Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Гордеевой Ж.А, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филиала N5 акционерного общества "Газпром газораспределение" к Андросовой З.А, Бородачевой Н.И, Васильеву С.А, Гусаковой В.Н, Кармановой С.В, Ковалевой Л.Т, Кононенко К.А, Малик А.А, Назаренко С.А, Пономаревой Т.С, Санниковой Н.И, Смоляниновой А.М, Дремовой Л.Л, Мальцевой Л.А, Островерхову В.Н, Гапоненко С.Ф, Ивченко В.И, Матвейчук Е.А, Матвейчук С.М, Мордик С.Ф, Островерхову А.И, Островерхова В.Н, Островерхову С.П, Подлеснову А.М, Радичинскому М.В, Рогожиной Е.В, Споденко В.В, Сулим Е.Г, Ткаченко Г.И, Храмову В.А, Чаплыгину В.Н, Черникову А.Д, Шараевой Н.В, Шияновой е.И, Касьяненко А.А, Бражникову С.В, Ласукову А.М, Мельниковой Л.С, Мхитарян И.В, Корнавак П.П. в лице его правопреемника Корнавак Н.В, Мальцеву А.И, Шкодину В.М. в лице его правопреемника Шкодиной Н.Н, Богданову Е.М. в лице его правопреемника Богданова Г.Е, Демиденко Н.В, в лице его правопреемника Демиденко К.Д, Телятникову М.Е. в лице его правопреемника Телятниковой Л.В, Шатохину В.В, в лице его правопреемника Шатохиной О.В, Долговой Л.В. в лице его правопреемника Шатохиной О.Н, Долговой Л.Н. о нечинении препятствий по подключению жилых домов, по кассационной жалобе директора филиала N 5 Акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" Зуева М.Н. на решение Кавказского районного суда Краснодарского края от 27 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филиал N акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" обратился в суд с иском Андросовой З.А, Бородачевой Н.И, Васильеву С.А, Гусаковой В.Н, Кармановой С.В, Ковалевой Л.Т, Кононенко К.А, Малик А.А, Назаренко С.А, Пономаревой Т.С, Санниковой Н.И, Смоляниновой A.M, Дремовой Л.Л, Мальцевой Л.А, Островерхову В.П, Гапоненко С.Ф, Ивченко В.И, Матвейчук Е.А, Матвейчук С.М, Мордик С.Ф, Островерхову А.И, Островерхову В.Н, Островерхову С.П, Подлеснову A.M, Радачинскому М.В, Рогожиной Е.В, Споденко В.В, Сулим Е.Г, Ткаченко Г.И, Храмову В.А, Чаплыгину В.Н, Черникову А.Д, Шараевой Н.В, Шияновой Е.И, Касьяненко А.А, Бражникову С.В, Ласукову A.M, Мельниковой Л.С, Мхитарян И.В, Корнавак П.П. в лице правопреемника Корнавак Н.В, Мальцеву А.И, Шкондину В.М. в лице правопреемника Шкондиной Н.Н, Богданову Е.М. в лице правопреемника Богданова Г.Е, Демиденко Н.В. в лице правопреемника Демиденко К.Д, Телятникову М.Е. в лице правопреемника Телятниковой Л.В, Шатохину В.В. в лице правопреемника Шатохиной О.Н, Долговой Л.Н, о возложении обязанности не чинить препятствия по подключению жилых домов, расположенных по адресам: "адрес" к газопроводу низкого давления кадастровый N, расположенному по адресу: "адрес" и обязании выдать такое согласие на подключение.
Требования мотивированы тем, что в адрес Филиала N5 поступили заявления граждан о догазификации 14 жилых домов по вышеуказанным адресам. Единственным источником подключения к газоснабжению жилых домов в ст. Темижбекской является газопровод, принадлежащий на праве общей долевой собственности ответчикам. Истец, являющийся газораспределительной организацией, действуя в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 года N 1547, определилналичие технической возможности для этого присоединения и обратился к собственникам с запросом о предоставлении согласия на подключение объектов капитального строительства через принадлежащие им сети. Однако, от представителя собственников Пономаревой Т.С. получены отказы на подключение к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства по указанным адресам в связи с отсутствием оплаты собственникам за использование. По адресам: "адрес" ответы не получены. Принадлежащий ответчикам газопровод не является обособленным объектом газового хозяйства, звеном газораспределительной системы Кавказского района, в отношении него действует специальный правовой режим, обусловленный его назначением и правомочия собственника ограничены законодательно, а Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 года N 1547, не предусматривают в качестве никаких других оснований для отказа в присоединении, кроме отсутствия пропускной способности сетей (технической возможности).
