Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Усенко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 сентября 2023г. и апелляционной определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 января 2024г. по административному делу по административному иску Ахеева ФИО8 к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя об отмене уведомления, возложении обязанности совершить определённые действия
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
Ахеев Э.А. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя с заявлением N от 21 июня 2023г. о предоставлении государственной услуги предоставления его дочери Ахеевой Е.Э. путёвки в "данные изъяты"" на третью смену, однако ему было отказано по причине того, что ребёнок заявителя, относящийся к категориям, указанным в пунктах 3-11 статьи 8 Закона города Севастополя N 114-ЗС, оздоравливался в предыдущем году за счёт средств бюджета города Севастополя или по региональной квоте в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях. По аналогичным основаниям было отказано в предоставлении государственной услуги по заявлению административного истца N от 28 июня 2023г.
Считая свои права и интересы нарушенными, Ахеев Э.А. обратился в суд с административным иском в котором просил признать незаконным уведомление Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 28 июня 2023г. N об отказе в оказании государственной услуги предоставления путёвки в "данные изъяты"" на третью смену; от 28 июня 2023г. N об отказе в оказании государственной услуги предоставления путёвки в "данные изъяты" на четвёртую смену; возложить на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя обязанность предоставить путёвку для отдыха и оздоровления Ахеевой Е.Э. в "данные изъяты" на третью и четвёртую смену в порядке, предусмотренном пунктом 4.5 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Севастополя 27 апреля 2023г. N.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 сентября 2023г. административный иск Ахеева Э.А. удовлетворён частично.
Суд признал незаконными и отменил уведомления Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 28 июня 2023г. N об отказе в оказании государственной услуги предоставления путёвки в "данные изъяты" на третью смену; от 28 июня 2023г. N об отказе в оказании государственной услуги предоставления путёвки в "данные изъяты" на четвёртую смену.
В остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 января 2024г. решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 сентября 2023г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя ставит вопрос об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанций, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального права.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 2 апреля 2024г, определением судьи кассационной инстанции от 17 апреля 2024г. с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Закон города Севастополя от 9 февраля 2015г. N 114-ЗС "Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление" регулирует правоотношения в сфере государственного обеспечения отдыха и оздоровления детей, проживающих в городе Севастополе, устанавливает основы создания правовых, организационных и экономических условий государственной поддержки мероприятий, направленных на отдых и оздоровление детей, сохранение развития организаций, ведущих деятельность в сфере отдыха и оздоровления детей.
Пунктом 10 статьи 8 данного Закона предусмотрено, что меры государственной поддержки сфере обеспечения отдыха и оздоровления детей в городе Севастополе предоставляются детям, состоящем на диспансерном учёте.
В силу статьи 6 Закона N 114-ЗС (в редакции Закона города Севастополя от 6 мая 2020г. N 572-ЗС) государственная поддержка в сфере организации отдыха детей, проживающих в городе Севастополе, и их оздоровления осуществляется путём: 1) предоставления путёвок для отдыха детей и их оздоровления в государственных бюджетных и автономных учреждениях города Севастополя, осуществляющих организацию отдыха детей и их оздоровления в рамках реализации государственных программ города Севастополя; 2) закупки путёвок в иных организациях отдыха детей и их оздоровления за счёт средств бюджета города Севастополя и их предоставление для отдыха и оздоровления детей; 3) предоставление родителям (законным представителям) детей, проживающих в городе Севастополе, компенсации части стоимости путёвок, приобретённых ими в государственных бюджетных и автономных учреждениях города Севастополя.
Путёвка либо компенсация части её стоимости предоставляется в качестве меры государственной поддержки на одного ребёнка один раз в течение календарного года.
Частично удовлетворяя заявленные Ахеевым Э.А. требования и признавая оспариваемые им решения Департамента незаконными, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Закон города Севастополя от 9 февраля 2015г. N 114-ЗС в части 2 статьи 6 предусматривал возможность предоставления путёвки либо компенсации части её стоимости в качестве меры государственной поддержки на одного ребёнка один раз в течение календарного года. Данная норма утратила силу в связи с принятием Закона Севастополя от 27 июня 2023г. номер 770 - ЗС, вступившего в силу 7 июля 2023г.
В этой связи суды пришли к выводу о том, что поскольку обращение Ахеева Э.А. имело место до 7 июля 2023г, то в силу предыдущей редакции части 2 статьи 6 Закона 114-ЗС у административного истца имелось право на получение путёвок для ребёнка на третью и четвёртую смены "данные изъяты"
Судебная коллегия находит выводы судов ошибочными, основанными на неправильном толкование норм материального права.
Так, судами не учтено, что положения части 2 статьи 6 Закона N 114-ЗС не определяют порядок и условия предоставления путевок, а также безусловную обязанность административного органа предоставлять путёвки один раз в течение календарного года, а лишь регламентируют ограничение количества предоставления путёвок в определенный период времени.
При этом как следует из части 3 статьи 7 Закона N 114-ЗС, порядок и условия предоставления детям путёвок в организации отдыха детей и их оздоровления, устанавливается Правительством Севастополя.
Такой порядок утверждён постановлением Правительства Севастополя от 27 апреля 2023г. N 213-ПП.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4.12 указанного Порядка, основанием для отказа в предоставлении путёвки является факт того, что ребёнок, относящийся к категориям, указанным в пунктах 3-11 статьи 8 Закона города Севастополя N 114-ЗС, оздоравливался в предыдущем году за счёт средств бюджета города Севастополя или по региональной квоте в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях.
Из материалов дела следует, что в предыдущем - 2022-м году, ребёнок административного истца была обеспечена путёвкой на 4 смену в "данные изъяты" что в силу приведенных положений Порядка свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления путёвки в 2023-м году независимо от даты подачи Ахеевым Э.А. заявления применительно к сроку действия части 2 статьи 6 Закона Севастополя N 114-ЗС.
В этой связи, принятые административным ответчиком решения соответствуют положениям части 3 статьи 7 Закона N 114-ЗС, а также подпункта 4 пункта 4.12 Порядка и условий предоставления путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 27 апреля 2023г. N 213-ПП и прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Поскольку судами при разрешении административного спора все обстоятельства установлены, однако, неверно применены нормы материального права, судебная коллегия на основании пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ считает необходимым постановленные по делу судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить в части удовлетворения административного иска и в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Учитывая, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, судебные акты также подлежат отмене в части взыскания с Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в пользу Асеева Э.А. судебных расходов в размере "данные изъяты".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 сентября 2023г. и апелляционной определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 января 2024г. отменить в части удовлетворения административного иска, а также взыскания судебных расходов.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Ахеева ФИО9 к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным уведомления Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 28 июня 2023г. N об отказе в оказании государственной услуги предоставления путёвки в "данные изъяты" на третью смену; от 28 июня 2023г. N об отказе в оказании государственной услуги предоставления путёвки в "данные изъяты" на четвёртую смену, отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июня 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.