Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Капитанюк О.В, Мельникова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Умеровой Галии Мухарямовны к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре Астраханской области о признании решений жилищной комиссии незаконными, их отмене, признании нуждающимися в жилых помещениях, по кассационной жалобе представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Астраханской области Базаралиевой А.В. на решение Советского районного суда города Астрахани от 22 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 21 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Умерова Г.М. обратилась в суд с иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре Астраханской области о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании ее нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях; признании незаконными и отмене решения жилищной комиссии прокуратуры Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N; обязании Генеральной прокуратуры Российской Федерации признать ее с составом семьи: дочерью ФИО9 и дочерью ФИО10 нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилых помещений, принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении в списке нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилых помещений.
Требования мотивированы тем, в период с ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в органах прокуратуры Российской Федерации. Приказом прокурора Астраханской области N л/с от ДД.ММ.ГГГГ освобождена от должности заместителя прокурора Кировского района города Астрахани по инициативе работника на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. На основании решения жилищной комиссии прокуратуры Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N признана не имеющей жилых помещений по месту службы, принята на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи три человека (она и две ее несовершеннолетние дочери). Распоряжением прокурора Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ Nр, по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N на состав семьи три человека предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес" Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, оформленным выпиской из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ, ей отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, со ссылкой на то, что служебное жилое помещение предоставлено в нарушение пункта 18 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более 15 кв.м. Под обеспеченностью жилой площадью понимается тот факт, что ее матери ФИО11 на праве собственности принадлежит квартира по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м.
Однако, она (истец) и ее дети не являются членами семьи собственника вышеуказанного жилого помещения, ФИО11 не находится на ее иждивении, равно как совместно никогда не проживали, общего хозяйства с ней не вели. ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО12, с которым ведет совместный бизнес и семейный быт, всегда проживала с ним совместно, в настоящее время в доме, расположенном по адресу: "адрес" который принадлежит ему на праве личной собственности. В период приобретения матерью указанной квартиры она (истец) уже не являлась членом семьи, поскольку вела самостоятельную жизнь, имела самостоятельный доход, состояла в браке. Со своей семьей проживала в арендованных (съемных) квартирах. В связи с невозможностью регистрации в арендованной квартире, она (истец), с разрешения матери, осуществила регистрацию детей. После расторжения второго брака, учитывая трудное финансовое положение, не позволявшее продолжать снимать квартиру, в 2013 году она (истец) попросила свою мать предоставить ей и ее детям во временное пользование квартиру, расположенную по адресу: "адрес", с условием освободить, когда будет предоставлено служебное жилое помещение. При указанных обстоятельствах, полагает, что выводы, изложенные в оспариваемых решениях являются незаконными, нарушающими ее конституционные права, в связи с чем обратилась в суд.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 22 сентября 2023 года требования Умеровой Г.М. удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 21 февраля 2024 года вышеуказанный судебный акт оставлен без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
В кассационной жалобе прокурор, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, не верное определение обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, поскольку судами не принято во внимание, что при рассмотрении на заседании жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов в отношении Умеровой Г.М. установлено, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляет более 15 кв.м, и Умерова Г.М. вместе с членами своей семьи проживает в трехкомнатной квартире, общей площадью 109, 1 кв.м, предоставленной ее матерью; на момент трудоустройства в прокуратуру истец была обеспечена жилой площадью, в том числе произвела отчуждение доли жилого помещения, что свидетельствует о намеренных действиях по ухудшению жилищных условий прокурором, и является основанием для отказа в удовлетворении требований, ставит вопрос об отмене судебных актов.
В письменных возражениях истец настаивает на оставлении судебных актов без изменения.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 мая 2024 года кассационная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Участвующий в деле прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалова О.Ю. поддержала доводы жалобы, настаивала на отмене судебных актов.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует, что Умерова Г.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в органах прокуратуры Астраханской области.
Решением жилищной комиссии прокуратуры Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ Умерова Г.М. включена в список оперативных сотрудников, нуждающихся в жилом помещении.
