Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сергеева С.С.
судей Капункина Ю.Б, Мальмановой Э.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 9 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 декабря 2023 года по административному делу по административному иску Капустина ФИО6 к Управлению жилищных отношений администрации города Перми, администрации города Перми об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить нарушение прав
заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
Капустин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Перми, Управлению жилищных отношений Администрации города Перми, в котором с учетом произведенного уточнения требований просит признать незаконным бездействие Управления жилищных отношений Администрации города Перми, обязать административного ответчика вынести распоряжение об изъятии жилого помещения - "адрес", в "адрес" для муниципальных нужд в течение 30 дней после вступления в силу решения суда по настоящему делу, в случае неисполнения административным ответчиком решения суда, в указанные судом сроки, взыскать в пользу административного истца судебную неустойку в размере "данные изъяты" за каждый день просрочки, обязать подготовить и направить в адрес Капустина А.В. уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты", по "адрес", а также проект соглашения об изъятии недвижимости - "адрес" для государственных или муниципальных нужд.
Административный иск обоснован тем, что Капустин А.В. является сособственником недвижимого имущества по адресу: "адрес".
Распоряжением начальника управления жилищных отношений N от 12 октября 2018 года многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
06 сентября 2019 года издано Распоряжение N об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером N.
01 октября 2019 года Капустиным А.В. в адрес Управления жилищных отношений администрации города Перми направлено заявление о подготовке и направлении ему проекта соглашения об изъятии "адрес".
Однако в течение длительного времени административный ответчик не предпринимает мер для изъятия жилого помещения для муниципальных нужд.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 09 августа 2023 года административный иск удовлетворён частично.
Бездействие Управления жилищных отношений Администрации города Перми, Администрации города Перми выразившееся в непринятии мер по изъятию для муниципальных нужд жилого помещения - "адрес", в "адрес" и изъятию земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты", по "адрес" признано незаконным, на Администрацию города Перми возложена обязанность рассмотреть вопрос о подготовке и направлении в адрес Капустина А.В. уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты", по "адрес", а также проекта соглашения об изъятии недвижимости - "адрес" для муниципальных нужд.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда 12 декабря 2023 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 09 августа 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации города Перми - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Администрации города Перми ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В письменных возражениях на кассационную жалобу административный истец Капустин А.В. просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 11 марта 2024 года, определением судьи кассационной инстанции от 25 марта 2024 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Капустин А.В. является собственником "адрес" в "адрес".
Распоряжением Управления жилищных отношений администрации Перми от 12 октября 2018 года N указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений в доме предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Срок по отселению граждан, проживающих в доме установлен до 31 декабря 2024 года.
6 сентября 2019 года департаментом земельных отношений администрации Перми издано Распоряжение N об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" по "адрес" под многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащим сносу. Срок действия распоряжения установлен в течение 3 лет со дня подписания.
1 октября 2019 года Капустиным А.В. в адрес Управления жилищных отношений администрации города Перми направлено заявление о подготовке и направлении ему проекта соглашения об изъятии "адрес".
Письмом от 6 ноября 2019 года N Управление жилищных отношений администрации города Перми уведомило административного истца о признании многоквартирного дома "адрес" авариным и подлежащим сносу на основании распоряжения Управления от 12 октября 2018 года N, а также Капустин А.В. информирован, что о включении вышеуказанного многоквартирного дома в муниципальную адресную программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда после 2021 года он будет проинформирован дополнительно.
Из материалов дела также следует, что ранее административный истец оспаривал бездействие административного ответчика, решением Ленинского районного суда города Севастополя от 1 октября 2020 года по делу N в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Данным решением суда установлено, что многоквартирный дом по "адрес" включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2022 годы, утверждённую Постановлением администрации города Перми от 28 марта 2018 года N (в ред. Постановления Администрации г. Перми от 30 апреля 2020 года N), в соответствии с Приложением 1 к муниципальной адресной программе по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2021 годы, порядковый N. В соответствии с вышеуказанным приложением планируемая дата окончания переселения определена до "данные изъяты".
Разрешая спор и удовлетворяя частично требования Капустина А.В, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный ответчик длительное время бездействует, незаконно уклоняясь от принятия мер, предусмотренных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ по изъятию земельного участка и жилых помещений у собственников аварийного дома, что не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья административного истца, а также влечёт ущемление его прав и законных интересов.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отметил, что установленный Распоряжением Управления жилищных отношений администрации Перми от 12 октября 2018 года N срок (до ДД.ММ.ГГГГ) для принятия мер по отселению граждан проживающих в аварийном доме не истёк.
Однако у административного ответчика возникла обязанность начать процедуру изъятия земельного участка и расположенных на нем жилых помещений, в соответствии с Распоряжением N об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты", по "адрес" под многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащим сносу.
При этом срок действия названного распоряжения (три года) истёк.
Однако с момента принятия распоряжения об изъятии, Администрацией Перми каких-либо действий предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ, не было предпринято.
Судом второй инстанции также отмечено, что предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья.
Судебная коллегия с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для удовлетворения административного иска согласиться не может по следующим основаниям.
Часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлен статьями 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации и предполагает, в частности, проведение работ по формированию земельного участка, постановку на кадастровый учет, выявлении правообладателей расположенных на земельном участке объектов недвижимости.
При этом каких-либо конкретных, пресекательных сроков для принятия решения об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд действующее законодательство не устанавливает.
Конкретный срок для направления соглашения об изъятии собственникам жилых помещений после принятия решения об изъятии земельного участка и жилых помещений действующим законодательством также не установлен. Решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, которое определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как разъяснено в абз. 5 раздела 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Таким образом, законом предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принимать решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае если на земельном участке расположен многоквартирный дом, подлежащий сносу, и, соответственно, каждого жилого помещения в указанном доме в случае, если в установленный в направленном в их адрес требовании срок собственники помещений данного многоквартирного жилого дома не осуществили его снос или реконструкцию.
Однако отсутствие в законе конкретного срока, в течение которого после признания дома аварийным и подлежащим сносу, органом местного самоуправления должно быть принято решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, не означает, что принятие таких решений может быть произвольно отложено органом местного самоуправления по своему усмотрению на длительный срок.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о длительном и виновном бездействии ответчика относительно выполнения процедур, предшествующих выкупу жилого помещения и предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На момент обращения административного истца за судебной защитой, установленный Распоряжением Управления жилищных отношений администрации Перми от 12 октября 2018 года N срок по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, не истек.
По смыслу статей 218, 226 и 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 названного кодекса, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действия (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права, а административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действие (бездействие) соответствует закону (статья 62 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как видно из материалов дела административный истец имеет место жительства в г.Севастополь, где реализовал свое право на обращение в суд, из чего следует, что оспариваемое бездействие Администрации города Перми не создает непосредственной угрозы его жилищным правам, при этом, судами ссылок на уклонение административного ответчика от выполнения обязанностей, предусмотренных конкретной правовой нормой, в судебных актах не приведено.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены, но судами допущено неправильное применение норм материального права, кассационный суд на основании пункта 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства РФ считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 9 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 декабря 2023 года отменить.
Принято по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Капустина ФИО7 к Управлению жилищных отношений администрации города Перми, администрации города Перми об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить нарушение прав отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 июня 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.