Дело N 2а-4793/2023
г. Краснодар 06.06.2024
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Поляковой Е.А, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 15.03.2024 кассационную жалобу Администрации г. Сочи Краснодарского края на решение Центрального районного суда г. Сочи от 21.09.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23.01.2024 по административному делу по административному иску прокурора Адлерского района г. Сочи к Администрации г. Сочи Краснодарского края, заинтересованные лица: Департамент городского хозяйства Администрации г. Сочи, Департамент строительства Администрации г. Сочи, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Администрации г. Сочи, МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог" о признании незаконным бездействия уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО6, просившую об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
прокурор Адлерского района г. Сочи (прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации г. Сочи Краснодарского края (Администрация, городская администрация), выразившееся в неустранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Обязать административного ответчика устранить выявленные нарушения.
В обоснование требований указал, что в результате прокурорской проверки выявлены нарушения в части содержания Администрацией муниципальной улично-дорожной сети, расположенной в границах Адлерского внутригородского района города Сочи (отсутствие пешеходных тротуаров, необходимых дорожных знаков, дорожного ограждения на опасном участке, временных технических средств организации дорожного движения, стационарного электрического освещения, горизонтальной дорожной разметки, установлена необходимость проведения капитального ремонта участка автомобильной дороги с противооползневыми мероприятиями).
15.05.2023 прокурором в адрес Главы Администрации вынесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
28.06.2023 Администрацией направлен ответ на представление, из которого следует, что выявленные нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения не устранены.
Полагая, что указанное бездействие Администрации нарушает права неопределенного круга лиц, прокурор просил об удовлетворении административного иска.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 21.09.2023, оставленным без изменения, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23.01.2024, исковые требования удовлетворены.
Суды признали незаконными бездействие Администрации, выразившееся в неустранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Суды обязали Администрацию устранить выявленные нарушения, перечисленные в административном исковом заявлении.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Заявитель жалобы ссылается на то, что в настоящее время принимаются меры по устранению выявленных нарушений, по состоянию на 31.08.2023 установлены дорожные знаки, нанесена горизонтальная разметка, однако полное устранение недостатков уличной дорожной сети возможно после получения дополнительного финансирования.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены решений судов не имеется.
Разрешая дело по существу, суды, руководствуясь положениями статей 1, 3, части 1 статьи 12, части 1 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2011 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928, Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.09.2008 N 977, пункта 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 N 92, пункта 6 статьи 13, пришли к выводу о наличии оспариваемого бездействия Администрации по обстоятельствам, изложенным в административном иске, с учетом представленных в материалы дела актов выездного обследования от 06.03.2023 N N, от 26.05.2023 N N, от 17.07.2023 N N, от 18.12.2023 N N, протоколов от 06.03.2023 N N, от 26.05.2023 N N, от 18.12.2023 N N.
Суды исходили из того, что в нарушение положений вышеприведенных законов Администрацией не исполнена обязанность по устранению допущенных нарушений, которые приводят к нарушению прав и интересов неопределенного круга лиц, а также создают угрозу их жизни и здоровью.
С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с соблюдением норм процессуального права.
Дефицит бюджета не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии в рассматриваемом деле оспариваемого бездействия органа местного самоуправления.
Иные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов, являются следствием иной оценки фактических обстоятельств и неправильного толкования норм материального права, регулирующих возникшие правоотношений.
При таких обстоятельствах решения судов подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 21.09.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23.01.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Сочи Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17.06.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.