Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО8 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 7 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 20 ноября 2023 года по административному исковому заявлению ФИО8 к администрации города Ялта Республики Крым, заинтересованное лицо -Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании бездействия и решения незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО8 обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации г.Ялта Республики Крым по не подаче заявления в установленном законом порядке в уполномоченный орган для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности муниципального образования земельного участка N, ОК "Патриот", гора Дарсан, "адрес", возложить обязанность на администрацию "адрес" Республики Крым в срок не более десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда подать заявление в установленном законом порядке в уполномоченный орган для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности муниципального образования указанного земельного участка; признать незаконным отказ администрации "адрес", выраженный в письменном ответе от 30 марта 2023 года об отказе в принятии решения о передаче на праве частной собственности ФИО8 указанного земельного участка; возложить обязанность на административного ответчика в срок не более тридцати рабочих дней со дня государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности муниципального образования земельного участка N, ОК "Патриот", гора Дарсан, "адрес", принять решение о передаче данного земельного участка на праве частной собственности ФИО8
Исковые требования мотивированы тем, что решением Ялтинского городского совета АР Крым от 6 июля 2010 года N ФИО8 дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, площадью 0, 060 га.
С целью завершения оформления прав на земельный участок 26 ноября 2019 года истец обратился в администрацию "адрес" Республики Крым с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт. В связи с отсутствием решения по заявлению истец направил в администрацию запрос, в котором просил сообщить о результатах рассмотрения его заявления. В письме администрации от 21 января 2022 года истцу сообщено, что осуществление регистрационных действий в отношении земельного участка приостановлено органом регистрации; после устранения кадастровым инженером допущенных ошибок администрацией будет принято решение о предоставлении истцу земельного участка в порядке завершения оформления прав. В соответствии с полученными рекомендациями истец предоставил в администрацию все документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта земельного участка.
Однако, в письме от 30 марта 2023 года N Д-40/7726/2 администрация сообщила истцу, что земельный участок не сформирован и не состоит на государственном кадастровом учёте, в связи с чем принять какое-либо решение в отношении земельного участка не предоставляется возможным. Административный истец считает оспариваемое решение и бездействия органа местного самоуправления незаконными, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 7 августа 2023 года административный иск ФИО8 оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением суда, представителем ФИО8 - ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда от 7 августа 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 20 ноября 2023 г. указанное решение от 7 августа 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 4 апреля 2024 г. заявитель просит решения судов отменить, полагая, что суды неправильно применили положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, к установленным по данному административному делу обстоятельствам. Выражая несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанций
Определением судьи от 25 апреля 2024 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела следует, что решением Ялтинского городского совета АР Крым от 30 сентября 2008 года N дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 0, 06 га, расположенного по адресу: "адрес", гора Дарсан, ОК "Патриот", земельный участок N для строительства и обслуживания жилого дома. 16 августа 2009 года ФИО3 умерла.
Решением Ялтинского городского совета АР Крым от 6 июля 2010 года N внесены изменения в решение Ялтинского городского совета АР Крым от 30 сентября 2008 года N с изменением лица, которому дано разрешение на составление проекта землеустройства с ФИО3 на ФИО8 26 ноября 2019 года ФИО8 обратился в администрацию "адрес" Республики Крым с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт. 31 марта 2020 года администрация обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о постановке испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учёт. Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 9 апреля 2020 года осуществление регистрационных действий приостановлено на основании статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что представлено решение от 30 сентября 2008 года в то время, как основанием на завершение оформления прав на земельный участок может быть, в силу Закона N-ЗРК, решение, принятое в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года. Письмом администрации "адрес" Республики Крым от 7 мая 2020 года ФИО8 уведомлен о приостановлении регистрационных действий. 8 июля 2020 года ФИО4 обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с иском о признании права на завершение оформления прав на земельный участок.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 сентября 2020 года (по делу N) иск ФИО8 удовлетворён; за ФИО8 признано право на завершение оформления права собственности на земельный участок N, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: ОК "Патриот", гора Дарсан, "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 января 2021 года по делу N решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 сентября 2020 года отменено, требования истца ФИО8 оставлены без удовлетворения.
В обоснование принятого решения судом апелляционной инстанции указано, что право на завершение оформления прав на земельный участок реализуется в заявительном порядке, предусмотренном статьёй 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", соответствующее заявление могло быть подано истцом не позднее 1 января 2021 года. В установленный законом срок истец не обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка в порядке завершения оформления прав, в связи с чем отсутствуют правовые основания считать права истца нарушенными.
Кассационным определением Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 января 2021 года оставлено без изменения.
Истец неоднократно обращался в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении информации о рассмотрении его заявления о постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт, последний раз - 22 февраля 2023 года. Письмом администрации "адрес" Республики Крым от 30 марта 2023 года N Д-40/7726/2 истцу сообщено, что земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учёт, в связи с чем принять какое-либо решение в отношении земельного участка не представляется возможным.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суды исходили из того, что административный ответчик действовал в пределах своих полномочий, доказательств неправомерности его бездействия и решения не установлено, с чем соглашается суд кассационной инстанции.
Так, согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из пунктов 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 51 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учётом особенностей, установленных настоящим Законом (статья 1 Закона N-ЗРК).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N-ЗРК (в редакции на момент возникновения оспариваемых правоотношений) завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Частью 5 указанной статьи закреплено, что порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй, может быть подано не позднее 1 января 2021 года (часть 7 статьи 13 Закона N-ЗРК). Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Пунктом 5 Порядка установлено, что для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подаёт заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Пункты 6 и 7 Порядка содержат требования к содержанию заявления и к документам, прилагаемым к нему. Учитывая изложенные нормы, а также пункт 4 статьи 8 Закона N-ЗРК, пункт 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N, процедура переоформления прав, фактически представляет собой приведение ранее возникших прав в соответствие с положениями законодательства РФ, введённой законодательством переходного периода с учетом различного правового режима использования земель по законодательству Украины и Российской Федерации.
На основании пункта 7 статьи 13 Закона N-ЗРК заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй, может быть подано не позднее 1 января 2021 года, однако, как установлено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 января 2021 года (по делу N) ФИО8 не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьёй 13 Закона N-ЗРК.
Таким образом, ФИО8 ранее правами по оформлению спорного земельного участка до 1 января 2021 года не воспользовался. При этом, в заявлении от 26 ноября 2019 года, о подаче которого указывает административный истец и копию которого суд апелляционной инстанции приобщил из материалов дела N, содержится просьба ФИО8 о подаче Департаментом имущественных и земельных отношений администрации "адрес" Республики Крым заявления в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о постановке на государственный кадастровый учёт испрашиваемого земельного участка. Доказательств подачи иного заявления в отношении указанного земельного участка административный истец в суд не представил.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и положения закона, суды правильно пришли к выводу, что оспариваемые административным истцом бездействие и решение органа местного самоуправления являются законными и обоснованными, не нарушающими права и законные интересы заявителя.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Доводы заявителя не содержат правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судами при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебных решений по существу, влияющих на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергающих выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решений в кассационном порядке судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 7 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 20 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 июня 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Иванов А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.