Решением Кавказского районного суда Краснодарского края от 27 сентября 2023 года в удовлетворении исковых требований Филиала N5 АО "Газпром газораспределение Краснодар" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 января 2024 года вышеуказанный судебный акт - оставлен без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель истца, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, во взаимосвязи с тем, что лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей, что прямо предусмотрено законом, чему судами оценка не дана, ставят вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения.
Письменных возражений по существу доводов кассационной жалобы не поступило.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2024 года дело принято к кассационному производству, назначено судебное заседание.
Представитель кассатора (истца) ФИО34, действующий по доверенности, в суде кассационной инстанции доводы кассационной жалобы подержал, настаивала на отмене судебных актов.
Представитель ответчиков по доверенности Пономарева Т.С. настаивала на оставлении судебных актов без изменения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены.
Материалами дела установлено, что в адрес Филиала N5 АО "Газпром газораспределение Краснодар" поступили заявления граждан о догазификации 14 жилых домов по вышеуказанным адресам.
Исходя из доводов истца единственным источником подключения к газоснабжению жилых домов в ст. Темижбекской является газопровод, принадлежащий на праве общей долевой собственности ответчикам.
Истец, являющийся газораспределительной организацией, действуя в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 года N 1547, определилналичие технической возможности для этого присоединения и обратился к собственникам с запросом о предоставлении согласия на подключение объектов капитального строительства через принадлежащие им сети.
От ответчиков, за исключением адресов по "адрес" в лице представителя, получены отказы на подключение к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства, со ссылкой на отсутствие оплаты за использование, поскольку требуемый подземный распределительный газопровод низкого давления по "адрес", протяженностью "данные изъяты" м, построен самостоятельно, стоимостью "данные изъяты".
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции сослался на то, что отказ ответчиков дать согласие на технологическое присоединение не является злоупотреблением права, во взаимосвязи с тем, что истцом в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены доказательства о том, что спорный газопровод низкого давления является единственным источником к газоснабжению граждан-заявителей, с которыми истец заключил договоры по технологическому присоединению к сети газораспределения, также вещные права истца на спорный газопровод низкого давления с кадастровым номером N не зарегистрированы и доказательств о намерении приобрести какие-либо вещные права в отношении спорного сооружения для реализации своих договорных обязательств с гражданами-заявителями, участвующих в программе догазификации, истцом не представлено.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд второй инстанции согласился с его выводами, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов по разрешению данных требований по следующим основаниям.
В силу специального назначения данного имущества к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормативные акты, регулирующие отношения в сфере газоснабжения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) под системой газоснабжения следует понимать имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительной системой является имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
Данные понятия в системе действующего правового регулирования, направлены в том числе на обеспечение определенности правового статуса участников правоотношений в сфере газоснабжения, к числу которых относятся и собственники газораспределительных сетей и газотранспортные организации и на формирование экономически обоснованных цен (тарифов) в сфере газоснабжения.
Согласно статье 4 Закона N 69-ФЗ о газоснабжении одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
В соответствии со статьей 27 Закона N 69-ФЗ юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
Частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547, действующие с 18 октября 2021 г, (далее также Правила N 1547) устанавливают порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения.
В соответствии с понятиями, введенными пунктом 2 Правил N 1547, основной абонент - это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Исполнителем, согласно Правил подключения газоиспользующего оборудования, является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.
Точкой подключения в соответствии с указанными Правилами является место соединения сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента с сетью газопотребления или газораспределения заявителя, а в случае обращения заявителя к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка в соответствии с пунктом 12 Правил N 1547 - наружная (внешняя) стена объекта капитального строительства.
