Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО5 к администрации муниципального образования и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения N от 15 декабря 2022г. о возврате заявления о предоставления муниципальной услуги.
В обосновании административных исковых требований указано, что ФИО5 обратилась в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного под гаражным боксом N, расположенного в гаражно-строительном кооперативе N по адресу: "адрес", находящегося в государственной собственности без проведения торгов.
Письмом от 15 декабря 2022г. N административному истцу было возвращено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Полагая свои права нарушенными, ФИО5 обратилась в суд и, с учетом уточнений, просила признать незаконным решение от 15 декабря 2022г. N администрации муниципального образования г.Краснодар о возврате заявления о предоставления муниципальной услуги ФИО5 в предварительном согласовании предоставления земельного участка; обязать администрацию муниципального образования город Краснодар оказать ФИО5 муниципальную услугу "Предварительное согласование земельного участка", в установленном порядке в срок 10 дней.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 9 июня 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Суд постановил:
Признать незаконным решение администрации муниципального образования г.Краснодар от 15 декабря 2022г. N в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка и обязал администрацию муниципального образования г.Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар устранить допущенные нарушения прав ФИО5
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2023 г. решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 9 июня 2023 года изменено в части.
Суд обязал администрацию муниципального образования город Краснодар в лице департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар устранить нарушение прав ФИО5 путем повторного рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражным боксом N в ГСК N по адресу: г.Краснодар, ул.Дмитрия Благоева, 9/1.
В остальной части решение Первомайского районного суда города Краснодара от 9 июня 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 апреля 2024 года, заявитель выражает несогласие с принятыми судами решениями, просит оспариваемые судебные акты отменить, усматривает нарушение норм действующего законодательства.
Определением судьи от 26 апреля 2024 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Указанных нарушений не допущено.
Из материалов административного дела следует, что ФИО5 обратилась через Филиал ГАУ "МФЦ КК" в г. Краснодаре в администрацию муниципального образования г.Краснодар с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного под гаражным боксом N, расположенного в гаражно-строительном кооперативе N по адресу: г.Краснодар, ул.Дмитрия Благоева, 9/1, находящегося в государственной собственности без проведения торгов.
На основании пункта 3 статьи 44 Устава муниципального образования город Краснодар, принятого Решением городской Думы Краснодара от 21 апреля 2011 г. N пункт 6, администрация муниципального образования город Краснодар в области использования земли осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Письмом от 15 декабря 2022г. N административному истцу было возвращено заявление о предоставлении муниципальной услуги.
В обоснование ответа административный ответчик указал на несоблюдение истцом п.4 ст.3.7 ФЗ от 25 октября 2001г. N-ФЗ нарушение (редакция от 14.07.2022) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что в силу пункта 3 статьи 39.15 ЗК РФ является основанием для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Между тем, согласно пункта 1 статьи 3.7. Федерального закона N137-ФЗ, предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункта 2 статьи 3.7. Федерального закона N-ФЗ до 1 сентября 2026 г. гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях: земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе, с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение. Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.
В силу пункта 4 статьи 3.7. Федерального закона N-ФЗ, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заявитель отдельно указывает, что гараж возведен до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 1 ФЗ от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет, что Закон N 210-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственные и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно - распорядительные полномочия.
Согласно положений статьи 2 Закона N210-ФЗ административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии со статьей 6 Закона N210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Исходя из положений статьи 12 Закона N210-ФЗ, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Принимая по внимание изложенное, проверяя законность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция указала, что обращаясь за муниципальной услугой в МФЦ, административному истцу было выдано специалистом для заполнения типовое заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, являющееся Приложением N к административному регламенту "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденному Постановлением администрации МО г. Краснодар от 2 марта 2015г. N (ред. от 22.09.2021), а также, образец для заполнения.
Следуя указаниям специалиста МФЦ, ФИО5 заполнила выданное ей заявление по образцу, приложив к нему документы, предусмотренные административным регламентом. При проверке заявления истца специалистом МФЦ не было выявлено каких - либо нарушений, в связи с чем истцу была выдана расписка в получении документов.
Согласно пункту 18 административного регламента, от заявителя запрещено требовать представления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникшие в связи с предоставлением муниципальной услуги
На основании пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.
При этом, заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Перечень сведений, содержащихся в пункте 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Кроме того, в нем не содержится аналогичного указания, содержащегося в пункте 4 статьи 3.7. Федерального закона N-ФЗ, то есть на необходимость указывать в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, что гараж возведен до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу указанного, Краснодарский краевой суд правильно пришел к выводу о несоответствии закону решения о возврате административному истцу заявления об оказании муниципальной услуги.
При этом, удовлетворяя требования административного истца, районным судом "каким способом нарушенные права ФИО5 подлежат восстановлению", не указано.
Таким образом, в силу данных обстоятельств, норм действующего законодательства, доводы кассационной жалобы не являются достаточными для отмены оспариваемых судебных актов, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся по делу доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем, признаются судебной коллегией кассационного суда несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в кассационном порядке судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Приостановление исполнения указанных судебных актов, принятое определением судьи от 26 апреля 2024 года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 июня 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Иванов А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.