Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Мерчанского А.М. к ОСФР по Краснодарскому краю о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство, по кассационной жалобе Мерчанского А.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения представителя Мерчанского А.М. - Савченко Ю.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мерчанский А.М. обратился в суд с иском к ОСФР по Краснодарскому краю о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации. Требования мотивированны тем, что истцу в связи с общим заболеванием присвоена третья группа инвалидности бессрочно. Согласно индивидуальной программе реабилитации Мерчанский А.М. нуждается бессрочно в технических средствах реабилитации, в числе которых "данные изъяты" - 1 шт. В целях реализации индивидуальной программы реабилитации истец заключил договор N от 17 ноября 2022 года с ООО "Медицинский Производственный Реабилитационный Центр "Ортопром" на оказание платных услуг по изготовлению протезно - ортопедических изделий. Предметом договора являлось изготовление Пациенту "данные изъяты", стоимость изготовляемого изделия установлена в размере 7596600 руб. Для оплаты стоимости протезно-ортопедического изделий по договору истец 22 ноября 2022 года заключил кредитный договор N с АО "Севергазбанк". 22 ноября 2022 года истец оплатил ООО МПРЦ "Ортопром" по договору стоимость изготовления ортопедического изделия в полном объеме. 12 декабря 2022 года Мерчанским А.М. подано заявление в ГУ КРО ФСС для выплаты компенсации затрат на самостоятельно приобретенное средства реабилитации с необходимым пакетом документов в соответствии с установленным регламентом. 8 февраля 2023 года сумма в размере 3650000 руб. была выплачена ответчиком, однако оставшаяся часть денежной суммы в размере 3946600 руб. до настоящего времени не выплачена.
На основании изложенного, Мерчанский А.М. просил суд взыскать
с ОСФР по Краснодарскому краю в свою пользу компенсацию расходов
за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - протез предплечья с микропроцессорным управлением в размере
3946600 руб, оплаченную государственную пошлину в размере 27933 руб.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара
от 10 мая 2023 года исковые требования удовлетворены. Суд взыскал
с ОСФР по Краснодарскому краю в пользу Мерчанского А.М. доплату компенсации расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - протез бедра модульный с микропроцессорным управлением в размере 3946600 руб. и оплаченную государственную пошлину в размере 27933 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 сентября 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мерчанского А.М. отказано.
В кассационной жалобе Мерчанский А.М, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятое по делу апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что последним исполненным контрактом на изготовление однородного протеза является государственный контракт N от 30 августа 2022 года, тогда как государственный контракт N от 11 мая 2022 года не может быть принят во внимание, поскольку изготовленный по нему протез не соответствует индивидуальной программе реабилитации истца и заключению медико-технической комиссии, в приобщении которого в качестве дополнительного доказательства, имеющего существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции было необоснованно отказано. Считает, что судом апелляционной инстанции не приняты во внимание разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.02.2021г. N, а также изложенные в Письме от 3 декабря 2021 года N.
В письменных возражениях ОСФР по Краснодарскому краю указывает на отсутствие оснований для отмены принятого по делу апелляционного определения, просит оставить кассационную жалобу истца без удовлетворения.
ОСФР по Краснодарскому краю, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции своего представителя не направило.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Мерчанского А.М. - Савченко Ю.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, доводы письменных возражений судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, 10 февраля 2005 года Мерчанскому А.М. установлена третья группа инвалидности бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 10 ноября 2022 года истцу рекомендованы различные средства реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, в частности, протез предплечья с микропроцессорным управлением - 1 шт.
17 ноября 2022 года между ООО "Медицинский Производственный Реабилитационный Центр "Ортопром"" и Мерчанским А.М. заключен договор, согласно которому исполнитель обязался изготовить и передать Мерчанскому А.М. "данные изъяты", с описанными характеристиками возможностей технического средства. Стоимость работ по договору составила 7596600 руб.
22 ноября 2022 года сторонами договора подписаны двусторонний акт сдачи-приемки работ, согласно которому исполнитель передал, заказчик получил указанное техническое средство реабилитации: "данные изъяты".
Согласно платежному поручению N от 22 ноября 2022 года
АО "Севергазбанк" в счет оплаты Мерчанским А.М. платных услуг по договору от 17 ноября 2022 года перечислило ООО "Медицинский Производственный Реабилитационный Центр "Ортопром"" денежные средства в размере 7596600 руб.
12 декабря 2022 года в ОСФР по Краснодарскому краю направлено заявление о выплате Мерчанскому А.М. компенсации за самостоятельно приобретенный протез.
