Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Борисовой О.В. и Раптановой М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО " ФИО13" на решение Ростовского областного судаот 20 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2024 г. по административному делу по административному исковому заявлению ООО " ФИО14" об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фроловой Е.В, полагавшей обжалуемые судебные акты оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области 11 октября 2019 г. принято постановление N 20/01-01/863"Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения "ансамбль застройки" (уточненное наименование "Ансамбль застройки улицы Греческой") (далее - ПостановлениеN 20/01-01/863).
Пунктом 1 Постановления N 20/01-01/863 утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль застройки улицы Греческой"), расположенного по адресу: "адрес" (местоположение: "адрес"), состоящего на государственной охране в соответствии с решением Малого Совета Ростовского областного совета народных депутатов от 18 ноября 1992 г. N 301, согласно приложению.
Пунктом 2 Постановления N 20/01-01/863 определено, что деятельность в границах территории объекта культурного наследия, указанного в пункте 1 Постановления, осуществляется в соответствии с требованиями предусмотренными статьями 5.1 и 47.3 Федерального закона от 25 июня2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
ООО " ФИО15" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Постановления N 20/01-01/863 в части распространения границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль застройки улицы Греческой" на территорию принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 500, 00 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Указывает на то, что включение части указанного земельного участка, в границы территории объекта культурного наследия, противоречит требованиям Закона N 73-ФЗ. Объекты недвижимости, расположенные на вышеуказанном земельном участке, в том числе, нежилое здание больницы с кадастровым номером N, площадью 851, 80 кв.м, не являются объектами культурного наследия, в связи с чем расположенный под ними земельный участок также не может входить в границы территории объекта культурного наследия. Оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права ООО " ФИО17" как собственника земельного участка, поскольку ограничено право свободного распоряжения объектом недвижимого имущества, в том числе, на производство строительных работ.
Решением Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2024 г, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО " ФИО18" просит постановленные судебные акты отменить, по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить в полном объеме административные исковые требования.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 16 апреля 2024 г, определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2024 г. с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Согласно положениям Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзац четвертый преамбулы).
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относит установление общих принципов определения границ территорий объектов культурного наследия (подпункт 8 пункта 1 статьи 9 Закона N 73-ФЗ).
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 9.2, пункта 1, подпунктов 1 и 10 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ, пункта 8 статьи 5 закона Ростовской области от 2 марта 2015 г. N 334-3C "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области", пунктом 1 статьи 4 Закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. N 85-ЗС "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области", положением о комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 29 декабря 2017 г. N 930, проанализировав доказательства соблюдения административным ответчиком процедуры принятия нормативного правового акта и его обнародования, сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на законе, соответствует фактическим обстоятельствам дела. В указанной части решение суда не обжалуется.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно абзацу третьему части 5 статьи 3 Закона N 73-ФЗ ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.
Памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены законодателем к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями федерального закона (пункт 3 статьи 64 Закона N 73-ФЗ).
Объект культурного наследия регионального значения - ансамбль застройки ул. Греческая, XIX-XX вв, расположенный по адресу: "адрес", решением Малого Совета Ростовского областного совета народных депутатов от 18 ноября 1992 г. N 301 принят на государственную охрану приказом Минкультуры России от 14 марта 2016 г. N 34285-р и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера N.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление границ территории такого объекта.
Согласно статье 3.1 Закона N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с названной статьей (пункт 1).
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц (пункт 2).
В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.
Как следует из пункта 3 статьи 15 названного закона, в реестре содержатся не только сведения об объектах культурного наследия, но и об их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия. Указанные сведения являются основными источниками информации при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Исходя из приведенных норм права, государственной охране подлежит не только сам объект культурного наследия, но и территория данного объекта, являющаяся его неотъемлемой частью. При этом к такой территории могут относиться не только земельные участки или земли, непосредственно занятые указанным объектом, но и связанные с ним исторически и функционально.
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ) (статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 г. N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия" утверждены указанные требования (далее - Требования). В соответствии с Требованиями границами территории объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию. Обозначение указанных линий, а также поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы территории объекта культурного наследия (пункт 2.1).
Разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (пункт 3), проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению, текстовое описание границ территории объекта культурного наследия, карту (схему) границ территории объекта (пункты 5 и 5.2).
На основании пункта 9 Требований нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия должен содержать текстовое и графическое (карта (схема) описание местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории.
