Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сергеева С.С.
судей Капункина Ю.Б, Мальмановой Э.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ислямова Э.Э. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 9 октября 2023 года по административному делу по административному иску Ислямова ФИО11 к администрации г. Симферополя, главе администрации г. Симферополя Афанасьеву М.С. о признании незаконным постановления, возложении обязанности совершить определенные действия, Заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
Ислямов Э.Э. обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление администрации г. Симферополя Республики Крым от 20 октября 2022 года N "Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданину Российской Федерации Ислямову Э.Э."; возложить обязанность на администрацию г. Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление Ислямова Э.Э. о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 31 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 9 октября 2023 года, в удовлетворении административного иска Ислямову Э.Э. отказано.
В кассационной жалобе Ислямов Э.Э. ставит вопрос об отмене судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятии нового решения об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные содержанию административного иска, указывает на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 11 марта 2024г, определением судьи кассационной инстанции от 4 апреля 2024г. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении административного иска и признавая законным оспариваемое решение административного ответчика, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у Ислямова Э.А. отсутствует право на получение земельного участка в соответствии с Законом Республики Крым от 15 января 2015г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", поскольку в его собственности находится иной земельный участок с расположенным на нем жилым домом.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов правильными.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно статье 1 Закона N 66-ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Особенности предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, включённым в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путём его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона, определяются статьёй 22.2 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015.
Действие данной правовой нормы распространяется на граждан Российской Федерации, включённых в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона (далее - Реестр).
Порядок ведения Реестра утверждается Советом министров Республики Крым.
Предоставление указанным в настоящей статье гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется однократно по месту подачи указанными гражданами заявлений в порядке, установленном статьёй 6 настоящего Закона.
Основанием для постановки указанных в настоящей статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра.
В части 2 статьи 22.2 указанного выше Закона установлена совокупность условий, предоставляющих гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, право на бесплатное получение земельного участка в собственность, в том числе, отсутствие у гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации) (пункт 4).
Как следует из материалов дела, распоряжением Совета министров Республики Крым N от 1 декабря 2016г. Ислямов Э.А. включён в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
С 2006 года Ислямов Э.А. фактически занял и пользуется земельным участком с кадастровым номером N (собственник - муниципальное образование городской округ Симферополь, категория земель - земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства), расположенного по адресу: "адрес" на котором имеется возведённый в 2009 году жилой дом кадастровым номером N площадью "данные изъяты".
30 мая 2022 года Ислямов Э.Э. обратился в муниципальное казённое учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Согласно письму Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым от 22 июня 2022 года N относительно предоставления сведений об актуальности нахождения граждан в Реестре граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства, путём его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым в отношении Ислямова Э.А. указал на несоответствие условиям предоставления земельного участка, в связи с наличием у него в собственности земельного участка площадью "данные изъяты" с кадастровым номером N и жилого дома с кадастровым номером N площадью "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес".
Наличие указанных объектов в собственности административного истца подтверждено представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
В связи с указанным, оспариваемое Ислямовым Э.А. постановление администрации г. Симферополя Республики Крым от 20 октября 2022 года N, не противоречит предписаниям положений пункта 4 части 2 статьи 22.2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" и прав и законных интересов административного истца не нарушает.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку. Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 9 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ислямова Э.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 июня 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.