Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, с участием прокурора ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному контрольному управлению города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамент Управления делами аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, Правительство города Севастополя о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда по кассационной жалобе ФИО1 на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 19.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 04.09.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав прокурора ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному контрольному управлению города Севастополя, в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным и отменить приказ исполняющего обязанности начальника Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-К "Об увольнении ФИО1"; восстановить ФИО1 на работе в должности начальника отдела правового и организационно-технического обеспечения контроля Главного контрольного управления города Севастополя; взыскать с Главного контрольного управления города Севастополя в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула; взыскать с Главного контрольного управления города Севастополя в пользу ФИО1 моральный вред в размере 100 000 руб.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 19.05.2023 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Признан незаконным приказ исполняющего обязанности начальника Главного контрольного управления города Севастополя от 26.12.2022 N-К "О увольнении ФИО1". ФИО1 восстановлен на работе в должности начальника отдела правового и организационно-технического обеспечения Главного контрольного управления г. Севастополя. Взысканы с Главного контрольного управления города Севастополя в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 392 012, 10 руб, компенсация морального вреда 20 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 04.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что определенный судами размер компенсации морального вреда является явно несоразмерным.
В судебном заседании прокурор ФИО4 полагает, что судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, приказом Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-К ФИО1 назначен на должность начальника отдела правового и организационно-технического обеспечения Главного контрольного управления города Севастополя (главная группа должностей категории "руководители"), освобожден от ранее занимаемой должности главного государственного инспектора отдела контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20.10.2022 N 167-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-РП "Об утверждении структуры и штатной численности Главного контрольного управления города Севастополя" изложена в новой редакции структура и штатная численность Главного контрольного управления города Севастополя.
Согласно указанной редакции, отдел контроля в отраслях социальной сферы Главного контрольного управления (далее - ГКУ) города Севастополя упразднён, создан отдел контроля в сфере бюджетных правоотношений Управления финансового контроля Контрольного управления.
Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от 27.10.2022 N 36 внесены изменения в штатное расписание Главного контрольного управления города Севастополя на 2022 год, изложив его в новой редакции. Введены в действие изменения в штатное расписание Главного контрольного управления города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сравнительной таблицы действующей и новой структуры Главного контрольного управления, уменьшено количество должностей: 1-заместитель начальника ГКУ; 1-начальник управления; 1-начальник отдела (в составе Управления); 1-начальник отдела; 3-главный государственный инспектор. Добавлены должности 1-заместитель начальника Главного Управления - начальник управления; 1 - заместитель начальника Управления-начальник отдела; 1-заместитель начальника в составе Управления; 3-главный специалист-эксперт.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вручено уведомление о сокращении должности государственной гражданской службы, согласно которому, в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 20.10.2022 N 167-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-РП "Об утверждении структуры и штатной численности Главного контрольного управления города Севастополя", замещаемая ФИО1 должность начальника отдела правового и организационно-технического обеспечения Главного контрольного управления города Севастополя сокращена. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ФИО1 предложена для замещения должность государственной гражданской службы города Севастополя главного специалиста-эксперта отдела правовой работы, методологии и делопроизводства Главного контрольного управления города Севастополя.
Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-К ФИО5 назначена на должность начальника отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности Главного контрольного управления города Севастополя (главная группа должностей категории "руководители"), освободив от обязанностей начальника отдела финансового контроля в сфере закупок Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя, с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-К ФИО6 назначена на должность начальника отдела бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения Главного контрольного управления города Севастополя (главная группа должностей категории "руководители"), освободив от обязанностей главного государственного инспектора отдела контроля в отраслях социальной сферы Главного контрольного управления города Севастополя, с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-К ФИО7 назначена на должность заместителя начальника Управления - начальника отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений Управления финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя (главная группа должностей категории "руководители"), освободив от обязанностей главного государственного инспектора отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности Главного контрольного управления города Севастополя, с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-К ФИО8 назначен на должность начальника отдела правовой работы, методологии и делопроизводства Главного контрольного управления города Севастополя (главная группа должностей категории "руководители"), с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от 26.12.2022 N-К расторгнут служебный контракт с ФИО1, освобожден ФИО1 от замещаемой должности начальника отдела правового и организационно-технического обеспечения Главного контрольного управления города Севастополя и уволен с государственной гражданской службы города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должности гражданского служащего в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Основание: уведомление о сокращении должности государственной гражданской службы от ДД.ММ.ГГГГ.
Прокуратурой города Севастополя в рамках рассмотрения обращения ФИО1 проведена проверка исполнения должностными лицами Главного контрольного управления города Севастополя требований законодательства при проведении процедуры сокращения должностей государственных гражданских служащих. В ходе проверки прокуратурой установлено, что, в связи с изменением структуры и штатной численности управления государственный гражданский служащий ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ уведомлен о сокращении его должности, предупрежден о предстоящем увольнении, ему предложена одна вакантная должность управления. ДД.ММ.ГГГГ предложены должности государственной гражданской службы в иных исполнительных органах города Севастополя. По состоянию на день увольнения в управлении имелось 16 вакантных должностей государственной граждански службы. В нарушение действующего законодательства ФИО1 в течение двух месяцев со дня предупреждения о сокращении не предложены все имеющиеся в управлении вакантные должности гражданской службы.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Севастополя внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, с требованием рассмотреть представление с участием представителей прокуратуры города и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона.
Главным контрольным управлением города Севастополя 09.03.2023 при рассмотрении представления с участием прокурора отдела Прокуратуры города Севастополя, установлено, что ФИО1 были Предложены все имеющиеся вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы его должности, а также уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы, с учетом преимущественного права на замещение должности гражданской службы служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, в том числе, в соответствии с требованиями предоставления преимущественного права и гарантий, предусмотренных статьями 179, 261 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), как в Контрольном управлении, так и дополнительно, в иных органах исполнительной, власти города Севастополя.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответчиком нарушен порядок увольнения Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусмотренный статьей 31 названного Федерального закона, так как ФИО1 не были предложены для замещения в Главном контрольном управлении города Севастополя вакантные должности по главной группе должностей, категории руководители, заместитель начальника Управления финансового контроля - начальник отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений, начальник отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, заместитель начальника отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, начальник отдела правовой работы, методологии и делопроизводства, начальник отдела бухгалтерского учета и материально-технического обеспечение. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении порядка увольнения истца, незаконности приказа Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N- К о расторжении служебного контракта с ФИО1, об освобождении его от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы, восстановлении истца на государственной гражданской службе в прежней должности. За время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом взыскан с ответчика в пользу истца средний заработок в размере 392 012, 10 руб.
Установив факт нарушения трудовых прав истца, суд первой инстанции также взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда 20 000 руб, определив ее размер с учетом требований разумности и справедливости.
Такие выводы судов первой и апелляционной инстанций признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Одним из принципов государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, является принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего (пункт 3 статьи 4 названного закона).
В пункте 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 указанного федерального закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия, иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 названного федерального закона.
По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях, представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы, в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.
Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера. причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Аналогичные разъяснения даны в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда".
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 19.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 04.09.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Губарева
Судьи Ф.Г. Руденко
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.