Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Н.В. Бетрозовой
судей И.И. Мотиной, М.А. Парасотченко, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Семикаракорского района Ростовской области в интересах Алексеевой Валентины Николаевны к Министерству труда и социального развития Ростовской области, третье лицо: Министерство финансов Ростовской области об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации и взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, заслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации П.Г. Пономаревой возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Семикаракорского района Ростовской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Алексеевой В.Н. к Министерству труда и социального развития Ростовской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Алексеева В.Н, является "данные изъяты" бессрочно и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе ноутбуком.
При проведении прокурорской проверки исполнения Министерством труда и социального развития Ростовской области законодательства о социальной защите при обеспечении инвалидов технического средства реабилитации, в прокуратуру обратилась Алексеева В.Н, с просьбой обратиться в суд с исковым заявлением с требованиями об обеспечении ее техническим средством реабилитации.
В ходе проверки установлено, что Алексеева В.Н. в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство труда и социального развития Ростовской области с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, однако до настоящего времени Алексеева В.Н. не обеспечена техническим средством реабилитации - ноутбуком.
По мнению прокурора, ответчиком нарушено право Алексеевой В.Н. на получение мер социальной поддержки, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями", государственной программой Ростовской области "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 N 639.
С учетом изложенного, поданных в порядке ст.39 ГПК РФ уточнений, истец просил возложить на ответчика обязанность обеспечить Алексееву В.Н. техническим средством реабилитации - ноутбуком в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ N
Взыскать в пользу Алексеевой В.Н. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты"
Протокольным определением Кировского районного суда г.Ростова-на- Дону от 19.06.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ростовской области.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 сентября 2023г. исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Суд возложил на Министерство труда и социального развития Ростовской области обязанность обеспечить Алексееву В.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от
ДД.ММ.ГГГГ N техническим средством реабилитации - ноутбуком.
В остальной части исковые требования оставил без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 декабря 2023 года решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 сентября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство труда и социального развития Ростовской области ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права и просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации П.Г. Пономарева возражала против доводов кассационной жалобы, полагала, что судебные акты отмене не подлежат.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно действующей индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида - ИПРА N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бюро медико-социальной экспертизы N18 ФКУ "Главное бюро медикосоциальной экспертизы по Ростовской области" Минтруда России, определена нуждаемость Алексеевой В.Н. в обеспечении за счет средств бюджета Ростовской области техническими средствами реабилитации, в том числе ноутбуком.
Алексеева В.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство труда и социального развития Ростовской области с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации.
Однако Алексеева В.Н. на протяжении длительного периода времени не обеспечена техническим средством реабилитации - ноутбуком в количестве 1 шт, в связи с тем, что ответчиком нарушены сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, регламентированные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 N 86.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 9, 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2018 N240, постановления Правительства Ростовской области от 15.03.2012 N186 "О порядке расходования средств областного бюджета на оказание услуг инвалидам", Административного регламента предоставления государственной услуги "Обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху", пришел к выводу о том, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Алексеевой В.Н. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ИПРА- N от ДД.ММ.ГГГГ. техническим средством реабилитации ноутбуком, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, согласился с выводами, указанными в решении в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих инстанций по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу положений статьи 11.1 приведенного Федерального закона, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Согласно пунктам 2 - 3 указанных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (абз. 1 п. 5 Правил).
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Суды нижестоящих инстанций руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришли к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установлено, что ответчик не обеспечил инвалида 1 группы необходимыми техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, в частности ноутбуком.
Право Алексеевой В.Н. как инвалида на обеспечение указанными средствами реабилитации, предусмотренное вышеуказанным Федеральным законом, подтверждено представленными документами.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с указанным выводом суда также соглашается.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об ограниченности финансирования на меры социальной поддержки, не могут быть приняты во внимание, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы жалобы, что предоставление Алексеевой В.Н. TCP вне очереди приведет к ущемлению прав других инвалидов, вставших на учет ранее, являются необоснованными, поскольку обеспечение TCP инвалидов в силу действующего законодательства не поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия очереди на представление такого средства, а реализация предоставленных гарантий инвалидам само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи И.И. Мотина
М.А. Парасотченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.