Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мотиной И.И, Сиюхова А.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тупикина В.Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Филиал ФКУ "Управление Черноморского флота" - 4 Финансово- экономическая служба (4 ФЭС), о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии и понуждению к совершению определенных действий, по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 07 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тупикин В.Б. обратился в суд с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Севастополю и просил суд, с учетом уточнения (изменения) исковых требований, принятых судом, признать незаконным решения ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю N от 26.01.2022 г. и N от 27.12.2022 г. об отказе в (установлении) назначении страховой пенсии по старости, признать за ним право на установление (назначение) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковой части Черноморского флота Российской Федерации в период с 02.09.2010 г. по 16.03.2014 г. включительно на территории Украины и с 17.03.2014 г. по 11.08.2014 г. на территории города Севастополя с даты возникновения права на назначение (установление) страховой пенсии по старости с 19.01.2022 г, обязать ответчика установить (назначить) ему страховую пенсию по старости с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за периоды его работы с 02.09.2010 по 11.08.2014 в войсковой части Черноморского флота Российской Федерации с произведением индексаций расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2010-2014 гг. на величину коэффициентов индексации, определенных Постановлениями Правительства Российской Федерации и обязать произвести выплату денежной суммы в объеме полагавшихся ему пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 19.01.2022 по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 07 апреля 2023 года иск удовлетворен, судом постановлено:
- признать незаконным решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю N от 26.01.2022 и N от 27.12.2022 об отказе в (установлении) назначении страховой пенсии по старости Тупикину В.Б.;
- признать за Тупикиным В.Б. право на установление (назначение) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковой части 49311 Черноморского флота Российской Федерации в период с 02.09.2010 по 16.03.2014 включительно на территории Украины и с 17.03.2014 по 1 1.08.2014 на территории города Севастополя с даты возникновения права па назначение (установление) страховой пенсии по старости с 19.01.2022 г;
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю установить (назначить) страховую пенсию по старости Тупикину В.Б. с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и нс поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Тупикина В.Б. за периоды его работы с 02.09.2010 по 11.08.2014 в войсковой части Черноморского флота Российской Федерации с произведением индексаций расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2010-2014 гг, на величину коэффициентов индексации, определенных Постановлениями Правительства Российской Федерации и обязать произвести выплату Тупикину В.Б. денежной суммы в объеме полагавшихся ему пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 19.01.2022 по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 января 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела. Доводы кассационной жалобы обосновывает тем, что истец работал с 02.09.2010 по 16.03.2014 включительно на территории Украины и с 17.03.2014 по 11.08.2014 в г. Севастополе на должностях гражданского персонала в организации (учреждении) Черноморского флота Российской Федерации, дислоцировавшихся в городе Севастополе. Исходя из положений п. 1 резолютивной части Определения Конституционного суда Российской Федерации от 15.01.2009 N 188-О-П периоды работы, за которые не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат включению в страховой стаж.
С учетом данного положения период работы истца на территории Украины с 02.09.2010 по 16.03.2014 включительно на территории Украины и с 17.03.2014 по 11.08.2014 в г. Севастополе органом пенсионного обеспечения засчитаны в страховой стаж истца. При этом, индивидуальный пенсионный коэффициент, применяемый при исчислении пенсии за данные периоды, равен нулю в связи с отсутствием уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
Кроме того, работая на территории Украины, истец имел возможность самостоятельно уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон в суд кассационной инстанции, ввиду подробно изложенной правовой позиции ответчика в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что такого характера нарушения не допущены судами нижестоящих инстанций, в связи с чем, основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Тупикин В.Б. является гражданином Российской Федерации.
Из материалов пенсионного (выплатного) дела на имя Тупикина В.Б. усматривается, что истец с 01.05.2018 года является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы и их семей".
Периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом: с 08.08.1977 года по 21.04.2010 года (л.д.61).
С 02.09.2010 года по 16.03.2014 года истец осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства Украины и с 17.03.2014 по 11.08.2014 на должности гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в организациях (учреждениях) Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в г.Севастополе, а именно: с 02.09.2010 года в войсковой части 49311 в должностях заместителя начальника команды военнизированной охраны, стрелка команды военнизированной охраны. Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, представленными архивными справками, материалами выплатного (пенсионного) дела. Ответчиком не опровергаются.
