Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Борисовой О.В. и Раптановой М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Балаклавского районного судаг. Севастополя от 10 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского судаот 19 декабря 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании действия и бездействия незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фроловой Е.В, полагавшей обжалуемые судебные акты оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Решением Территориальной избирательной комиссии Балаклавского района г. Севастополя (далее - ТИК Балаклавского района г. Севастополя)от 14 июня 2023 г. N 109/936-2 были назначены дополнительные выборы депутата Совета Терновского муниципального округа III созыва по двухмандатному избирательному округу N 3 на 10 сентября 2023 г.
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что административными ответчиками ему было незаконно отказано в удовлетворении его обращений о включении его в список избирателей по избирательному участку N 30 для участия в выборах депутата Совета Терновского муниципального округа III созыва по двухмандатному избирательному округу N 3 по причине отсутствия у него права голосовать по указанному избирательному округу.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 10 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского судаот 19 декабря 2023 г, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 приводит собственный анализ обстоятельствам дела и нормам законодательства, которым регулируются спорные отношения, просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 13 марта 2024 г, определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2024 г. с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Вопреки доводам кассационной жалобы, разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решения в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнения в жалобе выводам, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых актах, и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Федерального законаот 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) для проведения выборов образуются, в том числе одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Закона N 67-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 67-ФЗ в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане России, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных этим же Федеральным законом или иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах России в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Законом N 67-ФЗ, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами, что предусмотрено пунктом 4 статьи 17 Закона N 67-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 17 Закон N 67-ФЗ сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения.
В соответствии с пунктом 17 статьи 27 Закона N 67-ФЗ для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.
Из разъяснений, приведенных в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. N 24"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что наделение гражданина правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления обусловлено, в том числе нахождением его места жительства или места пребывания в пределах избирательного округа (пункты 4, 4.1 статьи 4 Закона N 67-ФЗ). При рассмотрении административных дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что место жительства и место пребывания гражданина на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума подтверждаются данными органов регистрационного учета на основании Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (статья 16 Закона N 67-ФЗ).
Из содержания приведенных норм следует, что, по общему правилу, наличие у гражданина Российской Федерации регистрации по месту жительства либо по месту пребывания в органах регистрационного учета в пределах избирательного округа является необходимым условием для включения этого гражданина в список избирателей и для участия его в выборах.
Как установлено судами, решением ТИК Балаклавского районаг. Севастополя от 14 июня 2023 г. N 109/936-2 были назначены дополнительные выборы депутата Совета Терновского муниципального округа III созыва по двухмандатному избирательному округу N 3на 10 сентября 2023 г.
ФИО1 зарегистрирован постоянно по месту жительства по адресу: "адрес", с 10 февраля 1995 г.
Данный адрес находится в границах Ленинского района г. Севастополь.
Согласно перечню избирательных участков, участков референдума, утвержденному распоряжением Губернатора г. Севастополя от 27 июля2017 г. N 148-РГ, "адрес" расположен в границах избирательного участка N 131.
В период с 8 по 10 сентября 2023 г. ФИО1 обращался к председателю участковой избирательной комиссии N 30, в ТИК по Балаклавскому району г. Севастополя, а также в Севастопольскую городскую избирательную комиссию с заявлением о выдаче ему избирательного бюллетеня для участия в выборах на территории избирательного участкаN 30, а также о фактическом включении его в список избирателей по данному участку.
9 и 10 сентября 2023 г. административными ответчиками были подготовлены и направлены истцу по электронной почте (а также вручены нарочно) ответы на поданные обращения, в которых ему были разъяснены причины невозможности его включения в список избирателей и выдаче бюллетеня по избирательному участку N 30.
Указано, что по данным регионального фрагмента ПРИУР Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" административный истец включен в список избирателей на избирательном участке N 131, который не входит в границы двухмандатного избирательного округа N 3 по выборам депутатов Совета Терновского муниципального округа.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, пришел к выводу, что доводы истца о наличии у него права голосовать на выборах по избирательному участку N 30 на основании распоряжения Губернатораг. Севастополя от 27 июля 2017 г. N 148-РГ, основаны на неверном толковании содержания вышеуказанного распоряжения Губернатора Севастополя.
Установив, изложенное суды пришли к заключению о том, что каких-либо нарушений действующего законодательства, а также нарушения избирательных прав административного истца со стороны административных ответчиков допущено не было.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов соглашается.
Согласно статье 239 КАС РФ избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, нарушающие избирательные права этих граждан.
При этом, законодатель, регулируя вопросы обжалования решений, действий (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, в статье 75 Закона N 67-ФЗ установил, в том числе право избирателей обращаться в суд в случае нарушения их избирательных прав (пункты 1, 10).
По смыслу части 1 статьи 244 КАС РФ административный иск о защите избирательных прав подлежит удовлетворению, оспариваемые решения избирательной комиссии признанию незаконными, если суд установит наличие нарушений избирательных прав.
Между тем сведений о нарушении избирательных прав ФИО1 материалы административного дела не содержат.
Согласно пунктам 18 и 26 статьи 2 Закона N 67-ФЗ избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, то есть правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N 67-ФЗ активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
Суды установив, что ФИО1 проживает вне пределов двухмандатного избирательного округа N 3, а значит, не обладает активным избирательным правом избирать в органы местного самоуправления по данному округу, пришли к верному заключению, что его избирательные права оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) не нарушены, правильно отказали в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном не опровергают правильных выводов судов, изложенных в решении и апелляционном определении, по существу они направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, а также основаны на неверном толковании положений действующего законодательства о выборах; эти доводы были предметом судебной проверки судов нижестоящих инстанций, им в оспариваемых судебных актах дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 10 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 декабря 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июня 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
О.В. Борисова
М.А. Раптанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.