Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В, судей Якубовской Е.В, Богатых О.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Керченского транспортного прокурора к Федеральному государственному унитарному предприятию "Крымская железная дорога" о возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе ФГУП "Крымская железная дорога" на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В, выслушав прокурора ФИО4, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель Керченского транспортного прокурора обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Крымская железная дорога" о возложении обязанности совершить определенные действия, в обоснование заявленных требований указав, что в ходе проведенной Керченской транспортной прокуратурой проверки по вопросу соблюдения законодательства о транспортной безопасности в деятельности обособленного подразделения "Центр обеспечения транспортной безопасности" ФГУП "КЖД" (далее - ОП "ЦОТБ" ФГУП "КЖД") выявлен ряд нарушений действующего законодательства в части категоризации объектов транспортной инфраструктуры, оборудования их периметровыми заграждениями в полном объеме, оснащения системами сигнализации, контроля доступа, арочными металлодетекторами, рентгено-телевизионными установками, средствами радиационного контроля, оснащения пункта управления транспортной безопасности с целью выявления нарушителей. В связи с выявленными нарушениями законодательства в сфере транспортной безопасности и противодействию терроризму, Керченской транспортной прокуратурой 31 августа 2022 года в адрес начальника ОП "ЦОТБ" ФГУП "КЖД" внесено представление об устранении нарушений законодательства, во исполнение которого предприятием принят ряд организационных мер по оснащению указанных ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Вместе с тем, до настоящего времени деятельность предприятия в рассматриваемой сфере в соответствие с требованиями законодательства о транспортной безопасности и обеспечении антитеррористической защищенности не приведена. Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью пассажиров и работников предприятия, что не отвечает интересам государства и нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого гражданина на жизнь и здоровье.
Истец просил суд возложить на ФГУП "КЖД" обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения норм законодательства о транспортной безопасности и обеспечении антитеррористической защищенности.
Решением Железнодорожного районного суда г..Симферополя Республики Крым от 27 июля 2023 года исковые требования Керченского транспортного прокурора удовлетворены частично.
На ФГУП "КЖД" возложена обязанность в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения норм законодательства о транспортной безопасности и обеспечении антитеррористической защищенности, а именно: оснастить железнодорожную станцию Керчь заграждением в полном объеме, системой сигнализации, контроля доступа; оснастить железнодорожную станцию Айвазовская периметровым заграждением в полном объеме, системой сигнализации, контроля доступа, арочными металлодетекторами, рентгено-телевизионными установками, средствами радиационного контроля, оснащения пункта управления транспортной безопасности с целью выявления нарушителей, ручными средствами досмотра; разработать, утвердить и направить в Росжелдор паспорта обеспечения транспортной безопасности 59 объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию; железобетонный мост (длина 12, 5 м) через суходол на 51 км перегона Разъезд 50 км - Краснофлотская ФГУП "КЖД"; железобетонный мост (длина 12, 2 м) через суходол на 57 км перегона Разъезд 50 км - Краснофлотская ФГУП "КЖД"; железобетонный мост (длина 11, 95 м) через суходол на 60 км перегона Разъезд 50 км - Краснофлотская ФГУП "КЖД"; железобетонный мост (длина 11, 9 м) через суходол на 77 км перегона Новофедоровка - Кировская ФГУП "КЖД"; железобетонный мост (длина 12, 85 м) через суходол на 103 км перегона Владиславовка - Разъезд 107 км ФГУП "КЖД"; железобетонный мост (длина 12, 45 м) через суходол на 109 км перегона Разъезд 107 км - Айвазовская ФГУП "КЖД"; железобетонный мост (длина 10, 5 м) через суходол на 39 км перегона Семь Колодезей - Останино ФГУП "КЖД"; железобетонный мост (длина 11, 2 м) через суходол на 70 км перегона Пресноводная - Чистополье ФГУП "КЖД"; железобетонный мост (длина 10 м) через суходол на 74 км перегона Чистополье - Багерово ФГУП "КЖД"; железобетонный мост (длина 11, 1 м) через суходол на 110 км станции Крым ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 6,
25 м) через суходол на 37 км перегона 30 км (рзд) - Нижнегорская ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 8, 4 м) через суходол на 43 км перегона Нижнегорская - 50 км (рзд.) ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 7, 9 м) через суходол на 75 км перегона Краснофлотская - Новофедоровка ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 6"95 м) через суходол на 81 км перегона Новофедоровка - Кировская ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 7, 45 м) через суходол на 82 км перегона Новофедоровка - Кировская ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 9, 1 м) через суходол на 86 км перегона Новофедоровка - Кировская ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 9, 65 м) через суходол на 104 км перегона Владиславовка - 107 км (рзд.) ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 6, 25 м) через суходол на 114 км станции Айвазовская ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 9, 05 м) через суходол на 118 км перегона Айвазовская - Феодосия ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 8, 95 м) через суходол на 63 км перегона Пресноводная - Чистополье ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 8, 55 м) через суходол на 101 км перегона Керченский Завод - Крым ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 9, 3 м) через суходол на 8 км перегона Керчь - Керчь Южная ФГУП "КЖД"; железнодорожный железобетонный мост (длина 9, 4 м) через суходол на 14 км перегона Керчь Южная - Аршинцево ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 22, 35 м) через реку Салгир на 40 км перегона Разъезд 30 км - Нижнегорская ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 20, 75 м) через суходол на 88 км станции Кировская ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 20, 35 м) через суходол на 16 км станции Петрово ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 20 м) через суходол на 18 км перегона Петрово - Семь Колодезей ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 22, 6 м) через суходол на 51 км перегона Останино -
