Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Думушкиной В.М, судей Авериной Е.Г, Щетининой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Темрюкский район к Григоршеву Вячеславу Петровичу, Плугиной Людмиле Владимировне о признании незаконным межевого плана, признании незаконным раздела земельного участка, признании незаконными постановки на кадастровый учет и изменения вида разрешенного использования земельных участков, снятии с кадастрового учета вновь образованных земельных участков, восстановлении сведений в Едином государственном реестре недвижимости, по кассационной жалобе Григоршева Вячеслава Петровича на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 22 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Думушкиной В.М, пояснения представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности Вишняковой Т.В, возражавшей против удовлетворения требований кассационной жалобы, по основаниям, приведенным в письменных возражениях, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального образования Темрюкский район обратилась в суд с иском к Григоршеву В.П, Плугиной Л.В. о признании незаконным межевого плана, признании незаконным раздела земельного участка, признании незаконными постановки на кадастровый учет и изменения вида разрешенного использования земельных участков, снятии с кадастрового учета вновь образованных земельных участков, восстановлении сведений в ЕГРН в отношении первоначального земельного участка.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что управлением муниципального контроля проведен визуальный осмотр земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, площадью 18700 кв.м, категория земельного участка "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: "адрес", в границах ЗАО АФ "Черноморец", в результате которого установлено, что на земельных участках какие-либо здания, строения, сооружения отсутствуют, на территории данных земельных участков произрастают озимые зерновые культуры. Ограждения земельные участки не имеют. На момент осмотра какая-либо деятельность в границах земельных участков не велась.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N правообладателем которого являлся Григоршев В.П, разделен последним на 8 земельных участков с кадастровыми номерами: N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", по адресу: "адрес"; N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание", по адресу: "адрес" N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", по адресу: "адрес" N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание", по адресу: "адрес""; N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", по адресу: "адрес""; N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", по адресу: "адрес""; N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", по адресу: "адрес"; N категорией "земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", по адресу: "адрес" Вместе с тем, администрацией муниципального образования Темрюкский район решения о подготовке, утверждении документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) в отношении земельного участка с кадастровым номером N и образованных в результате его раздела земельных участков не принимались. Информация об изменении вида разрешенного использования земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N в управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Темрюкский район отсутствует. Более того, образованные земельные участки не имеют установленных адресов.
Раздел земельного участка с кадастровым номером N и изменение вида разрешенного использования до утверждения документации по планировке территории градостроительные регламенты противоречат требованиям законодательства РФ. Без разработанной и утвержденной в соответствии с нормами действующего законодательства документации по планировке территории не обеспечивается устойчивое развитие территории, в том числе не выделены элементы планировочной структуры, не могут быть установлены границы земельных участков, не могут быть установлены красные линии.
Согласно тексту поданного иска с учетом последующего уточнения заявленных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ администрация МО Темрюкский район просила суд признать незаконным межевой план, в соответствии с которым были образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки; признать незаконным раздел земельного участка с кадастровым номером N на 28 земельных участков; признать незаконным постановку на государственный кадастровый учет и изменение вида разрешенного использования земельных участков, образованных путем раздела первоначального земельного участка; снять земельные участки с государственного кадастрового учета, указав, что решение является основанием для регистрирующего органа аннулировать право собственности в отношении образованных земельных участков и восстановить сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 22.08.2023 г. исковые требования администрации муниципального образования Темрюкский район удовлетворены - признан незаконным межевой план, в соответствии с которым были образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами: N; признан незаконным раздел земельного участка с кадастровым номером N на 28 земельных участков с указанными выше кадастровыми номерами; признана незаконной постановка на государственный кадастровый учет и изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: N N; с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "для индивидуального жилищного строительства"; N с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "гостиничное обслуживание"; N с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг", N с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "коммунальное обслуживание"; снял с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: N
Постановленный судебный акт содержит указание на то, что решение суда является основанием для Темрюкского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю аннулировать право собственности в отношении вышеназванных земельных участков и восстановить Темрюкский сведения в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 18700 кв.м, по адресу: "адрес" видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27.02.2024 г. решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 22.08.2023 г. оставлено без изменения.
