Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В, судей: Харитонова А.С, Дурневой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи к Шрейдер Кристине Геннадьевне о сносе самовольной постройки, по кассационной жалобе администрации города Сочи на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2024 г, заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального образования городской округ город- курорт Сочи обратилась в суд с иском к Шрейдер К.Г. о признании самовольной постройкой и сносе объекта капитального строительства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", взыскании с ответчика в пользу администрации города Сочи судебной неустойки за неисполнение судебного акта в размере 10 000 рублей в день за каждый день просрочки исполнения; исключении сведений о государственном кадастровом учете объекта с кадастровым номером N; возложении на Управление Росреестра по Краснодарскому краю обязанности аннулировать регистрационную запись о праве собственности Шрейдер К.Г. на указанный объект капитального строительства, мотивировав свои требования тем, что ответчик возвела спорное строение в отсутствие разрешительной документации.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 сентября 2023 г. иск администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи к Шрейдер К.Г. удовлетворен частично.
Суд признал самовольной постройкой объект капитального строительства с кадастровым номером N, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", и обязал Шрейдер К.Г. в течение 2-х месяцев осуществить снос указанного объекта капитального строительства.
С Шрейдер К.Г. в пользу администрации г. Сочи взыскана судебная неустойка за неисполнение судебного акта в размере 500 рублей в день за каждый день просрочки исполнения.
Суд обязал Управление Росреестра по Краснодарскому краю аннулировать регистрационную запись о праве собственности Шрейдер К.Г. на объект капитального строительства с кадастровым номером N по адресу: "адрес", и исключил из сведений о государственном кадастровом учете объект с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
В удовлетворении остальной части исковых требований администрации к ФИО1 суд первой инстанции отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2024 г. решение Адлерского районного суда г. Сочи от 14 сентября 2023 г. отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи отказано.
В кассационной жалобе администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2024 г. отменить, оставить без изменения решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 сентября 2023 г, в обоснование доводов жалобы указывает на нарушение судом апелляционной жалобы норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в заседание суда не явились, сведений об уважительности причин своей неявки, не представили. При этом информация о движении дела отражена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) рассмотреть жалобу в данном судебном заседании в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений, вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущено не было.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Шрейдер К.Г. является собственником земельного участка площадью 406 кв.м с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - садоводство, расположенного по адресу "адрес", и расположенного на нем жилого дома площадью 87, 9 кв.м.
Право собственности ответчика на указанные объекты недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке в органах Росреестра.
Из акта проверки N 271 от 14 июля 2021 г. управления муниципального земельного контроля администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края следует, что главным специалистом отдела земельного контроля по Адлерскому району проведено обследование указанного земельного участка. В ходе обследования выявлено, что на земельном участке расположен двухэтажный объект капитального строительства. Согласно выписке из ЕГРН от 25 июня 2021 г. данный объект зарегистрирован как одноэтажный жилой дом площадью 38, 1 кв.м, однако на момент обследования установлено, что на земельном участке расположен одноэтажный дом с конструкциями второго этажа. При этом информация о выдаче уведомления, разрешения на строительство (реконструкцию), ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства на данном земельном участке, отсутствует.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения администрации в суд с настоящим иском.
Согласно выводам заключения судебной экспертизы от 17 мая 2023 г. N 2023-05/11-Э в границах земельного участка с кадастровым номером N расположен единственный строительный объект, который представляет собой объект капитального строительства, фактически используемый как индивидуальный жилой дом. В плане объект имеет правильную форму. Площадь застройки объекта - 43, 23 кв.м, общая площадь здания - 87, 9 кв.м, что соответствует сведениям ЕГРН. Здание возведено из деревянного каркаса на бетонном основании, переходящим в фундамент здания. Высота жилого дома составляет 9, 2 м. Инженерные коммуникации - централизованное электроснабжение, централизованное водоснабжение, канализация (локальное очистное сооружение).
Жилой дом соответствует строительным нормам и правилам, предъявляемым к строениям данного типа, предусмотренным действующим законодательством, в том числе противопожарным, антисейсмическим нормам.
Жилой дом не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также не создает препятствия в пользовании рядом расположенными земельными участками, зданиями, сооружениями.
Жилой дом расположен полностью в границах земельного участка с кадастровым номером N. При строительстве жилого дома выполнены мероприятия по инженерной защите территории от опасных геологических процессов.
Исследуемый объект соответствует определению "дом жилой одноквартирный отдельно стоящий" в СП 55.13330.2016. Целевое назначение объекта - жилой дом (ИЖС). Жилой дом не возведен в местах обременений (ливневок и иных коммуникаций).
Жилой дом угрозу жизни и здоровью граждан в части инсоляции, подъезда МЧС, его технического обслуживания, на случай форс - мажорных обстоятельств, с учетом высотности здания и площади подъезда не создает.
Экспертами при исследовании объекта выявлено, что жилой дом не соответствует Правилам землепользования и застройки на территории МО город - курорт Сочи в части соблюдения минимальных отступов от границ земельного участка (3 м).
Разрешая спор, руководствуясь статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, статьями 263, 222, 308.1 Гражданского кодекса РФ, суд первой инстанции указал, что жилой дом возведен без получения разрешительной документации, что свидетельствует о самовольном характере его строительства, а также при его возведении нарушены строительные нормы и правила в части отступов от границ соседних земельных участков, в связи с чем требования администрации о сносе объекта недвижимости удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, руководствуясь положениями Федерального закона от 3 августа 2018 г..N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 13 июля 2015 г..N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указал, что не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, такое строительство носит уведомительный характер, застройщик направляет в компетентные органы уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. При этом до 1 марта 2026 г..допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона.
При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Шрейдер К.Г. приобрела жилой дом в 2020 году, построенном предыдущим собственником земельного участка, который зарегистрировал свое право собственности в упрощенном порядке. Также суд апелляционной инстанции указал, что при строительстве дома не допущено существенных нарушений строительных и градостроительных норм и правил, спорная постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также не создает препятствия в пользовании рядом расположенными земельными участками, зданиями, сооружениями. Отступы от жилого дома до границ земельного участка не соответствуют с одной стороны жилого дома, так как составляют 1 м вместо 3 м. Данные отступы нарушены со стороны только одного смежного земельного участка с кадастровым номером N, образованного по инициативе Шрейдер К.Г. путем раздела ранее принадлежащего ей исходного земельного участка площадью 660 кв.м.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в обжалуемом судебном акте.
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Абзацем четвертым пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 названного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Из содержания названных норм следует, что с 4 августа 2018 г. для строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не требуется получение разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г..N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) до 1 марта 2031 г..допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 данного федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном указанной частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 23.1 Федерального закона от 29 июля 2017 г..N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из положений части 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации недвижимости, части 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой. До 1 марта 2031 г. возведение (создание) таких объектов на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, без соблюдения порядка, предусмотренного статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и регистрация на них права собственности на основании только технического плана, подготовленного на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка, и правоустанавливающего документа на земельный участок являются законными действиями застройщика (часть 11 статьи 24, часть 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Таким образом, необходимости получения ответчиком разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию не требуется. Жилой дом построен на земельном участке, принадлежащем ответчику на праве собственности, вид разрешенного использования земельного участка допускает такое строительство, при строительстве дома застройщиком не допущено существенных нарушений строительных и градостроительных норм и правил, существующая постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой доказательств и установленными по делу обстоятельствами не может быть признано основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства по делу, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы администрации г. Сочи не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Сочи - без удовлетворения.
Председательствующий: Грымзина Е.В.
Судьи: Харитонов А.С.
Дурнева С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.