В соответствии с платежным поручением N
от 8 февраля 2023 года Мерчанскому А.М. перечислена оплата компенсации расходов инвалида за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 3650000 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N181-ФЗ), Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, пришел к выводу о том, что Мерчанский А.М. имеет право на компенсацию расходов за приобретенное им техническое средство реабилитации, поскольку оно приобретено им с учетом конкретных характеристик протеза, и последним исполненным Государственным контрактом, по которому осуществлялось приобретение протеза с однородными характеристиками, являлся Государственный контракт Краснодарского регионального отделения N от 30 августа 2022 года, согласно которому приобретен "данные изъяты" по цене 7596600 руб. Также суд первой инстанции в обосновании мотивов принятого решения указал, что произведенная ответчиком выплата в размере 3650000 руб. не достаточна, поскольку протез, приобретенный за данную сумму по Государственному контракту N от 11 мая 2022 года, существенно отличается от протеза, приобретенного Мерчанским А.М, как по описанию, так и по функциональности, в том числе по уровню (степени) активности инвалидов, для которых эти протезы предназначены.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что протез, самостоятельно приобретенный Мерчанским А.М. и средство реабилитации, предоставляемое уполномоченным органом в соответствии с ИПРА инвалида являются аналогичными, при этом наличие дополнительных функций у протеза самостоятельно приобретенного истцом не свидетельствует о возникновении обязанности у ответчика по возмещению истцу полной стоимости технического средства, являющегося более дорогим по сравнению с аналогичным техническим средством реабилитации, закупленным уполномоченным органом в рамках государственного контракта. Поскольку рекомендованный Мерчанскому А.М. в ИПРА присутствует в исполненном в полном объеме государственном контракте N от 11 мая 2022 года, который является последней закупкой технического средства реабилитации на дату подачи Мерчанским А.М. заявления о возмещении расходов по приобретению "данные изъяты" в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, оснований для определения размера компенсации в соответствии с государственным контрактом N от 30 августа 2022 года у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами, изложенными в оспариваемом апелляционном определении по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе N181-ФЗ предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определилпонятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установилправо инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.ч. 1 ч.ч. 1, 3 и 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно п. п. 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом (ч. 5 ст. 11 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона N181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
В соответствии с пунктом 15(1) Правил соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Федерального закона N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н (в редакции, действующей на момент обращения Мерчанского А.М.
с заявлением о выплате компенсации
- 12 декабря 2022 года), компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005
N2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 N86н.
Приказом Минтруда России от 8 октября 2021 г. N 693н абзац 3 п. 3 изложен в новой редакции, в соответствии с которой размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005
N2347-р, в разделе "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий).
В Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N86н, предусмотрен "данные изъяты" (N).
В соответствии с пунктом 6 Порядка, решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы.
Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 Порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средств; реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка, в случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 4 Порядка, в случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Как следует из п. 5 Порядка выплаты компенсации компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида установлено, что Мерчанский А.М. является инвалидом 3-й группы бессрочно и ему рекомендовано техническое средство реабилитации в виде "данные изъяты" (N) в количестве
1 штуки.
Согласно Классификации, ТСР подразделяются на виды
и наименования с присвоением определенного цифрового кода (шифра)
виду ТСР.
Порядок разработки ИПРА утвержден Приказом Минтруда России от 13.06.2017 N486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм", действующий до 7 августа 2023 года (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 26 июня 2023 года N545н) (далее - Порядок N486н).
Согласно пункту 5 Порядка N486н, разработка ИПРА включает этапы: проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики; оценка реабилитационного и абилитационного потенциала; определение реабилитационного и абилитационного прогноза; определение реабилитационных или абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, позволяющих инвалиду восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей.
Согласно пункту 6 Порядка N486н разработка ИПРА инвалида осуществляется специалистами Бюро медико-социальной экспертизы в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, на основании Перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В Перечне показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Приказом Минтруда России от 05.03.2021 N106н (далее - Перечень) указано, что протезы с микропроцессорным управлением подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, трудовой деятельности. Протезы верхних конечностей с микропроцессорным управлением подбираются инвалиду, с учетом электрической активности управляющих мышц культи и мышц - антагонистов, при условии использования в целях компенсации или устранения имеющихся у инвалида и ребенка-инвалида стойких ограничений жизнедеятельности.
ИПРА инвалида имеет утвержденную форму (является Приложением N2 к Приказу Минтруда России от 13.06.2017 N486н) и не допускает внесения в нее дополнительной информации. Таким образом, именно Фонд социального страхования является тем уполномоченным органом, к компетенции которого законодатель относит определение размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР, исходя из конкретных характеристик изготовленного протеза, так как в ИПРА инвалида их не содержится.
Также из материалов дела следует, что Мерчанский А.М. заключил с ООО "Медицинский Производственный Реабилитационный Центр "Ортопром" договор N N от 17 ноября 2022 года на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрел: "данные изъяты" (N) на сумму 7596600 руб. заключив при этом договор потребительского кредита от 22 ноября 2022г. N N.
