Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Мартыновой Н.Н, Мотиной И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пустовит Ю.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Пустовит Ю.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 6 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пустовит Ю.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее также-ОСФР по Республике Крым) о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что с 1997 года по настоящее время истица осуществляет трудовую деятельность в должности фельдшера.
16 мая 2022 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В удовлетворении данного заявления ответчиком отказано. Из подсчета специального стажа лечебной деятельности исключены периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком; периоды, за которые не подтверждено выполнение нормы рабочего времени на ставку и периоды работы в должности, не поименованной Списком N 781, поскольку отсутствует совмещение должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом с должностями среднего медицинского персонала. Также часть периодов включена в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении без указания причин.
С указанным решением истица не согласна, так как оно не соответствует закону.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Пустовит Ю.Ю. просила суд признать незаконным и отменить решение ответчика от 13 октября 2022 года N 172187/22 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды с 24 июня 1999 года по 1 апреля 2001 года, с 4 октября 2006 года по 31 января 2008 года - отпуск по уходу за ребенком, периоды работы с 1 декабря 1997 года по 23 июня 1999 года, со 2 апреля 2001 года по 31 декабря 2003 года, с 1 января 2004 по 3 октября 2006 года, с 1 февраля 2008 года по 31 декабря 2012 года; обязать ответчика произвести начисление страховой пенсии со дня возникновения права.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 августа 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 28 сентября 2023 года, исковые требования Пустовит Ю.Ю. удовлетворены частично.
Решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа N 2 Управления установления пенсий Государственного учреждения -Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 13 октября 2022 года N l72187/22 признано незаконным в части невключения в льготном исчислении периодов работы с 1 декабря 1997 года по 23 июня 1999 года, со 2 апреля 2001 года по 31 декабря 2003 года в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, указанные периоды работы включены в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В остальной части удовлетворения исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 6 декабря 2023 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пустовит Ю.Ю. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 6 декабря 2023 года признать незаконным и отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе, просит также зачесть периоды работы с 1 декабря 1997 года по 23 июня 1999 года, со 2 апреля 2001 года по 31 декабря 2003 года в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца; зачесть периоды работы с 1 января 2004 года по 3 октября 2006 года, с 1 февраля 2008 года по 31 декабря 2012 года в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявительница ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. О причинах своей неявки указанные лица не сообщили, отложить судебное разбирательство не просили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 16 мая 2022 года истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 13 октября 2022 года N 172187/22 истице отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Согласно данному решению, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, не включены следующие периоды: с 24 июня 1999 года по 1 апреля 2001 года, с 4 октября 2006 года по 31 января 2008 года - отпуск по уходу за ребенком; с 1 января 2004 года по 3 октября 2006 года, с 1 февраля 2008 года по 31 декабря 2012 года - не подтверждено выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы; с 1 декабря 1997 года по 23 июня 1999 года, со 2 апреля 2001 года по 31 декабря 2003 года - работа в должности, не поименованной Списком N 781.
Из трудовой книжки серии АМ N на имя Пустовит (Пироженко) Ю.Ю, 9 сентября 1977 года рождения, содержащей сведения о спорных периодах работы, следует, что 15 мая 1997 года истица принята на должность фельдшера в ФАП с. Широкое, 1 января 2004 года переведена на должность фельдшера скорой помощи с. Ново-Андреевка, с 10 января 2007 года работала фельдшером опорного пункта скорой и неотложной медицинской помощи с. Новоандреевка Симферопольского районного территориального медицинского объединения, 31 декабря 2012 года уволена с занимаемой должности переводом в Крымское республиканское учреждение "Территориальное медицинское объединение "Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф".
Из копии штатного расписания следует, что штат фельдшерско-акушерского пункта в с. Широкое с 1 января 1997 года состоял из: заведующей ФАП, акушерки и санитарки.
Согласно приказу от 11 марта 1998 года N 325 "Об учебе фельдшера Пироженко Ю.Ю. (Пустовит)" Пироженко Ю.Ю, заведующую ФАП с. Широкое, направить на усовершенствование по циклу "Организация охраны здоровья" на республиканские курсы повышения квалификации средних медработников с 11 марта 1998 года по 7 апреля 1998 года. На эти же курсы повышения квалификации по этому же циклу, этим же приказом был направлен фельдшер Халюто В.Ц, который не являлся заведующим ФАП.
Из справки ГБУЗ РК "Симферопольская центральная районная клиническая больница" от 9 января 2023 года N 23, предоставленной суду апелляционной инстанции, следует, что 15 мая 1997 года истица принята на должность фельдшера ФАП с. Широкое на 0, 5 ставки, 1 декабря 1997 года переведена на должность зав. ФАП с. Широкое. При этом, из штатного расписания фельдшерско-акушерских пунктов усматривается, что в Широковском ФАП имеется три штатных единицы: заведующая ФАП, акушерка и младшая медсестра.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определилкак общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1. статьи 30 Закона N400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Части 3 и 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 по 31.12.2014, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В целях реализации статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации от 16.07.2014 принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также Постановление от 16.07.2014 N665).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее также- Правила N 516).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также- Список N 781), утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
При назначении пенсии до 1 ноября 1999 года стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и три месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет").