Григоршевым В.П. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленных по делу решения и апелляционного определения ввиду существенного нарушения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. Текст кассационной жалобы содержит требование о принятии судом кассационной инстанции по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представителем администрации МО Темрюкский район по доверенности Куцепаловой Е.В. представлены возражения на кассационную жалобу, в которых заявлено требование об оставлении постановленных по делу судебных актов без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Представитель администрации МО Темрюкский район по доверенности Вишнякова Т.В. в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения требований кассационной жалобы.
Иные участники в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные Григоршевым В.П. в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", принадлежащий Григоршеву В.П, был разделен на 8 земельных участков с кадастровыми номерами:
N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства";
- N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание";
- N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства";
N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание";
N категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства";
N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства";
N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства";
N с категорией "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Данные участки расположены по адресу: "адрес"
Из акта визуального осмотра от 10.04.2023 г. с составленной фототаблицей следует, что в ходе проведения визуального осмотра образованных земельных участков было установлено, что на указанных земельных участках какие-либо здания, строения, сооружения отсутствуют, на территории данных земельных участках произрастают озимые зерновые культуры, ограждения земельные участки не имеют.
Согласно правилам землепользования и застройки Новотаманского сельского поселения, утверждённых решением IX сессии Совета Новотаманского сельского поселения Темрюкского района III созыва от 27.02.2015 г. N 43 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края", с учетом внесенных изменений, утвержденных решением LVIII сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI Созыва от 19.03.2019 г. N 603, решением II сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VII Созыва от 27.10.2020 г. N 20, первоначальный земельный участок с кадастровым номером: 23:30:0701000:658 расположен в зонах: Ж-1 "Зона индивидуальной и малоэтажной жилой застройки", ОД-1 "Зона общественного центра местного значения", ИТ-2 "Зона объектов автомобильного транспорта".
Исходя из сведений ЕГРН об объекте недвижимости по состоянию на 05.06.2023 г, из земельных участков с кадастровыми номерами: N (с видом разрешенного использования "коммунальное обслуживание").
Согласно выпискам из ЕГРН об объекте недвижимости от 01.06.2023 г. земельный участок с кадастровым номером N площадью 700 кв.м, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" и земельный участок с кадастровым номером N, площадью 822 кв.м, с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание", принадлежат с 01.06.2023 г. на праве собственности Плугиной Л.В. на основании договоров купли-продажи от 31.05.2023 г. Указанное свидетельствует о том, что после подачи истцом настоящего иска в суд два земельных участка из 28 были реализованы Григоршевым В.П. в период судебного спора в пользу Плугиной Л.В.
Обращаясь в суд с иском, истец указал в обоснование требований, что администрацией муниципального образования Темрюкский район решения о подготовке, утверждении документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) в отношении первоначального земельного участка с кадастровым номером N и образованных в результате его раздела 28 земельных участков не принимались. Информация об изменении вида разрешенного использования земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, в управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Темрюкский район отсутствует.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции указал, что раздел земельного участка с кадастровым номером N и изменение вида разрешенного использования до утверждения документации по планировке территории градостроительные регламенты не соответствует требованиям законодательства РФ.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции произведенными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Приведенные Григоршевым В.П. в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию кассатора с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем основанием к отмене решения и апелляционного определения являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
ГрК РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. 1 и 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Вместе с тем, федеральный закон, регулирующий порядок изменения одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на другой вид, не принят, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также исключает порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Данные выводы согласуются с принципом сохранения целевого использования сельскохозяйственных угодий, закрепленного в пп. 1 п. 3 ст. 1 ФЗ РФ от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 ФЗ РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пп. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
Таким образом, при отсутствии решения органа местного самоуправления, изменяющего правовой режим использования сельскохозяйственных угодий в границах земельного участка с кадастровым номером N, в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Выраженное кассатором Григоршевым В.П. несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных (фундаментальных) нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые заявителем Григоршевым В.П. судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
Таким образом, обжалуемые Григоршевым В.П. судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 22 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Григоршева Вячеслава Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Думушкина
Судьи Е.Г. Аверина
Е.В. Щетинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.