Решением жилищной комиссии прокуратуры Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГ Умерова Г.М. признана нуждающейся в служебном жилом помещении по месту службы и принята на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, в составе семьи три человека.
Распоряжением прокурора Астраханской области Nр от ДД.ММ.ГГГГ прокурору отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Астраханской области Умеровой Г.М. на семью из трех человек предоставлено служебное жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес", о чем заключен договор найма служебного помещения N.
ДД.ММ.ГГГГ Умерова Г.М. обратилась к Генеральному прокурору Российской Федерации с заявлениями о признании ее нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", а также о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты в собственность занимаемого служебного жилого помещения по адресу: "адрес"
В решении жилищной комиссии прокуратуры Астраханской области, оформленным выпиской из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ, указано на наличие оснований для внесения предложения и.о. прокурора Астраханской области о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов прокурора отдела по надзору уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Астраханской области Умеровой Г.М. для признания нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях; - о наличии оснований для внесения предложения и.о. прокурора Астраханской области о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для предоставления Умеровой Г.М. занимаемого служебного жилого помещения по адресу: "адрес", в собственность.
Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, Умеровой Г.М. отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Основанием для отказа послужили обстоятельства того, что служебное жилое помещение предоставлено в нарушение пункта 18 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и представленные сведения и документы не подтверждают наличие условий и оснований, необходимых для признания нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляет более 15 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Умерова Г.М. снята с регистрационного учета нуждающихся в служебных жилых помещениях работников прокуратуры Астраханской области, и договор найма служебного жилого помещения расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 г. N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями", пришел к вводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Умеровой Г.М, исходя из того, что выводы жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации о незаконном предоставлении служебного жилого помещения, о ее обеспеченности жильем свыше 15 кв.м, на одного члена семьи и, как следствие, отсутствии ее нуждаемости в жилом помещении, о намеренном ухудшении Умеровой Г.М. жилищных условий в результате прекращения права собственности на "данные изъяты" доли квартиры, являются необоснованными и противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований преждевременными, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, без установления всех юридически значимых для правильного разрешения дела обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны его выводы об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, и законы, которыми руководствовался суд (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как указано в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, должны определяться судом на основании норм материального права, подлежащих применению (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").
С учетом изложенного, правильное рассмотрение дела невозможно без определения и установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а его разрешение на основе неполно установленных юридически значимых обстоятельств свидетельствует о существенном нарушении норм процессуального права, повлиявшем на исход дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Таким образом, и апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Однако, апелляционное определение указанным требованиям закона и актам его разъяснения, не соответствует.
Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 г. N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями".
В соответствии с пунктом 1 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры (пункт 3 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
В пункте 2 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривается возможность предоставления прокурорам и пенсионерам органов прокуратуры вместо единовременной социальной выплаты жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации при наличии предусмотренных указанной статьей оснований и условий.
Таким образом статьей 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в качестве общего правила обеспечения прокуроров жилыми помещениями предусмотрено предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений тогда как предоставление прокурору вместо единовременной социальной выплаты занимаемого им во время службы служебного жилого помещения в собственность императивным требованием закона не является и может быть реализовано только по решению Генерального прокурора Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным указанной статьей.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 ноября 2018 г. N 769 утверждено Положение о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, согласно которому проверка нуждаемости прокуроров, рассмотрение вопросов о признании их нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет относится к компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, жилищные комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации такими полномочиями не наделены.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 г. N 624 утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее - Положение), которым предусмотрена процедура признания прокурора нуждающимся для постановки на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (предоставления жилого помещения в собственность).
Согласно подпункту "б" пункта 4 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор, в том числе являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
При наличии у прокурора и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (пункт 5).
Пунктом 6 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что при определении уровня обеспеченности прокуроров общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в том числе при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации.
В связи с внесением Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" изменений в пункт 4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 ноября 2014 г. N 616 было утверждено Временное положение о предоставлении прокурорам жилых помещении, которым определялся порядок предоставления прокурорам служебных, жилых помещений и жилых помещений в собственность.