При назначении пенсии после 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").
Аналогичный порядок подсчета специального стажа работы применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии со Списком N781 в разделе "Наименование учреждений предусмотрены больницы всех наименований, фельдшерско-акушерский пункт, а также центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).
В разделе "Наименование должностей" Списка N781 предусмотрена должность "патронажная медсестра", "фельдшер", "заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра)".
Согласно п. 6 Правил N781 работа в должностях, предусмотренных Списком N781, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений также засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельностью.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Согласно пункту "е" ст. 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 г. N1788-ХII действовавшего в период осуществления истицей указанной деятельности, работники образования, здравоохранения и социального обеспечения имеют право на пенсию за выслугу лет по достижении 55 лет и при наличии специального стажа работы по перечню, который утверждается в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.
В период работы истицы действовало Постановление Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года N 909 "О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет", где в пункте 2 указано, что медицинские учреждения относятся к перечню учреждений здравоохранения, а должности среднего медицинского персонала (независимо от наименования должности) к перечню должностей работа на которых засчитывается в льготный стаж.
При этом п. 4 раздела ??? Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, являющегося Приложением 1 к приказу Министерства охраны здоровья Украины от 25.12.1992 N195 должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом отнесена к должностям среднего медицинского персонала наряду с должностью фельдшера предусмотренной п. 3 указанного раздела.
В силу положений части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
Удовлетворяя требования Пустовит Ю.Ю. о включении в специальный стаж периодов работы с 01.12.1997 по 23.06.1999 и с 02.04.2001 по 31.12.2003 в должности заведующий фельдшерско-акушерским пунктом, суд исходил из того, что в данный период на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, в соответствии с которым работа в указанной должности подлежала включению в специальный стаж.
Принимая решение о включении данных периодов в льготном исчислении, суд указал, что заведующая ФАП выполняла в указанные периоды обязанности фельдшера.
Отказывая в удовлетворении требований Пустовит Ю.Ю. о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком суд исходил из того, что отпуска по уходу за ребенком имели место после 06.10.1992 и, с учетом разъяснений, изложенных в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж.
Принимая решение об отказе во включении в специальный стаж периодов работы с 01.01.2004 по 03.10.2006, с 01.02.2008 по 31.12.2012, суд указал, что согласно представленным в материалы дела доказательствам количество ставок за период с 01.01.2004 по 03.10.2006 не указано, а в период с 01.02.2008 по 31.12.2012 указана работа на 0, 9 ставки.
Отказывая в удовлетворении требования истицы об обязании ответчика назначить пенсию со дня возникновения права, суд исходил из того, что согласно предварительному расчету, с учетом периодов, учтенных в бесспорном порядке, а также периодов, учтенных решением суда, стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии на дату обращения составил менее необходимого.
Суд апелляционной инстанции согласился с окончательными выводами суда первой инстанции.
При этом, судебная коллегия указала на ошибочность выводов суда первой инстанции о наличии оснований для включения периодов с 01.12.1997 по 23.06.1999 и с 02.04.2001 по 31.12.2003 в специальный стаж в льготном исчислении, с учетом того, что согласно данных о стаже (л.д. 50-57) весь выработанный стаж истицы имел место в сельской местности, в связи с чем льготному зачету будет подлежать только в случае наличия к моменту возникновения права на пенсию 30 лет смешанного стажа, а в случае выработки всего стажа продолжительностью 25 лет на территории сельской местности - будет подлежать учету в календарном порядке, в связи с чем в настоящее время разрешение данного вопроса является преждевременным.
Принимая во внимание то, что в резолютивной части решения районного суда обязанность включить указанные периоды в стаж истицы возложена на ответчика без указания на необходимость его учета в льготном (кратном) исчислении, данный излишний вывод суда не привел к принятию незаконного решения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, так как они основаны на правильном толковании норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что в периоды с 01.01.2004 по 03.10.2006, с 01.02.2008 по 31.12.20012 истица осуществляла трудовую деятельность на полную ставку, и у нее имеется выработка рабочего времени, о том, что периоды работы 01.12.1997 по 23.06.1999 и с 02.04.2001 по 31.12.2003 в сельской местности подлежат включению в стаж в льготном исчислении являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом судебном акте.
Данные доводы по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В целом, приведенные в кассационной жалобе заявителя доводы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания отмены состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 6 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пустовит Ю.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.