Пресноводная ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 18, 8 м) через суходол на 9 км перегона Владиславовка - Петрово ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 16, 7 м) через реку Индоль на 67 км перегона Краснофлотская - Новофедоровка ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 15, 8 м) через суходол на 77 км перегона Новофедоровка - Кировская ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 17 м) через Суходол на 94 км перегона Кировская - Владиславовка ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 14, 9 м) через суходол на 96 км перегона Кировская - Владиславовка ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 15, 75 м) через суходол на 102 км станции Владиславовка ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 14, 8 м) через суходол на 3 км перегона Владиславовка - Петрово ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 16, 75 м) через суходол на 13 км перегона Владиславовка - Петрово ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 20, 6 м) через суходол на 35 км перегона Петрово - Семь Колодезей ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 14, 45 м) через суходол на 60 км станции Пресноводная ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 15, 3 м) через суходол на 72 км перегона Чистополье - Багерово ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 14, 9 м) через суходол на 76 км перегона Чистополье - Багерово ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 14, 7 м) через суходол на 84 км перегона Багерово - Керчь ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 14, 7 м) через суходол на 88 км станции Керчь ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 15, 2 м) через суходол на 109 км станции Крым ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 14, 1 м) через суходол на 7 км перегона Керчь-Керчь-Южная ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 16, 1 м) через суходол на 107 км Разъезда 107 км (чет. направления) ФГУП "КЖД"; железнодорожный мост (длина 16, 1 м) через суходол на 107 км Разъезда 107 км (нечет, направления) ФГУП "КЖД"; железобетонный мост (длина 3, 85 м) через суходол на 118 км перегона Айвазовская - Феодосия (нечет, направления) ФГУП "КЖД"; железобетонный
мост (длина 33, 7 м) через суходол на 93 км станции Керчь ФГУП "КЖД"; железобетонный мост на 93 км (длина 30, 6 м) станции Керчь ФГУП "КЖД"; железобетонный мост (длина 25, 3 м) через суходол на 112 км станции Айвазовская - Товарная ФГУП "КЖД"; железобетонный мост (длина 25, Зг м) через суходол на 112 км станции Айвазовская - Товарная ФГУП "КЖД; оснастить железнодорожные вокзалы Керчь и Феодосия, железнодорожные станции Нижнегорская, Краснофлотская, Новофедоровка, Кировская, Семь Колодезей, Останино, Керченский завод, Пресноводная, Петрово, Аршинцево, Чистополье, Крым, разъезд 30 км, разъезд 50 км, разъезд 107 км техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время, хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ФГУП "КЖД" в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 декабря 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные судебные постановления, считая, что судами допущены существенные нарушения норм права. В обоснование своих доводов ссылается на то, что ФГУП "КЖД" принимались и принимаются все зависящие от предприятия меры по выполнению требований транспортной безопасности на объектах ОТИ. Однако в рамках выделенных ФГУП "КЖД" денежных средств выполнить мероприятия в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу по устранению в полном объеме допущенных нарушений норм законодательства о транспортной безопасности и обеспечении антитеррористической защищенности не представляется возможным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 2 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведенной Керченской транспортной прокуратурой документальной проверки деятельности обособленного подразделения "Центр обеспечения транспортной безопасности" ФГУП "КЖД" были установлены многочисленные нарушения действующего законодательства, а именнопп. "ж, т, и, в, о" п. 5, пп. "а, в" 9, пп. "а, в" п. 12 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N1633 (далее - Требования N1633), пп. "а, б, в, г" п. 2 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, являющихся приложением к Требованиям N1633 (далее - Правила допуска на ОТИ).
По итогу проверки 31 августа 2022 года Керченской транспортной прокуратурой в адрес начальника обособленного подразделения "Центр обеспечения транспортной безопасности" ФГУП "КЖД" было внесено представление об устранении выявленных нарушений, во исполнение которого начальник обособленного подразделения "Центр обеспечения транспортной безопасности" ФГУП "КЖД" письмом от 29 сентября 2022 года сообщил о принятии мер по устранению замечаний путем внесения изменений в план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Керчь, который направлен на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта; разработки целевая программа по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и направления ее в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на рассмотрение, а также привлечения к дисциплинарной ответственности инженера Керченского участка досмотра ФИО5 за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
В ходе дальнейшей проверки исполнения обособленным подразделением "Центр обеспечения транспортной безопасности" ФГУП "КЖД" законодательства о транспортной безопасности Керченской транспортной прокуратурой было установлено, что в период с 12 сентября 2022 года по 26 октября 2022 года Федеральным агентством железнодорожного транспорта внесены изменения в реестр объектов транспортной инфраструктуры в части отнесения к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию, 59 мостов, расположенных в Керченском транспортном регионе, которые ранее относились к категорированным объектам транспортной инфраструктуры, в отношении которых не разработаны и не утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности.