Согласно пункту 12 Правил N 1547 заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка, и (или) по проектированию сети газопотребления, и (или) по установке газоиспользующего оборудования, и (или) по строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства, и (или) по установке прибора учета газа, и (или) по поставке газоиспользующего оборудования, и (или) по поставке прибора учета газа.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1547 договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации.
В случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей (пункт 48 Правил N 1547).
Основанием для отказа в выдаче технических условий правообладателю земельного участка, который намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы.
Из приведенных положений, действующих в системе правового регулирования, следует, что основной абонент не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) оборудования, объектов капитального строительства новых потребителей газа к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности этих сетей.
Такое правовое регулирование основано на технологических особенностях газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности, а во многих случаях - и невозможности прокладки отдельных газопроводов к объектам каждого потребителя газа.
При этом подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения новых объектов возможно лишь при наличии достаточной пропускной способности таких сетей с сохранением условий газоснабжения имеющихся потребителей газа и не связано с возложением на основного абонента как их собственника обязанности несения дополнительных расходов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2024 г. N 6-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы союза содействия в газификации и благоустройстве территории "Союз-Газ" на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 27 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и пунктом 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения").
Однако вышеуказанные положения закона судами нижестоящих инстанций не учтены, не принято во внимание, что вопрос компенсации затрат ответчиков на строительство и эксплуатацию газопровода - источника не может быть поставлен в зависимость от обязанности, предусмотренной положениями статьи 27 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", соответственно судами необоснованно оставлено без внимания, что согласно представленной истцом схеме газоснабжения и технико-экономическому обоснованию подключение новых жилых домовладений граждан в рамках государственной программы догазификации возможно только от газопровода низкого давления ответчиков.
Кроме того, как следует из материалов дела, газопровод, принадлежащий ответчикам, не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе и является ее частью.
В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
В пункте 3 этого Положения определено, что местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.).
Приведенное нормативно-правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Из системного толкования статьи 27 Закона о газоснабжении, пунктов 2, 48 Правил N следует, что основной абонент, являющийся как юридическим, так и физическим лицом, не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с пунктом 29 Правил основанием для отказа от заключения договора о подключении является только отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя. В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается.
С учетом изложенного юридически значимыми обстоятельствами в таком случае являются наличие или отсутствие пропускной способности сетей газораспределения и (или) газопотребления, а также техническая возможность подключения (технологического присоединения) к принадлежащему ответчикам газопроводу 14 домовладений граждан, проживающих по вышеуказанным адресам, для установления которых требуются специальные знания.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Между тем, при рассмотрении настоящего гражданского дела судебная экспертиза по делу не назначалась. Суд апелляционной инстанции также вопрос о назначении соответствующей судебной экспертизы на обсуждение сторон не поставил, что свидетельствует об уклонении от возложенной на него действующим законодательством обязанности по полному и всестороннему установлению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Таким образом, выводы судов нижестоящих инстанций нельзя признать правильными, поскольку установление юридически значимых обстоятельств по делу требовало специальных познаний и имело существенное значение для правильного разрешения спора.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий для применения или неприменения соответствующей нормы права, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не могут быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
В нарушение вышеприведенных норм процессуального права выводы судов нижестоящих инстанций с учетом изложенного носят формальный, абстрактный характер.
Неправильное установление фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, применение норм материального права и нарушение норм процессуального права в силу вышеприведенных положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
В настоящем случае судом первой инстанции при постановлении решения не были соблюдены требования о законности и обоснованности судебного акта, а потому допущенные нарушения, не исправленные судом апелляционной инстанции, являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, рассмотреть дело в соответствии с положениями закона, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, а также исходя из указаний, данных судом кассационной инстанции в настоящем постановлении, для принятия законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Кассационную жалобу директора филиала N 5 Акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" Зуева М.Н. - удовлетворить.
Решение Кавказского районного суда Краснодарского края от 27 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 января 2024 года - отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи Ж.А. Гордеева
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.