Согласно Временному положению передача в собственность прокурор жилого помещения осуществлялась по решению Генерального прокурора Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных прокуратурой Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Временным положением прокурор, прослуживший органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы был вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в жилом помещении.
Кроме того, при наличии названного условия право на получение в собственность жилого помещения сохранялось за отдельными категориями граждан, в том числе за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, проживавшими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета.
Для установления нуждаемости прокуроров (граждан) в жилых помещениях в целях предоставления им жилых помещений в собственность, согласно абзацу первому пункта 6 Временного положения уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определялся с учетом всех жилых помещений, занимаемых прокурором (гражданином) и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, независимо от места расположения этих жилых помещений и оснований их приобретения (получение в порядке наследования, дарения, путем купли-продажи и пр.).
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые вступили в силу 11 января 2018 г, указанный закон дополнен статьей 44.1 "Обеспечение прокуроров жилыми помещениями".
В соответствии с пунктом 25 статьи 44.1 Закона издан приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 года N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями", которым утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), и отменено Временное положение.
В силу пункта 5 статьи 44.1 Закона и на основании пункта 2.3 Положения определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, занимаемых прокурором и членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
В соответствии с пунктом 17 статья 44.1 Закона право на предоставление по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным данной статьей.
Основания признания нуждающимися в жилых помещениях в целях получения единовременной социальной выплаты или предоставления жилого помещения в собственность установлены пунктом 4 статьи 44.1 Закона о прокуратуре, которые аналогичны основаниям, предусмотренным п. 5 Временного положения N 616.
Между тем, удовлетворяя требования Умеровой Г.М, судами не принято во внимание, и не дано оценки тому обстоятельству, что жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) установлено, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более 15 кв.м, т.к. Умерова Г.М. вместе с членами своей семьи проживает в трехкомнатной квартире общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу: "адрес", предоставленной ее матерью ФИО15
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своейсемьи.Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных положений жилищного законодательства и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители, но могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Из материалов дела следует, что Умерова Г.М. и ее дети состоят на регистрационном учете и проживают в вышеуказанной квартире, принадлежащей ее матери, вселены собственником квартиры в качестве членов семьи, поскольку ФИО11 вопрос о прекращении за истцом и ее детьми статуса члена семьи собственника и прекращении в связи с этим права пользования жилыми помещениями не ставился с момента их регистрации, чему доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При этом доказательств, подтверждающих иные (не как членов семьи) правоотношения, возникшие между истцом и собственником жилого помещения, где они состоят на регистрационном учете и постоянно проживают, не представлено, как и не представлено доказательств, определяющих порядок и основания использования истцом и ее детьми указанных жилых помещений, a также доказательств, свидетельствующих о временном пользовании истцом данной квартирой, исключающих применение положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судами не принято во внимание, что согласно сведениям ГБУ АО "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ)" от ДД.ММ.ГГГГ Умерова Г.М. являлась совладельцем квартиры (1/3доли), расположенной по адресу: "адрес".
Таким образом, в период на момент трудоустройства в прокуратуру Астраханской области (приказ о назначении на должность от ДД.ММ.ГГГГ) истец была обеспечена жилой площадью.
Впоследствии произведено отчуждение этого жилого помещения, что имеет существенное значение и относится согласно подпункту 3 пункта 11 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, к намеренным действиям по ухудшению жилищных условий прокурором.
Данные обстоятельства судом на обсуждение сторон не ставились, не устанавливались, сторонам не предлагалось представить доказательства в их подтверждение либо опровержение.
Право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты, обеспечивающей эффективное восстановление нарушенных прав и свобод посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости и равенства.
С учетом изложенного выводы суда апелляционной инстанции сделаны без учета всех юридически значимых обстоятельств по делу, в связи с чем судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными, и которые не могут быть устранены без отмены апелляционного определения.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 21 февраля 2024 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи О.В. Капитанюк
В.А. Мельников
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции изготовлено в окончательной форме 21 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.