Также установлено, что железнодорожные вокзалы Керчь и Феодосия, железнодорожные станции Нижнегорская, Краснофлотская, Новофедоровка, Кировская, Семь Колодезей, Останино, Керченский завод, Пресноводная, Петрово, Аршинцево, Чистополье, Крым, разъезд 30 км, разъезд 50 км, разъезд 107 км не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, и обеспечивающими: - видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней.
14 ноября 2022 года транспортной прокуратурой в адрес начальника обособленного подразделения "Центр обеспечения транспортной безопасности" ФГУП "КЖД" было повторно внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений, во исполнение которого начальник обособленного подразделения "Центр обеспечения транспортной безопасности" ФГУП "КЖД" письмом от 12 декабря 2022 года сообщил о принятии мер по устранению замечаний путем разработки паспортов и планов обеспечения транспортной безопасности (по состоянию на ноябрь 2022 года утверждено 74 паспорта обеспечения транспортной безопасности, и утверждено 8 планов обеспечения транспортной, а также 12 планов разработаны и направлены на утверждение в федеральное агентство железнодорожного транспорта); разработки целевой программы по обеспечению транспортной безопасности; а также привлечения начальника отдела оценки уязвимости ФИО6 к дисциплинарной ответственности. Также начальником указано на неоднократное обращение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта по вопросу выделения денежных средств на оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, однако соответствующих ассигнований в достаточном объеме до настоящего времени не выделено.
Между тем, до настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения ответчиком в полном объеме не устранены.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства принятия ФГУП "КЖД" всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для получения финансирования в необходимом объеме, а также доказательства отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей по устранению нарушений действующего законодательства в сфере пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт наличия в деятельности ФГУП "КЖД", на котором как на субъекте транспортной инфраструктуры лежала обязанность исполнить все необходимые мероприятия по обеспечению транспортной безопасности на вышеуказанных объектах транспортной инфраструктуры, нарушений требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, суд первой инстанции (с ним согласился и суд апелляционной инстанции), руководствуясь статьей 15 Конституции Российской Федерации, статьями 1, 2, 4, 8 Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности", статьей 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пришел к выводу, что непринятие ответчиком мер к устранению выявленных Керченской транспортной прокуратурой нарушений при содержании инфраструктуры железнодорожного транспорта создает угрозу жизни и здоровью пассажиров железнодорожного транспорта, а также угрожает безопасности грузовых перевозок, в том числе, при перевозке грузов военного назначения, и удовлетворил требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения норм законодательства о транспортной безопасности и обеспечения антитеррористической защищенности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на ФГУП "КЖД" обязанности разработать, утвердить и направить в Росжелдор паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении железнодорожного моста (длина 8, 2 м) через Генуэзский ров на 119 км станции Феодосия ФГУП "КЖД", железнодорожного моста (длина 14, 75 м) через суходол на 119 км станции Феодосия ФГУП "КЖД", железнодорожного железобетонного моста (длина 9, 85 м) через суходол на 9 км перегона Керчь - Керчь Южная ФГУП "КЖД", железнодорожного железобетонного моста (длина 7, 05 м) через суходол на 57 км перегона Останино - Пресноводная, железнодорожного моста (длина 11, 9 м) через суходол на 80 км перегона Чистополье - Багерово ФГУП "КЖД", железнодорожного моста (длина 11, 8 м) через суходол на 6 км перегона Керчь - Керчь-Южная ФГУП "КЖД", железобетонного моста (длина 3, 85 м) через суходол на 118 км перегона Айвазовская - Феодосия (чет. направление) ФГУП "КЖД", железобетонного моста (длина 3, 85 м) через суходол на 118 км перегона Айвазовская - Феодосия (нечет, направление) ФГУП "КДЖ", железнодорожного моста (длина 21, 1 м) через суходол на 101 км перегона Керченский Завод - Крым ФГУП "КЖД", суд исходил из доказанности факта устранения нарушений в отношении указанных объектов транспортной инфраструктуры.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии и недостаточности финансирования для выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений, не могут являться основанием для освобождения ответчика от исполнения требований законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что установленные сроки для выполнения возложенных ответчика обязанностей при установленных по делу фактических обстоятельствах с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса являются разумными.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Данные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой суда представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП "Крымская железная дорога" - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жогин
Судьи Е.В. Якубовская
О.П. Богатых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.