С 21.04.2010 года истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
19.01.2022 Тупикин В.Б. по достижению пенсионного возраста (60 лет и 6 месяцев, для мужчин 1959 г.р.) обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении (установлении) страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации N от 26.01.2022 истцу отказано в установлении (назначении) страховой пенсии в связи с отсутствием минимальной суммы индивидуального пенсионного коэффициента в размере 18, 6.
Впоследствии 30.11.2022 истец повторно обратился в пенсионный орган с аналогичным заявлением о назначении страховой пенсии.
Решением ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации N от 27.12.2022 г. истцу также отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием минимальной суммы индивидуального пенсионного коэффициента в размере 18, 6. При этом, в расчет определения величины индивидуального пенсионного коэффициента не засчитаны периоды его работы в указанные периоды с 02.09.2010 по 11.08.2014 в должностях гражданского персонала Черноморского флота РФ в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 39 Конституции РФ, Федерального закона от 15.12.2001 N167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанным в г.Киеве 28.05.1997, разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, положениями Трудового кодекса Российской Федерации, установив приведенные обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и, имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу том, что невыполнение работодателем истца действий по уплате за него страховых взносов, не может быть поставлено истцу в вину и не опровергает факт работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Истец являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, следовательно, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда. Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии Тупикина В.Б. не может препятствовать реализации им права своевременно и в полном объёме получать страховую пенсию по старости, в связи с чем, удовлетворил заявленные истцом требования.
C выводами районного суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает выводы суда первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным судами обстоятельствам дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливалось, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
28 мая 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины было заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 38-ФЗ "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины"). Частью 1 статьи 14 данного соглашения предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 п. 1 ст. 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 п. 1 ст. 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П "По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что п. 2 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П).
Абзацем 1 п. 2 резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2009 N 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
29.12.2009 Правительством Российской Федерации было издано Постановление N 1097 "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац 2 п. 1 названного Постановления. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 N 65).
Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1097).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.
На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30.01.2010 воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1097).
Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2009 N 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.
Оценивая доводы ответчика, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период с 02.09.2010 по 11.08.2014 года включительно добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморского флота, постоянно дислоцированных в г. Севастополе, и являлся лицом, на которого распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В случае надлежащего исполнения работодателями своих обязательств по уплате за истца Тупикина В.Б. страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации истец являлся бы получателем страховой пенсии по старости в большем размере, чем ему в настоящее время назначено ответчиком.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений нижестоящими судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводы жалобы ОСФР по г.Севастополю о том, что в период с 2002 по 2014 годы не существовало механизма постановки на учёт в Пенсионном фонде Российской Федерации войсковых частей, дислоцированных в Крыму и Севастополе, и что в соответствии с ранее действовавшим на территории г. Севастополя законодательством взносы на социальное страхование предприятия, учреждения и организации Черноморского флота Российской Федерации, как страхователи (работодатели), на всех работников войсковых частей (независимо от гражданства) производились в Пенсионный орган Украины, судебной коллегией признаются несостоятельными и отклоняются, как не основанные на взаимосвязи приведённых нормативных положений.
Ссылки кассатора на то, что пенсионный орган не располагает сведениями о размере страховых взносов, подлежащих к уплате страхователями за рассматриваемые периоды работы истца, также не может ограничивать приобретённое гарантированное право на пенсионное обеспечение по старости в полном размере, в связи с чем, о незаконности постановленных судебных актов также не свидетельствуют.
В данном случае иное правоприменение, на котором настаивает пенсионный орган, приводило бы к необоснованным различиям в условиях приобретения пенсионных прав граждан, относящихся к одной и той же категории (граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, и граждан Российской Федерации, осуществляющих такую трудовую деятельность на территории Российской Федерации), и искажало бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение по старости.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений. Все изложенные в кассационных жалобах доводы уже являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 07 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю - Без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.