Выполняя указанные Требования в соответствии с приказом комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от 9 января2019 г. N 20/01-02/2 разработана научно-проектная документация - проект границ территории объекта культурного наследия подведомственным Комитету - государственным автономным учреждением культуры Ростовской области "Донское наследие".
Проект границ территории объекта культурного наследия регионального значения "ансамбль застройки" (уточненное наименование "Ансамбль застройки улицы Греческой") разработан на основе сведений об объекте культурного наследия, схемы его расположения, ситуационных планов землепользования с указанием границ современного землепользования, особенностей сложившейся структуры землепользования и современной градостроительной ситуации на основании историко- архивных материалов, натурных исследований и анализа архитектурных особенностей объекта культурного наследия, представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, включает в себя материалы по их обоснованию и утверждению, что соответствует пунктам 2.1, 3, 5 и 5.2 Требований.
Оспариваемое постановление также включает в себя текстовое и графическое описание местоположения границ, схемы границ и координаты характерных (поворотных) точек объекта.
Объект культурного наследия регионального значения "ансамбль застройки" (уточненное наименование "Ансамбль застройки улицы Греческой") представляет собой фрагмент исторической планировки и застройки г. Таганрога, включает в себя группу изолированных или объединенных строений жилого, общественного, административного, торгового, учебного назначения, которая локализуется на исторически сложившейся территории "адрес", что подтверждается историческими планами Таганрога, начиная с 1808 г.
По результатам проведенных мероприятий, в том числе натурных исследований, в границы территории указанного объекта культурного наследия включены 33 объекта культурного наследия (32 - регионального значения и 1 выявленный) а также 11 зданий, формирующих архитектурный облик исторической застройки "адрес", территория которых исторически и функционально связана с объектом культурного наследия "ансамбль застройки". В число этих зданий входят здания, расположенные на всех четырех углах перекрестка "адрес".
Соответствующий перекресток упоминается в историко-культурном исследовании - диссертации ФИО20 2011 г. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения "Архитектура Таганрога XIX-начала XX вв.: этапы стилевой эволюции и специфические особенности жилой застройки города", в котором приводится характеристика расположенных на нем зданий.
Решением Малого Совета Таганрогского городского Совета народных депутатов Ростовской области от 24 декабря 1992 г. N 464; "Об утверждении уточненного опорного плана исторической части города" с целью сохранения памятников истории, архитектуры и культуры утвержден список зданий фоновой застройки в исторической части города, к числу которых отнесено здание по адресу: "адрес", что согласуется с правомерностью характеристики градостроительного значения перекрестка "адрес", данной кандидатом искусствоведения ФИО6
В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 19 февраля 2008 г. N 66 на земельном участке, принадлежащем административному истцу, расположен объект в границах перекрестка улиц, обладающий признаками объекта культурного наследия в части сохранения фасада, определена охранная зона с режимом содержания "1Г". Данный режим устанавливается для типа городской среды, представляющей основу архитектурного наследия исторической части города.
Допрошенный судом первой инстанции свидетель ФИО7, входивший в состав авторского коллектива, подготовившего проект границ территории, пояснил, что перекресток "адрес" в г. Таганроге единственный на протяжении "адрес", на всех четырех углах которого расположены здания, построенные в дореволюционную эпоху. Застройка перекрестка является уникальной для всего ансамбля застройки "адрес".
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали верные выводы о том, что в границы территорию объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль застройки улицы Греческой" включена территория, занятая нежилым зданием, площадью 851, 80 кв.м, расположенного на части земельного участка административного истца, представляющая собой историческую застройку "адрес", связанная с данным объектом культурного наследия исторически и функционально.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует требованиям статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ, Приказу Минкультуры России от 4 июня 2015 г. N 1745, какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.
Таким образом, судебная коллегия полагает выводы судов верными, так как они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежащих применению при разрешении возникшего административного спора, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, которыми подтверждается наличие у административного ответчика правовых оснований к принятию оспариваемого нормативного правового акта.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, по сути, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
В этой части доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, либо опровергали бы изложенные в обжалуемых судебных актах выводы судов.
Повторно приведенным в кассационной жалобе доводам о неверном применении при рассмотрении дела положений Закона N 73-ФЗ, Приказа Минкультуры России от 4 июня 2015 г. N 1745 дана надлежащая правовая оценка при апелляционном рассмотрении настоящего административного дела, с которой судебная коллегия согласна.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2024 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июня 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
О.В. Борисова
М.А. Раптанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.