Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Мартыновой Н.Н, Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тумасян М.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю об отмене решения об отказе в установлении пенсии, по кассационной жалобе Тумасян М.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тумасян М.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее- ОСФР по Краснодарскому краю) об отмене решения об отказе в установлении пенсии.
В обоснование исковых требований указано, что 20 июля 2021 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Страховой стаж Тумасян М.А. состоит из следующих периодов: с 1 сентября 1982 года по 15 июля 1984 года - учеба; с 21 сентября 1984 года по 17 апреля 1989 года - работа; с 18 апреля 1989 года - 31 декабря 1990 года - работа.
Общий страховой стаж истицы с учетом отпусков по уходу за детьми Тумасян С.А, 1 января 1986 года рождения, Тумасян С.А, 16 октября 1987 года рождения, составляет - 8 лет 01 месяц 26 дней. Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) меньше допустимого минимума (ИПК 13, 556 вместо требуемого 21, 0 баллов). Не принят к зачету в страховой стаж Тумасян М.А. период работы с 1 января 1991 года по 1 июня 1994 года в школе-интернате N 2 в Республике Абхазия, а также период работы со 2 октября 2013 года (дата увольнения отсутствует) в должности завхоза в средней школе N 1 (Республика Абхазия). Не принят к зачету период ухода за ребенком Тумасян Андрианой Андрониковной 22 апреля 2000 года рождения (место рождения - Республика Абхазия). Решением от 30 июля 2021 года Тумасян М.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости.
Тумасян М.А. полагает, что данный отказ является неправомерным и нарушает ее права на получение пенсии.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд отменить решение ответчика об отказе в установлении пенсии и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю принять к зачету работу Тумасян М.А. с 1 января 1991 года по 1 июня 1994 года в школе-интернате N 2.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 30 мая 2022 года исковые требования Тумасян М.А. удовлетворены частично. Судом постановлено: решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю от 30 июля 2021 года об отказе в установлении Тумасян М.А. пенсии отменить; возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю обязанность принять к зачету работу Тумасян М.А. с 1 января 1991 года по 1 июня 1994 года в школе-интернате N 2 Республики Абхазия.
В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 ноября 2023 года указанное решение отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Тумасян М.А. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Тумасян М.А. просит решение Адлерского районного суда города Сочи от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 ноября 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, при этом, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 20 июля 2021 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 30 июля 2021 года в удовлетворении данного заявления отказано. По подсчетам ответчика общий страховой стаж истицы составляет 08 лет 01 месяц 26 дней. Величина ИПК составляет 13, 556, вместо требуемой-21.
Ответчиком не принят к зачету в страховой стаж Тумасян М.А. период работы с 1 января 1991 года по 1 июня 1994 года в школе-интернате N 2 Республики Абхазия, в связи с тем, что отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Разрешая спор, суд первой инстанции учитывая положения Соглашения "О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия" от 14 апреля 2015 года, Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения граждан данных государств от 16.05.1997г. пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Тумасян М.А.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с его выводами не согласился и пришел к выводу о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и об отмене решения суда первой инстанции. Разрешая заявленные требования по существу, суд апелляционной инстанции отказал в их удовлетворении с учетом следующего.
Республика Абхазия признана Российской Федерацией суверенным и независимым государством 26 августа 2008 года (на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 г. N 1260 "О признании Республики Абхазия").
Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и Республики Абхазии урегулированы Соглашением от 14 апреля 2015 года, заключенным между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия.
В отношении граждан Российской Федерации, обратившихся за установлением пенсии после 26 августа 2008 г. (т.е. с даты признания Российской Федерацией Республики Абхазия независимым государством) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. не применяется.
Для определения права на пенсию по старости, в том числе, досрочную, лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией, учитывается страховой стаж, исчисленный с учётом периодов работы в СССР до 01.01.1991г, независимо от уплаты страховых взносов.
Соответственно периоды работы на территории Республики Абхазия, имевшие место после 01.01.1991 рассматриваются как периоды работы на территории государства, не заключившего с Российской Федерацией соглашение о пенсионном обеспечении.
В целях оценки пенсионных прав периоды работы, имевшие место после 01.01.1991, гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации из государств, не заключивших с Российской Федерацией соглашения о пенсионном обеспечении (Азербайджан, Абхазия, Южная Осетия) могут быть засчитаны в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав, как периоды работы за границей после 01.01.1991, только при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С учетом переходных положений, согласно статье 35 Закона N400, с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Закона N 400 на день установления этой страховой пенсии (56 лет 6 месяцев для женщин).
Таким образом, с 01.01.2021 для назначения пенсии по старости требуется наличие страхового стажа 12 лет и ИПК не менее 21, 0 баллов.
Общий страховой стаж истицы с учетом периодов ухода за детьми составляет - 8 лет 01 месяц 26 дней. Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) меньше допустимого минимума (ИПК 13, 556 вместо требуемого 21, 0 баллов). Факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период работы отсутствует.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о необходимости применения при разрешении настоящего спора положений Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном толковании подлежащих применению норм права.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, не опровергают их, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления, по доводам, указанным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тумасян М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.