Обязательство по оплате ТСР исполнено истцом в полном объеме и подтверждается платежным поручением от N N от 22 ноября 2022 года. Согласно представленным в материалы гражданского дела доказательства, ТСР получено истцом.
Мерчанский А.М. при самостоятельном приобретении протеза руководствовался индивидуальными потребностями, утвержденной ИПРА, актом медико-технической комиссии от 2 октября 2022 года и приобрел его в следующей модификации, аналогичной по наименованию, виду, техническим характеристикам и цене, указанным в государственном контракте
от N N от 30 августа 2022 года.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы гражданского дела доказательства, пришел к обоснованному выводу, что стоимость приобретенного инвалидом протеза должна определяться по результатам проведения последней по времени закупки, проведенной
по государственному контракту от N N от 30 августа 2022 года на основании абзаца 4 пункта 4 Порядка.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции не учел то обстоятельство, что специалистами Фонда расчет произведен субъективно, без учета индивидуальных потребностей инвалида, не сопоставлены технические и функциональные характеристики приобретенного протеза и протеза, приобретенного Фондом в рамках последнего заключенного государственного контракта в результате чего Мерчанский А.М. не получил значительную часть затраченных средств на покупку аналогичного ТСР.
Вывод суда апелляционной инстанции о необходимости при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации руководствоваться государственным контрактом N N от 11 мая 2022 года, судебная коллегия находит основанным на неправильном применении норм материального права.
Вопреки выводам суда апелляционной инстанции описанные в государственных контрактах технические средства реабилитации обладают разными характеристиками, позволяющими обеспечить разным инвалидам, индивидуальную требующую конкретному человеку степень реабилитации с учетом индивидуальных медико-технических показаний.
Приходя к указанному выводу, суд руководствовался Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011г. N57н.
При этом судебная коллегия отмечает, что судом апелляционной инстанции не учтены внесенные в указанный порядок Приказом Минтруда России от 08.10.2021 N693н изменения, которые действуют с 8 ноября 2021 года. С учетом того, что истец обратился с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации инвалида в декабре 2022 года, суду апелляционной инстанции следовало руководствоваться Порядком в редакции на момент обращения инвалида с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Между тем, в соответствии с новой редакцией Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации.
При этом согласно справке к приказу Минтруда России от 8 октября 2021 г. N 693н "О внесении изменений в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н" (действующей на момент рассмотрения спора), в которой отмечено, что предлагаемые Приказом изменения будут способствовать объективизации размера компенсации, выплачиваемой инвалидам, а также установлению единообразия при определении размера стоимости технического средства реабилитации или услуги вне зависимости от выбранного инвалидом способа их получения (путем самостоятельного приобретения и выплаты компенсации понесенных расходов либо их приобретения с использованием электронного сертификата).
Аналогичные разъяснения содержатся и в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 декабря 2021 г. N N, из которого следует, что Министерством рассмотрено письмо Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора" от 3 ноября 2021 г. N 135-11 по вопросу разъяснений положений приказа Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 57н в связи с вступлением в силу изменений, внесенных приказом Минтруда России от 8 октября 2021 г. N 693 н, Министерство разъясняет, что определение размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом средством реабилитации осуществляется уполномоченным органом на основании ИПРА инвалида, документов, подтверждающих расходы на приобретение ТСР, заключения медико-социальной экспертизы, а также стоимости однородного ТСР, которое должно быть предоставлено инвалиду в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ, а предусмотренные приказом N 693н изменения направлены на объективизацию установления размера компенсации в части определения размера компенсации по стоимости однородных технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых уполномоченным органом в установленном порядке, обладающих характеристиками, максимально приближенными к характеристикам самостоятельно приобретенного инвалидом технического средства реабилитации.
Также Минтруд указало, что для решения вопросов, связанных с выплатой компенсации при самостоятельном приобретении инвалидами ТСР, установленных в рамках их ИПРА в первую очередь необходимо определить основные показатели, характеризующие ТСР (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики), а также основные виды комплектующих изделий индивидуального изготовления и типовые комплектации исходя из которых и определяется размер компенсации.
Между тем, отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не учел, что протез "данные изъяты", изготовленный для Мерчанского А.М. протезной организацией ООО "Медицинский Производственный Реабилитационный Центр "Ортопром", и протез, приобретенный по государственному контракту N N от 11 мая 2022 года, при сопоставлении технических характеристик, не являются однородными.
Понятие однородности товара дано в пункте 14 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где указано, что однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции.
