Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Усенко Н.В, Иванова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сироткиной Л.П. в лице представителя ФИО9 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 20 февраля 2024 г. по административному делу по административному иску Сироткиной ФИО10 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решение от 10 августа 2023г. и распоряжения от 25 августа 2023г, возложение обязанности устранить нарушение прав
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
Сироткина Л.П. обратилась в суд с административном иском к Департаменту по имущественным земельным отношениям города Севастополя, в котором просила признать незаконным решение от 10 августа 2023г. об отказе в предоставлении государственной услуги о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N без торгов. Возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно рассмотреть её заявление от 31 июля 2023 г. о заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ. Также просила отменить распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям от 25 августа 2023г. N - РДИ о проведение аукциона, отменить аукцион опубликованный на официальном сайте торгов сети "Интернет" извещение N относительно земельного участка с лотом 1: земельный участок с кадастровым номером: N "адрес" на департамент по имущественный и земельным отношениям города Севастополя обязанность уведомить административного истца о принятом решении.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 3 ноября 2023г. административный иск удовлетворён. Суд признал решение департамента по имуществом земельным отношениям города Севастополя от 10 августа 2023г. незаконным. Отменил распоряжение департамента по имущественным земельным отношениям от 25 августа 2023г. N - Р Д и проведение аукцион. Отменил аукцион опубликованый на официальном сайте торгов сети интернет извещение N относительно земельного участка с лотом 1: земельный участок с кадастровым номером: N, категория земель "Земли населенных пунктов", вид разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства", площадь "данные изъяты", по адресу: "адрес".
Возложил на Департамент по имуществом земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно рассмотреть заявление Сироткиной Л.П. от 31 июля 2023 г. о заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 февраля 2024г. решение Нахимовского района суда города Севастополя от 3 ноября 2023г. в части отмены Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 августа 2023г. N - РДИ "О проведении аукциона" и отмены аукциона, опубликованного на официальном сайте торгов сети интернет извещение N относительно земельного участка с лотом 1: земельный участок с кадастровым номером: N, категория земель "Земли населенных пунктов", вид разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства", площадь "данные изъяты", по адресу: "адрес" отменено.
В остальной части решения Нахимовского районного суда города Севастополя от 3 ноября 2023г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Сироткина Л.П. в лице представителя ФИО9 ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 февраля 2024г. с оставлением в силе решения суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 26 марта 2024г. определением судьи суда кассационной инстанции от 16 апреля 2024г. с административным делам передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Из материала следует что 31 июля 2023г. Сироткина Л.П. через МФЦ обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N без проведения торгов, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" находящегося в собственности города Севастополя.
Решением департамента по имущественному земельным отношениям города Севастополя изложенным в письменном уведомлении от 10 августа 2023г. N Сироткиной Л.П. в предоставлении государственные услуги отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом 13 пункта 2.9.1 Административного регламента от 23 декабря 2021г. N "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, аренду без торгов", пункте 13 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, по причине того, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении опубликованы извещение, и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.
Земельный участок с кадастровым номером N образован в 2019 году, право собственности города Севастополя зарегистрировано 20 марта 2020г.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что период с с 28 июля 2023г. по 10 августа 2023г. в сети Интернет в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ опубликование и размещение извещения о предоставлении указанного земельного участка, не производилось. Распоряжение от 25 августа 2023г. N - РДИ "О проведении аукциона" было издано позднее, чем поступило заявление Сироткиной Л.П, которое датируется 27 июля 2023 г.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к выводу, о том что испрашиваемый земельный участок не мог являться предметом аукциона, поскольку отсутствуют решение о проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка до даты подачи заявления от административного истца.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции. Одновременно с этим, отменяя решение первой инстанции в части удовлетворения иска об отмене Распоряжения Департамента по преимущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 августа 2023г. "О проведении аукциона" и отмены аукциона, суд апелляционной инстанции исходил с того, что суд первой инстанции вышел за пределы своей компетенции, подменив тем самым полномочия органа местного самоуправления на принятие решения об организации и проведении аукциона, а также указал на необходимость оспаривания аукциона в ином судебном порядке.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции ошибочными.
В соответствии с пунктом 13 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 7 данной статьи, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что с заявлением о предварительном согласовании предоставления несформированного земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый квартал N, площадью "данные изъяты" в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ 26 сентября 2019г. обратилась ФИО6
14 октября 2019 года в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поступило заявление ФИО7 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора купли-продажи/аренды в отношении указанного земельного участка.
Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирована положениями статьи 39.11 Земельного кодекса РФ и включает в себя подготовку и утверждение уполномоченным органом схем расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утверждённый проект межевание территории (пп.1 п.3); осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учёта земельного участка, также государственной регистрации прав на него (пп. 3 п.3); получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно -технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пп. 4 п. 3); принятие уполномоченным органом решения проведения аукциона (пп. 5 п.3).
Распоряжением департамента по имущественным земельным отношениям города Севастополя от 10 декабря 2019г. N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу "адрес", площадью "данные изъяты".
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за городом федерального значения Севастополь 20 марта 2020г. с постановкой на кадастровый учет и присвоением кадастрового номера N.
Таким образом, спорный земельный участок сформирован органом местного самоуправления для проведения аукционной процедуры в связи с поступлением в 2019 году заявлений от двух лиц, изъявивших желание на его приобретение.
Судами данные обстоятельства оставлены без надлежащей оценки, при этом вопрос о реализации или прекращении аукционной процедуры до обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка, не выяснялся, также как не выяснялся вопрос о том, принималось ли по заявлению ФИО6, предусмотренное подпунктом 2 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Кроме того, признавая правильными выводы суда первой инстанции о том, что на момент подачи Сироткиной Л.П. заявления о предоставлении земельного участка отсутствовало извещение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка с размещением его на официальном сайте в информационно-телекомуникационной сети "Интернет", суд апелляционной инстанции оставил без надлежащей оценки представленное в материалы дела заявление ФИО7 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора купли-продажи/аренды в отношении земельного участка, поданное 14 октября 2019г. в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в связи с размещением на официальном сайте извещения N от 11 октября 2019г.
Судом апелляционной инстанции также не учтено, что извещение опубликованное в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ и извещение о проведении аукциона, предусмотренное статьей 39.11 Земельного кодекса РФ не идентичны и являются правовым результатом различных процедур, проводимых уполномоченным органом в рамках разрешения вопроса о распоряжении земельным участком.
Судебная коллегия также считает необходимым отметить противоречивость выводов суда апелляционной инстанции.
Так, согласившись с выводом суда первой инстанции о признании незаконным оспариваемого Сироткиной Л.П. решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 10 августа 2023 года и фактически согласившись с наличием у административного истца права на приобретение спорного земельного участка в порядке, предусмотренном подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, суд апелляционной инстанции в то же время принял решение об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований об отмене Распоряжения от 25 августа 2023г. N - РДИ "О проведении аукциона", принятого по результатам проведения административным ответчиком процедуры, предусмотренной статьей 39.11 Земельного кодекса РФ. Указанное порождает неопределенность в реализации прав на земельный участок как Сироткиной Л.П, так и претендентами на этот же земельный участок - ФИО6 и ФИО7
Более того, отменив в данной части решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции в резолютивный части не указал, какое решение принято относительно данных исковых требований.
Поскольку допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными без их устранения невозможно восстановление и защита законных прав и интересов административного истца, судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело направлению соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 КАС РФ в Севастопольской городской суд на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей, так как суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельно оценку собранным по делу доказательства не наделён.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 20 февраля 2024 г. отменить.
Административное дело направить в Севастопольский городской суд на новое апелляционное рассмотрение в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июня 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.