, количество контейнеров - 2, установлен для собственников жилых помещений по адресу: "адрес"
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, исходили из того, что все действия на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, администрацией были выполнены, соответствующие заявки были направлены органам, с которыми предусмотрено соответствующее согласование, действовавшие на момент составления акта от 17 мая 2019г. нормы СанПиН 42-128-4690-88 допускали отступление минимального расстояния площадки для установки контейнеров от жилых домов в районах сложившейся застройки. В условиях сложившейся градостроительной застройки определить иное место для обустройства контейнерной площадки у органа местного самоуправления не имелось.
Судом апелляционной инстанции также отмечено, действовавшее на момент определения места размещения спорной площадки для установки контейнера правовое регулирование не устанавливало требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти нормативные расстояния, а содержали требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следовало соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания. Размещение контейнеров на расстоянии менее 20 м само по себе не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на установленных по делу доказательствах с верным применением норм материального права.
Федеральный закон от 30 марта 1999г. N52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями Федерального закона N52-ФЗ санитарно- эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российский Федерации (пункт 1 статьи 22).
В соответствии со статьями 14 и 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленнькх законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 13.4 названного Федерального закона определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов: в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018г. N1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальних отходов (пункты 4 и 7 Правил).
На момент рассмотрения вопроса об устройстве спорной контейнерной площадки для сбора ТКО действовали СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а также СанПиН 2.1.2.2645-10.
Пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N4690-88 и действовавших до 4 декабря 2020 года предусматривалось, что площадки для установлен контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июня 2010 года N64 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Таким образом, действовавшими на момент установки контейнерной площадки в 2019 году, нормами СанПин были установлены требования к расстоянию от контейнеров до жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения. При этом предусмотрено отступление от указанных требований при согласовании с уполномоченными органами.
Учитывая, что органом местного самоуправления процедура согласования размещения места сбора твердых бытовых отходов соблюдена, площадка создана на основании Распоряжения администрации Кировского района города Астрахани от 26 августа 2019 года N, которое является действующим, данная площадка включена в Реестр мест накопления твердых бытовых отходов, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Доводы административного истца о нарушение его прав и охраняемых законом интересов, в том числе и на благоприятную среду судами обоснованно отклонены, поскольку размещение контейнеров на расстоянии менее 20 м от жилого дома само по себе не является безусловным основанием для демонтажа контейнерной площадки, как не подтверждает фактор, оказывающий вредное воздействие на человека. Доказательств того, что в данном районе сложившейся застройки имеется возможность размещения контейнерной площадки в ином месте с учётом требований санитарных правил, не представлено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и фактически сводится к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда по обстоятельствам дела, а потому не могут быть признаны основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том что судебный акт апелляционной инстанции является законным, основанным на положениях действующего законодательства с учётом установленных по делу обстоятельств и не опровергнут доводами кассационной жалобы.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Астрахани от 8 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Черкасова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 июня 2024 года
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.