Характеристики самостоятельно приобретенного Мерчанским А.М. протеза и протеза, являющегося предметом контракта N N от 11 мая 2022 года, подробно исследовались судом первой инстанции, на основании чего суд сделал правильный вывод об их неоднородности, невозможности протеза, приобретенного по контракту N N выполнять функции, которые выполняют "данные изъяты", изготовленный инвалиду в рамках договора N N от 17 ноября 2022 года.
При этом суд первой инстанции учитывал, что отказ в возмещении Мерчанскому А.М. расходов на приобретение технического средства реабилитации инвалидов в полном объеме нарушает право истца на бесплатное приобретение технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета и гарантированное государством в рамках реализации Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и идет вразрез с нормами статьи 41 Конституции Российской Федерации о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан.
Также судом принято во внимание, что ответчиком не предоставлено допустимых доказательств, опровергающих доводы истца о приобретении им протеза, который по своим техническим характеристикам не соответствует рекомендациям, изложенным в его ИПРА. В результате суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Мерчанский А.М. имеет право на получение компенсации в размере стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что разработка ИПРА инвалида в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, осуществляется на основании перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. При внесении в ИПРА инвалида рекомендаций по протезированию должен быть указан вид протеза и тип протеза. Внесение в ИПРА инвалида сведений о конструкции протеза и фирме-производителе недопустимо.
Соответственно, медико-социальной экспертизой устанавливается лишь нуждаемость в том или ином средстве реабилитации, определение же характеристик, конструкции данного средства, объема комплектации осуществляется в зависимости от индивидуальных потребностей инвалида.
Таким образом, судом апелляционной инстанции оставлено без внимания, что определение размера компенсации истцу ответчиком произведено в нарушение вышеприведенного порядка, без какого-либо анализа документов и обоснования, только по наименьшей стоимости приобретенного средства реабилитации по последнему исполненному контракту, без учета индивидуальных потребностей истца, без сопоставления технических и функциональных характеристик приобретенного инвалидом протеза и протеза с характеристиками, приобретенному по государственному контракту N N от 11 мая 2022 года.
Также судебная коллегия отмечает, что до изготовления протеза Мерчанский А.М. обратился в компанию ООО "Медицинский Производственный Реабилитационный Центр "Ортопром", где был осмотрен, обследован комиссией (Акт медико-технической комиссии от 2 октября 2022 года), и ему был рекомендован протез в определенной комплектации, который он в последующем и заказал.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции 11 сентября 2023 года от представителя истца в адрес Краснодарского краевого суда поступило ходатайство о приобщении нового доказательств в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в виде Акта медико-технической комиссии от 2 октября 2022 года.
В соответствии с частью 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Из разъяснений пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" следует, что, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Согласно пункту 42 Постановления, если в апелляционных жалобе, представлении имеется ссылка на дополнительные (новые) доказательства, судья-докладчик, исходя из требований абзаца второго части 2 статьи 327 ГПК РФ, излагает их содержание и ставит на обсуждение вопрос о принятии дополнительных (новых) доказательств с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции принимает дополнительные (новые) доказательства, если признает причины невозможности представления таких доказательств в суд первой инстанции уважительными.
Дополнительные (новые) доказательства исследуются в порядке, установленном главой 6 и статьями 175 - 189 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 45 данного Постановления).
Из содержания перечисленных выше норм закона в их взаимосвязи и разъяснений следует, что оценка доказательств должна производиться судом не произвольно, а по правилам, установленным законом, в совокупности с другими доказательствами по делу. Закон обязывает суд дать оценку каждому представленному доказательству, указать обстоятельства, которые он считает установленными по делу, а также обосновать это мнение.
Данные требования процессуального закона о доказательствах и доказывании судом апелляционной инстанции также не выполнены.
Как следует из ходатайства о приобщении нового доказательства, Акт медико-технической комиссии ООО МПРЦ "Ортопром" от 2 октября 2022 года не мог быть приобщен к материалам дела в суде первой инстанции в связи с тем, что судом первой инстанции не ставился вопрос о приобщении указанного документа в дополнение ранее представленным истцом в обоснование своей позиции и необходимость его представления обусловлена доводами апелляционной жалобы ответчика.
Как следует из протокола судебного заседания суда апелляционной инстанции от 11 сентября 2023 года, в удовлетворении ходатайства о приобщении нового доказательства без исследования обстоятельств, в подтверждение которых оно представлено, а также со ссылкой на его неотносимость и то, что истец не ссылался на него в своих требованиях, судом апелляционной инстанции отказано, что законным, принимая во внимание принцип равноправия и состязательности сторон признано быть не может.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд апелляционной инстанции не создал условия для установления фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Приведенное выше свидетельствует о том, что у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятия решения об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что принятое по делу апелляционное определение нельзя признать законными, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 сентября 2023 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции Краснодарский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.